![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная социальная (хозяйственная) организация как сложная, открытая, адаптивная система. Основные подсистемы организации и факторы ее внутренней среды.
Организация – это открытая социальная система, которая выступает звеном целостного общественного организма и выполняет в нем определенную социальную функцию, осуществляя обмен результатами своей деятельности с другими звеньями и со всем организмом в целом. Организации представляют собой открытые (взаимодействующие с внешним миром), сложные (имеющие не одну, а несколько взаимозависимых целей), адаптивные (реактивное и проактивное поведение) системы. Как системы, организации состоят из взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем. Важная характеристика организации - взаимодействие с внешней средой. Организация адаптируется к внешней среде, а это обусловливает изменения в факторах ее внутренней среды. Эти внутренние факторы – тоже важные характеристики любой социальной организации. Внутренняя среда соц. организации – это весь ее сложный внутренний организм, ее внутренний мир, включающий управленческий механизм и структуру, социальные отношения и операционную систему, динамику и статику внутренней жизни. В качестве важнейших внутренних переменных следует выделить: 1) цели, 2) структуру, 3) задачи, 4) технологию, 5) человека, 6) оргкультуру. 1. Цели орг-ии – это идеальное предвосхищение результатов деятельности организации и способов их достижения, выражающее противоречивое единство объективно существующих в организации уровней и видов общих и частных интересов, а также объективную необходимость разрешения присущих их взаимосвязям противоречий. 2. Структура орг-ии – это логическое соотношение функциональных областей и уровней управления. Оргструктура приобретает различные формы: иерархическая, матричная, смешанная. 3. Задачи - работа определённого содержания, объёма и продолжительности, серия каких-либо работ или часть какого-либо объёма работы, которые должны быть выполнены, как правило, установленным способом в заранее оговоренные сроки. 4. Технология - совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства. 5. Человек в орг-ии – важнейший составной элемент преобразователя, который немыслим без участия этого же человека. Существует 2 подхода: 1) Модель взаимодействия человека и организации с позиции организации. В такой модели организация как система, имеющая вход (человек как ресурс труда), преобразователь (человек и технология) и выход (продукт, услуга), взаимодействующая с внешним миром, включает человека в свою внутреннюю среду, и он становится внутриорганизационным элементом. 2) Модель взаимодействия человека и организации с позиции человека. В её центре находится человек, индивид. Человек предстаёт как существо с опред. потребностями и индивидуальными характеристиками. Организация же предстаёт в этой модели как организац. окружениечел-ка (стимулирующее воздействие-человек-реакция на стимулы-действия)-результаты (для себя/для организации). 6) Оргкультура – это функционирующая в рамках социальной организации система социально наследуемых материальных и духовных факторов человеческой деят-ти, которая, синтезируя сложившуюся в обществе и его подсистемах совокупность социокультурных отношений, выступает как в качестве результата социального поведения людей, так и одновременно – в качестве его регулятора, инструмента социального управления.
|