![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт как особая форма социальных отношений. Типология конфликтов в организациях.
Конфликт - это особая форма проявления соц. противоречий, выражающая различия и противоборство взаимозависимых интересов, функций, статусов, силовых полей, ценностных ориентации, эмоциональных состояний социальных субъектов и характеризуемая высокой степенью обострения противоречий, столкновением противоположных векторов в сознании и поведении отдельных людей и групп. Возникновение, развитие и окончание конфликта связано с формированием, развитием и прекращением конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - условия, обстоятельства, формы, в которых вызревает, развивается и завершается конфликт, то есть такие этапы, как предпосылки конфликта, собственно конфликт и последствия конфликта. В этом смысле конфликтная ситуация шире конфликта, конфликт представляет собой лишь этап конфликтной ситуации, следовательно, задача руководителя: не управление конфликтом, а управление конфликтной ситуацией. Предмет конфликта - та проблема, которая породила конфликт, то основное противоречие, которое требует своего разрешения. Объект конфликта - тот объект (та материальная или духовная ценность, та социальная позиция, тот индивид и т.д.), вокруг которого разворачивается противоборство сторон. Типология конфликтов. Наиболее часто основные типы организационных конфликтов выделяются на основе следующих критериев: 1. Критерий содержания (предмета, причины) конфликта. Любой конфликт в конечном счете - это проявление противоречий, объективно присущих системе интересов данного сообщества. Поскольку же противоречия возникают в различных плоскостях социальных отношений, то и типы конфликтов по содержанию следовало бы выделять в соответствие с этими плоскостями: · производственно-экономический конфликт, который имеет 2 разновидности: - социально-экономический (конфликт экономических интересов) - организационно-экономический (конфликт организационно-экономических функций, производственных заданий, ресурсных пропорций и т.д.) · статусный (властно-иерархический), который также может быть подразделен на два основных вида: - структурно-должностной (конфликт должностных полномочий) - властно-силовой (конфликт реальных силовых позиций, реального влияния) · социокультурный (идеологический) - конфликт ценностей, верований, убеждений, принципов · социоэмоциональный (психологический, чувственный) - конфликт чувств, эмоций, расположений, темпераментов. 2. Критерий уровня социальных субъектов (иерархии социальных отношений), можно подразделить на следующие типы: 1) поскольку конфликты возникают на различных структурных линиях подразделены на: вертикальные, горизонтальные и диагональные. 2) уровни социальных субъектов можно понимать и иначе, как уровень индивида, уровень группы, уровень организации. С этой точки зрения внутриорганизационные конфликты можно подразделить на такие типы: - внутриличностный (на уровне сознания индивида); - межличностный (конфликт между двумя индивидами); - конфликт между индивидом и группой - межгрупповой конфликт 3. Критерий степени проявления конфликта. Выделяют: 1) скрытые (латентные) конфликты; 2) открытые конфликты. Под латентным конфликтом фактически понимается инкубационная фаза конфликта. 4. Критерий содержания последствий конфликта. По их последствиям конфликты наиболее часто подразделяют на: 1) конструктивные - это конфликт, который в результате эффективного управления разрешается и даже выполняет позитивные функции. 2) деструктивные - это конфликт, который не разрешен и приводит к кризису и разрушительным последствиям. 3) Также может быть выделен паллиативный конфликт, последствия которого представляют собой только оттягивание разрешения проблемы и чреваты новым скорым обострением ситуации.
|