Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Финансовые ресурсы предприятия






Финансы предприятия определяют как совокупность денежных отношений, функционирующих на уровне конкретного субъекта хозяйствования, выражающая формирование, использование, распределение и перераспределение денежных фондов в процессе кругооборота средств на предприятиях, в домашнем хозяйстве и в государстве.

Основная цель финансового анализа – это оценка финансового состояния предприятия и выявление возможностей повышения эффективности его функционирования с помощью рациональной финансовой политики.

Финансы предприятий выполняют в основном две функции: распределительную (стимулирующую) – заключается в формировании и использовании доходов и фондов предприятия и контрольную функцию, которая реализуется через отчетность о финансовых показателях.

Исходя из необходимости осуществлять финансовые отношения на предприятии формируются финансовые ресурсы за счет как собственных источников, так и заемных денежных средств.

К собственным и приравненным к ним средствам относятся доходы:

ü от основной деятельности;

ü реализации имущества;

ü операционной деятельности;

ü внереализационных мероприятий;

ü чрезвычайных ситуаций.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным направлениям:

ü текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

ü инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с техническим перевооружением, реконструкцией, расширением производства, использованием нематериальных активов и новым строительством;

ü инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, участие в других видах деятельности;

ü платежи государству, финансовой и банковской системе, страховым компаниям и в фонды;

ü образование собственных фондов и резервов (на развитие, поощрение и социального характера);

ü благотворительная деятельность, спонсорство и т.п.

Финансовый менеджмент – это управление финансами предприятия для обеспечения финансовых отношений. Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма – совокупности форм, методов, рычагов, правового, нормативного и информационного обеспечения. Финансовый менеджмент должен обеспечивать удовлетворительное состояние предприятия, которое характеризуется комплексом показателей.

Анализ финансового состояния традиционно осуществляется по следующим направлениям:

ü горизонтальный и вертикальный анализ статей баланса;

ü анализ ликвидности баланса;

ü анализ финансовой устойчивости;

ü анализ деловой активности;

ü анализ коэффициентов рентабельности.

Вертикальный анализ основан на расчете удельного веса каждой статьи актива или пассива баланса в итоговой сумме баланса. Горизонтальный анализ баланса основан на расчете изменения каждой из статей баланса в течение определенного периода и характеризует динамику активов и пассивов.

Анализ ликвидности баланса. Ликвидность – это способность активов трансформироваться в денежные средства.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую долю краткосрочной задолженности предприятия можно погасить за один оборот оборотных средств:

Ктл = ОА / КО, (7.1)

где ОА – оборотные актива предприятия; КО – краткосрочные обязательства (краткосрочные пассивы).

Минимальное значение этого показателя 1, но нормальным считается значение 2 и выше.

Коэффициент критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия за период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Это доля краткосрочной задолженности предприятия, которую можно погасить за один оборот дебиторской задолженности:

Ккл = (ДС + ДЗ) / КО, (7.2)

где ДС – денежные средства и высоколиквидные краткосрочные финансовые вложения; ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев.

Нормальным считают значение этого показателя, равное 0, 8-1.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить на момент составления баланса:

Кал = ДС / КО, (7.3)

Нормальным считается значение 0, 2.

Анализ финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия – это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Это стабильность работы предприятия в долгосрочной перспективе.

Коэффициент автономии показывает долю собственного капитала в объеме всех источников финансирования предприятия:

Ка = СК / А, (7.4)

где СК – собственный капитал предприятия; А – активы предприятия.

Нормальное минимальное (нормативное) значение 0, 5. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (нормальное ограничение должно быть меньше или равно 1):

Кзс = ЗК / СК = (АСК) / СК, (7.5)

Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, какова финансовая зависимость предприятия, какая доля имущества предприятия сформирована за счет заемного капитала:

Кзк = ЗК / А, (7.6)

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме (в виде оборотных средств), позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Оптимальное значение коэффициента маневренности 0, 5.

Км = СОС / СК = (СКВА) / СК, (7.7)

где СОС – собственные оборотные средства; ВА – внеоборотные активы.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

Косс = СОС / ОА, (7.8)

где ОА – оборотные активы предприятия.

В зависимости от сферы деятельности устанавливают разные нормативы, но его значение должно быть не менее 0, 10.

Анализ деловой активности. Деловую активность рассматривают как эффективность использования экономического потенциала предприятия, использования ресурсов коммерческой организации. При анализе деловой активности оценивают следующие показатели:

Оборачиваемость активов предприятия (общая капиталоотдача):

Коа = В / А, (7.9)

где В – выручка от реализации продукции; А – среднегодовая величина активов предприятия. Нормативное значение данного показателя ≥ 3…5 (или не более 122 дней, если определить период оборачиваемости).

Фондоотдача – отдача основных производственных средств (1.15). Нормативное значение данного показателя ≥ 0, 5 (или не более 730 дней, если определить соответствующий период оборота).

Оборачиваемость оборотных активов (3.1). Нормативное значение данного показателя ≥ 3 (или не более 122 дней, если определить соответствующий период оборота).

Анализ рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют уровень прибыльности работы предприятия по отношению к сумме использованных активов (показатели рентабельности капитала, рентабельности инвестиций) или по отношению к выручке реализации продукции. Важно различать показатели рентабельности производства, рентабельности продаж, рентабельности собственно капитала.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал