Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс принятия управленческих решений.
Общие требования к оптимальному решению: - Обоснованность - Оптимальность выбора - Правомочность - Краткость и ясность - формулирования - Конкретность во времени - Адресность к исполнителям - Оперативность выполнения. Эффективное управленческое решение – это целесообразное решение, путем реализации которого обеспечивается полное разрешение проблемы, разрешение выраженного в ней социального противоречия Оптимальное решение – это наилучший при данных обстоятельствах вариант цели и способа действий, реализация которого действительно возможна при данной расстановке социальных интересов и обеспечивает максимально возможную результативность в разрешении проблемы ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: 1) По критерию рутинности, повторяемости проблем (проблемных ситуаций): - Если проблема по своему содержанию носит рутинный характер (часто повторяется, имеет много прецедентов), то она относится к категории структурированных и требует программированных решений (т.е. примерно такого же рода, как при решении математических уравнений). - Если же проблема представляет собой не встречавшийся ранее тип кризиса, содержит новизну, то она должна быть отнесена к неструктурированным проблемам, которые требуют непрограммированных решений. 2) По критерию оценки эффективности: - формализуемые, критерий эффективности которых поддается количественному выражению, а обоснование решения – экономико-математическому моделированию; - неформализуемые – т.е. подлежащие логическому анализу. 3) По критерию масштабности содержания и долговременности воздействия: стратегические, тактические, оперативные. 4) По методу окончательного выбора варианта: - рациональные, основанные на большой аналитической работе; - эмпирические, основанные на опыте, на «здравом смысле»; - интуитивные, основанные на предчувствии, воображении, проницательности. 19. Технология принятия и реализации решений, её особенности в национальных моделях управления Технология принятия решений представляет собой определенное распределение решений в организации по каналам движения, уровням и источникам принятия. Для менеджеров эта технология принимает форму соответствующих принципов принятия решений: 1) в зависимости от того, в каком направлении распределяются (движутся) решения в формальной структуре организации, это – иерархия и горизонтальная координация в принятии решений; 2) в зависимости от распределения объемов решений по уровням управления, это – централизация и децентрализация в принятии решений; 3) в зависимости от источников (субъектов) принятия решений, это – индивидуальное и групповое (коллективное) принятие решений. Будучи примененным в управленческой практике в той или иной организации, каждый из этих противоположных принципов становится частью применяемой данной социальной организацией технологии принятия и реализации управленческих решений. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВЕДУЩИХ НАЦ. МОДЕЛЯХ МЕНЕДЖМЕНТА В этом отношении небезынтересно сравнить ''западную'' и ''восточную'' модели менеджмента, их вклад в синтезированный мировой опыт. Для ''западной'' технологии принятия и реализации решений (ярким представителем которой выступает американский менеджмент) характерен механизм, в большей мере опирающийся на иерархию и на индивидуальное (единоличное) принятие решений. Процесс принятия решений при этом находится всегда в руках одного линейного (общего) руководителя, который, в свою очередь, подчинен вышестоящему линейному руководителю. Цепь команд жестко соблюдается, обойти какое-либо из ее звеньев практически невозможно. В американских фирмах линейные руководители получают право принимать решения по распоряжению материальными и трудовыми ресурсами так, как они считают необходимым для достижения поставленных целей. Правильность принятых решений оценивается по результатам деятельности. Менеджер несет всю полноту ответственности за принятые решения и их последствия и, как правило, от этой ответственности не уклоняется и не склонен ее с кем-либо делить. Свобода маневра в принятии решений довольно велика, так как отделениям американских фирм утверждаются обычно лишь главные показатели финансовой деятельности и бюджеты на организацию производства, сбыта, НИОКР, которые при необходимости могут корректироваться. Причем линейный руководитель консультируется прежде всего с руководителями подчиненных ему функциональных подразделений, они выполняют роль экспертов, но не наделяются правами и ответственностью. Обычно до принятия решения выслушиваются и мнения всех других подчиненных, как их групп, так и отдельных работников. В последнее время большое внимание обращается на горизонтальную координацию решений на нижнем, исполнительском уровне, прежде всего с целью разгрузки вышестоящих руководителей от принятия решений по несущественным, текущим проблемам. Кроме того, при этом решаются и задачи развития самостоятельности низовых работников, их ответственности и инициативы. Поэтому много сил и средств затрачивается на обучение исполнителей, низовых работников методикам и алгоритмам принятия решений, что в основном принимает форму так называемого ''team-building'' (''построения командной работы'') и позволяет практически реализовать принцип: " Решение по проблеме должно приниматься на том уровне, где она возникла". Технология принятия решений " в восточной" (прежде всего, японской) модели менеджмента. В этой технологии принятия решений господствует принцип, который противоречит азам западной науки управления: " Никто не должен брать на себя ответственность за решения". На первый взгляд странный, этот принцип (провозглашенный ''боссом боссов'', президентом ''Банка Сумитомо'' Более того, процесс согласования решений часто предельно формализуется, это осуществляется посредством " ринги" – документа с изложением сути проблемы и ее решения, визируемого многими лицами. Проводятся частые координационные совещания, заседание и т.