Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление персоналом как система, структура и процесс.
УП выступает как процесс, представляет собой управленческое воздействие руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, оценку и управление карьерой. Т.е. УП как процесс состоит из ряда функций. Реализация КМ возможна путем создания на предприятиях фирменной системы УП, в которой реализуются функции по УП организации. Система КМ включает 3 уровня: - методологический – разработка концепций, теорий, категорий, принципов, целей и задач; - методический – методы; - организационный – разработка кадроведческих технологий. На основе системы УП формируются структуры УП – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимодействующих в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений в области УП. Структура службы УП определяется характером и размером организации, ее возможностями. 30 человек – минимум для того, чтобы создавать кадровую службу. 35. Кадровое планирование в организации: сущность, этапы, методы, основные направления. Кадровое планирование (КП) - одна из важнейших функций УП. Цель КП – сформировать коллектив на ближайшую перспективу. Временные рамки КП: - Краткосрочное (1-2 года) - Среднесрочное (2-5 лет) - Долгосрочное (более 5 лет) Задачи КП: - Решается вопрос дефицита/избытка рабочей силы. - Сохранение кадровой преемственности (если один готовится уйти на пенсию, то за 3-4 года готовим резерв). Принципы кадрового планирования (КП): - Непрерывность. - Гибкость (коррекция планов). - Экономичность планов. Алгоритм КП: I этап – анализ имеющегося персонала (возраст, пол, стаж, квалификация и т.д.). II этап – анализ потребностей в персонале на конкретный период: прогнозирование. Оно осуществляется рядом методов: o Метод экстраполяции – перенесение вчерашней ситуации в сегодняшний день и в будущее. o Метод экспертных оценок – использование экспертов для определения потребностей в персонале (метод дневников, метод Дельфи, метод блокнота и др.) o Метод математических моделей – использование формул, которые позволяют использовать и методы экстраполяции, и экспертных оценок, и динамику факторов. Каузальное моделирование. o Метод компьютерного моделирования – используют работники кадровых служб на основании информации от линейных менеджеров. III этап – разработка конкретных планов и программ по формированию и развитию персонала. Преимущества эффективного КП: - Оптимизация использования персонала. - Совершенствование процесса приема на работу. - Организация профессионального обучения. - Создание основы для разработки программ по развитию персонала. - Сокращение издержек на рабочую силу за счет продуманной политики на рынке труда. Как показывает практика, такая функция УП, как КП на практике реализуется плохо, фактически сводится к тактическому планированию (краткосрочному, максимум на 1 год). Компании, в большинстве случаев, не разрабатывают стратегию развития. 36. Набор и отбор персонала в организацию: сущность, методы и этапы. Прежде чем осуществлять найм персонала, нужно определиться с требованиями к должности. Инструменты: Должностная инструкция – нормативно-правовой документ, содержащий основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место (изучение осуществляемых процессов, требования к работнику, к его знаниям, навыкам, опыту) Квалификационная карта – документ, в котором отражен набор квалификационных характеристик (образование, навыки, знание иностранного языка, владение компьютером и др.), которыми должен обладать сотрудник данной должности. Карта компетенций – определяет желаемые личностные характеристики человека, его способности к выполнению функций, ролей, типов поведения. 2 источника набора персонала: внутренний и внешний. Выбор конкретного источника зависит от бюджета компании, потребности, ситуации на рынке труда (готовят ли вузы таких специалистов), кадровой политики (либо компания закрытая и выращивает специалистов (Японская модель), либо компания активно взаимодействует с внешней средой). Внешний набор – преимущества: широкий выбор; появление новых людей, новых идей; меньшая угроза интриг; Недостатки: больше затраты (в том числе на обучение); рост текучести кадров; ухудшение психологического климата среди давно работающих; снижение лояльности сотрудников; риск демотивации с принятием нового человека. Методы внешнего набора: - Формирование базы данных на людей для потенциального набора - Объявления в СМИ, в Интернете - Выезд в ВУЗы - Контракты с другими организациями - Обращения в агентства занятости (частные и государственные) - Проведение презентаций, ярмарок вакансий и др. - Временный найм (лизинг) - HeadHunter Внутренний набор – преимущества: высокая степень управляемости кадровой ситуацией; усиление мотивации сотрудников; улучшение