п. Весьма распространено и создание целевых групп с представительством в них различных подразделений для решения определенных проблем. В глазах американцев такая управленческая технология выглядит как склонность японцев ''раздувать проблемы''. Однако на самом деле в таком подходе заключен большой смысл. Решения принимаются медленнее, но осмотрительнее, и степень их обоснованности выше. Долгое консультирование закладывает предпосылки всестороннего ознакомления множества работников с основаниями решения, и, когда оно принято, нет надобности в его дополнительном разъяснении (так называемой ''продаже'') тем, кого оно касается. К тому же проведение работников через весь процесс принятия решения преследует достижение еще одной характерной для японской практики цели – развивать и обучать персонал. Даже для размещения персонала характерна такая планировка (''ландшафтная''), когда начальники и подчиненные одного подразделения сидят в одном большом помещении без перегородок и могут, в случае необходимости проконсультироваться, переставить свои столы так, как это необходимо. Медлительность же на первом этапе решения, когда проясняются его базовые основы, дает выигрыш на последующих этапах – быстрее разрешаются частные вопросы. П. Дракер так оценил различия в американской и японской технологиях принятия решений: американцы делают акцент на ответе, в то время как японцы акцентируют вопрос и все, что его определяет. Кстати, это фундаментальное различие ярко проявляется на переговорах представителей организаций двух стран: японцы сверхтщательно обсуждают базовые, ключевые вопросы, и часто американцы уже начинают терять надежду на продуктивное завершение, однако на следующем этапе японцы готовы в рекордные сроки расправиться с делами. У. Оучи, К. Омас полагают, что японский подход отличается от американского тем, что в нем заложено стремление включать как можно больше людей в процесс принятия решений и превращать это в регулярную практику. Интересно, что для японской модели менеджмента при этом характерна автократия, но без излишней авторитарности, так как, обладая огромной властью, руководители не стремятся взять все на себя и рассматривают подчиненных как активных участников подготовки решений, а не просто бездумных исполнителей. Несомненно, что российская современная модель менеджмента должна вобрать в себя все лучшее из мирового опыта принятия и реализации управленческих решений. Вместе с тем необходимо восстановить и развить лучшие отечественные традиции. В частности, в советский период на лучших отечественных предприятиях удавалось сочетать опору на квалификацию специализированного управленческого труда с производственной демократией, что позволяло достигать высоких производственных результатов не только за счет профессиональной, но и социальной эффективности управления. ''Новое дыхание'' следовало бы придать такому универсальному принципу принятия решений, который вошел в советскую практику с ленинских времен как " Обсуждение - сообща, а ответственность – единоличная". Осуществление этого принципа в новых условиях позволило бы, с одной стороны, развивать коллегиальность, принципы коллективности в принятии решений, с другой стороны, усилить персональный спрос за реализацию решений (исторически это было всегда самым слабым местом в российской управленческой практике).
Содержание и организация бизнес-планирования в организации. Значение бизнес-планирования в управлении предприятием. Бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды: 1) заставляет руководителей мыслить перспективно; 2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений; 3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; 4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности; 5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса; 6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки. Содержание бизнес-планирования определяется спецификой целей бизнес планирования, сроками планирования и философией ведения бизнеса Для среднесрочных и долгосрочных проектов предприятий разработка бизнес-плана — центральный этап в бизнес планировании планировании. Главным его содержанием являются формирование основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации.Основное содержание этого этапа: · развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес; · установление деловых контактов и углубление изучения целей участников; · структурное планирование (определение рисков и бюджета, составление календарных планов); · организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями; · получение одобрения на продолжение работ. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе. Значение бизнес-планирования в управлении предприятием заключается в следующем: 1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента; 2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга; 3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.
Структура и последовательность разработки бизнес-плана. Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. Основные цели бизнес-плана: -выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара; - позиционирование товара на рынке; -определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке; -установление потенциальной конкурентоспособности предприятия; -определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия; -выявление рисков предпринимательской деятельности; -конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; -привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов. Структура бизнес-плана: 1. Резюме 2. Проектируемый продукт или вид услуг 3. Оценка рынка сбыта 4. Конкуренция 5. Стратегия маркетинга 6. План производства 7. Организационный план 8. Юридический план 9. Оценка риска и страхование 10. Финансовый план 11. Стратегия финансирования Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов: 1. Подготовительный этап. На этом этапе определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет. 2. Этап разработки бизнес-плана по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный документ. Второй этап можно разбить на ряд шагов: - сбор информации; - непосредственное написание бизнес-плана. 3. Этап обсуждения бизнес-плана. Руководители, ведущие специалисты структурных подразделений предприятия, консультанты сторонних организаций и авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию, готовят аргументированное заключение. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке, либо о разработке нового варианта. Заключительный этап. На нем выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.).
|