психологического климата; низкие затраты. Недостатки: отсутствие притока новых людей (застой); небольшой выбор; продвижение «нужных людей»; переводы не удовлетворяют потребностей растущей организации, конфликтность. Методы внутреннего набора: - Внутрифирменное перемещение персонала - ротация: вертикальная, горизонтальная; не более 25% между подразделениями; - Объявления во внутренних средствах информации; - Просьба к персоналу заняться поиском кандидатов среди коллег; - Сверхурочная работа. Проблемы найма: как показывает практика, предприятия задействуют мало методов, реализуют только внутреннюю ротацию, забывая, что лучше комбинировать методы и источники набора. Отбор персонала - объективный выбор (через методы) наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Отбор предполагает использование конкурсной основы – конкуренция между кандидатами. «Подбор» - (субъективный) стремление создать комфортную и благоприятную среду вокруг субъекта управления и его дела. Принципы отбора: 1.Соответствие качеств кандидата требованиям. 2.Равный доступ любого человека в организацию. 3.Ориентация на сильные стороны и на наиболее квалифицированные кадры. 4.Отказ от приема работников, если потребности в них нет. 5.Отбор должен быть увязан с другими функциями кадроведческого цикла. 6.Отбор включает социологический, психологический и медицинский отбор. 7.Соблюдение законодательных норм и этики (давать обратную связь при отказе). Методы отбора: традиционные и нетрадиционные. 1. Традиционные: Собеседование (на их основе принимается решение о найме в 90% случаев) –цель – оценка степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способностей, потенциала роста, способности к адаптации и т.д. Существует несколько типов, наиболее распространенные – биографические, ситуационные и стрессовые (нетрадиционный метод) собеседования. Биографические – где работали раньше? Увлечения в свободное время? Что бы хотели поменять в жизни? и др. Сложно оценить потенциал кандидата. Ситуационные – кандидат пытается решить задачу, оцениваются способы и результат решения. Также различают формализованные (по заранее подготовленным вопросам), слабоформализованные и неформализовынные собеседования. Ряд проблем, связанных с собеседованием: возможно принятие решения на основе 1 впечатления, сравнение с предыдущим кандидатом, часто благоприятно оцениваются кандидаты близкие собеседующим. Рекомендации к собеседованию: создание психологически благоприятной обстановки, концентрация внимание на требованиях к работе, заготовленные структурированные вопросы. Анализ анкетных данных – биография человека – индикатор его потенциала. Анкеты составляют специалисты отдельно для каждого типа работы. Анализ информации, полученной из анкет, сравнение ее с «идеальной моделью». Достоинства – простота и небольшие затраты. Недостатки – информация только прошлом, невозможно определить потенциал. Резюме – содержит личные данные, цели и причины получить данную работу, предыдущая работа и причины увольнения, образование, дополнительная информация (знание компьютера, языков, наличие публикаций и др.) Наведение справок о кандидате – с места бывшей работы (от сослуживцев, начальников). Испытательныйсрок – в России от 1 до 6 месяцев. Тестирование – оценка по решенным задачам (тестам), установление количественных показателей, определяющих уровень качеств сотрудника. Различают биографические, интеллектуальные, характерологические, психиатрические, тесты на межличностные отношения. Преимущества тестирования – объективная оценка, недостатки – высокие издержки, условность и ограниченность тестов и др. 2. Нетрадиционные: Экспертиза почерку. Стрессовое собеседование. Оценка по реферату (письменному заданию) – кандидат излагает программу работы в случае назначения на должность. Вместо написания реферата кандидат может создать проект, составить доклад, подготовить деловое письмо. 2 условия – тема и ограниченное время. Метод экспертных оценок – интервьирование. Смысл – получение на основе мнений экспертов заключения о качествах претендента. Метод деловых игр – в ходе игры создаются проблемные ситуации для проверки компетентности кандидатов, умения отстаивать свое мнение, реагировать на критику. Метод групповой дискуссии – беседа комиссии с претендентами на будущую должность и выбор наиболее подходящих кандидатов. Требования к кадровой службе по вопросу проведения собеседования: - Пригласить не более 5 кандидатов в один день; - Создать комфортную обстановку - Нужно задавать аргументированные вопросы; - Отказаться от субъективного пристрастия; - Не отвлекаться во время собеседования, - Заранее рассмотреть резюме. Критерии отбора: - Образование кандидата - Уровень его профессиональных навыков - Опыт предшествовавшей работы - Личные характеристики
|