Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование и воспитание 1919-1945
С наступлением индустриальной эпохи, получение образования для буржуазных семей стало возможностью для существования незамужних дочерей. Но все, же образование было преимуществом мужчины, так как в Германии традиционно считали, что женщина – это хранительница домашнего очага и её место в семье. В Веймарской республике по сравнению с другими странами, очень поздно было разрешено женщинам посещать лекции в университетах. В США женщины имели доступ к образованию уже 1853 года, позже на 10 лет эту привилегию получили женщины Франции, с 1870 года Скандинавии, в Голландии и Англии с 1878 года, но ранее всех доступ к высшему образованию получили женщины Швейцарии, уже, с 1840 года в университете Цюриха. Немки могли получать начальное образование, посещение гимназий был крайне редко, в исключительных случаях, но посещать лекции был разрешено с 1896 года. В это время возникшие движения, выступали за улучшение шансов женщин на получение высшего образования. В феврале 1900 года женщины были допущены к обучению в университет Бадена, в 1908 в Пруссии. С 1909 г., несмотря на массовые протесты профессоров, женщины могли зачисляться в студенты во всех университетах Германии. Только в 1896 г. в гимназии королевы Луизы в Берлине впервые были приняты экзамены на аттестат зрелости у 6 девушек, обучавшихся экстерном. В феврале 1900 г. женщины были допущены к обучению в университете Бадена, в 1908 г. - в Пруссии. С 1909 года, несмотря на массовые возражения профессоров, женщины могли зачисляться во все университеты Германии.[2] В период Веймарской Республики доля женщин в университетах возросла с 6.3 до 16% и достигла 20 тысяч человек. Официально высшее образование для женщин закрепили с 1913-1931 год. Многие женщины, получившие высшее образование работали учителями средних школ, но были и те, кто выдерживали жесткую конкуренцию и получали должность преподавателя в университетах, либо адвоката, судьи. К началу 30-х годов более 12 тысяч женщин имели высшее образование, а около 20 тысяч ещё учились. Школьное образование мальчиков и девочек очень отличалось и проводилось раздельно. Девочек в основном обучали новым языкам, музыке, рукоделию. Мальчиков же обучали математическим и естественно-научным предметам или древним языкам. Учеба в школе была не из легких, девочек наказывали за непослушание, оставляли после уроков, а также наказывали телесно. Обычно девочки учились до 10 класса и не получали даже аттестат зрелости. Из воспоминаний одной из учениц народной школы, ясно, что дальнейшее обучение в средней школе было не всем по карману. Даже если девочка была способной, она не могла пойти в среднюю школу из-за материального положения семьи. Средняя школа стоила 9 марок в месяц, к тому же учебники были платные. В небогатых семьях обычно в первую очередь старались дать образование мальчикам, а девочкам считали это не обязательно, их предназначение выйти замуж и стать хорошей матерью.[3] В романе Ремарка «Возлюби ближнего своего» показано как изменилось положение девушек, с приходом к власти Гитлера. Героиня романа Рут рассказывает о том, как ей нравилась студенческая жизнь, а теперь она была вынуждена продать учебники. Изменения в период Веймарской республики повлияли на семейно-брачные отношения: женщины стремились получить высшее образование или достичь успехов в карьере и уже после заводить семью. [4] Национал-социалисты имели свои виды на образование и полностью подчинили его своей идеологии. Женщины были отстранены от руководящих должностей в образовательной сфере, учительницы высших учебных заведений, теперь преподавали в народных школах. Гимназии для девочек были закрыты, остались только средние школы с обучением иностранным языкам и домашнему хозяйству. Большое количество часов отводилось немецкому языку и краеведению. Высшее образование пришло в упадок. Женщины должны были платить 10 процентную квоту при поступлении с апреля 1933 года, но это не удалось реализовать из-за недостатка квалифицированных работников и во второй половине 30-х годов, а также в связи с призывом мужчин в Вермахт в годы второй мировой. (док12) Разрушенная школьная и университетская система стали заменяться различными нацистскими организациями. (док13) Новая власть Германии прекрасно понимала, что молодежь – это будущее страны. Гитлер говорил: " У кого в руках молодежь, у того в руках и будущее. Я начинаю с молодежи. Мы, те, кто стар, - отработанный материал. Мы прогнили до мозга костей. Но моя замечательная молодежь! Есть ли где-нибудь в мире еще столь прекрасная молодежь? Взгляните на этих юношей и подростков! Какой материал! С ними я смогу создать новый мир! Мое обучение будет суровым. Мы выбьем из них слабость. Необычайно активная, властная, жестокая молодежь - вот что я оставлю после себя. Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть слабости и жалости. Я снова хочу увидеть в их глазах отблеск гордости и независимости хищного зверя. Я не стану проводить интеллектуальную подготовку. Знание - это крах для моей молодежи. Я хочу, чтобы они обучались только тому, что дает им их воображение. Но одной вещи они должны научиться - самообладанию. Они научатся преодолевать страх смерти благодаря суровым испытаниям. Это - героическое поколение молодежи, из которого выйдет творец, человек-бог! " [5] В основе гитлеровского представления об образовании лежало его негативное отношение к интеллигентным людям. Он никогда не забывал ужасного удара, полученного им в молодости, когда его не приняли в Венскую академию художеств. После этого он на всю жизнь сохранил презрительное отношение к преподавателям и к интеллигенции вообще. Придя к власти, он всеми способами стремился искоренить интеллектуальную элиту страны. Первым долгом государства, говорил Гитлер, является забота о физическом усовершенствовании молодежи. Мальчики, проходили обучение в Юнгфольк с 10-14 лет, затем переходили Гитлерюгенд. В 18 лет их отправляли в трудовые лагеря, где они учились рыть каналы, строить автобаны, пограничные укрепления и возводить мосты. После их ожидала двухлетняя служба в армии. Девушки, сначала проходили обучение в Юнгмедель с 10-14 лет, с 14-18 лет они состояли в BDM или Союз немецких девушек. С 1936 года в силу вступил закон об обязательном членстве в союзе немецких девушек. Исключение оставляли лишь девушки еврейского происхождения и, другие, исключенные по расовым признакам. В Союзе девушек воспитывали и готовили к материнству, ведению домашнего хозяйства. Единственная цель женского образования, писал Гитлер в работе «Моя борьба», должна рассматриваться, с точки зрения материнства. Чтобы попасть в Юнгмедель, новые члены должны были пройти регистрацию с 1-10 марта каждого года. Регистрация проводилась в местных отделениях союза немецких девушек. Девочки принимались после окончания четвертого класса и должны были соответствовать требованиям организации: быть расовой/этнической частью немецкой нации; иметь гражданство Германии; не иметь наследственных заболеваний. Если девочка соответствовала всем требованиям, её определяли в группу союза по месту жительства. Но для того чтобы стать полноправным членом Юнгмедель, она должна была посещать подготовительные курсы, смысл этих занятий заключался в одном спортивном дне, который включал в себя проверку её мужества и лекций задачах союза. После того как она выполнила все требования. Проводилась церемония посвящения новых членов в союз 20 апреля, в день рождения Адольфа Гитлера. Во время церемонии новые члены приводились к присяге, им выдавали свидетельства о членстве и их лично приветствовал лидер группы. Но этой церемонией ещё ничего не заканчивалось, каждая девочка должна была пройти ещё ряд испытаний в однодневной поездке с группой. Для этого требовалось полгода подготовки. Второго октября каждого года, те, кто прошел, все испытания становились полноправными членами в ходе другой церемонии, где девочки официально получали право носить форму: черный галстук, ремень и коричневый шейный платок с узлом из кожи. Форма членов Юнгмедель состояла из белой блузы, синей юбки, белых носков и коричневых ботинок. Как было сказано выше, девочки оставались в Юнгмедель до 14 лет, после переходили в СНД − союз немецких девушек. Основным направлением СНД было воспитание в соответствии с национал-социалистическими идеалами. Согласно им союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые став женами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут воспитывать гордое и закаленное поколение. СНД организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками, на привалах разводили костры, готовили еду и пели песни, ставили театральные постановки, занимались танцами и учились играть на флейте. Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если в подготовке мальчиков акцент делался на силе, то у девочек формировали грацию, гармонию и чувство тела с помощью гимнастических упражнений. Упражнения подбирались с учетом женской анатомии и будущей роли женщины. Зимой девушки занимались рукоделием и поделками, что вырабатывало нравственное воспитание у девушек. Форма в союзе была стандартной, как и в Юнгмедель, девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шелковые чулки, из украшений разрешалось носить кольца и наручные часы. Гитлер, считал, что форма одежды, должна служить целям воспитания молодежи. Уже к 1944 году СНД, являлся, самой крупной женской молодежной организацией мира, в его составе насчитывалось около 4.5 миллионов человек. Во время второй мировой войны девушки из союза работали в лазаретах, участвовали в противовоздушной обороне и трудились в сельском хозяйстве. В 1937 году была открыта ещё немало важная организация – Школа подготовки нацистских жён. Через них проходили девушки, выходившие замуж за членов СС и функционеров НСДАП. Там их обучали домоводству, уходу за детьми и сельскому хозяйству. Жена – это был идеал женщины для нацистов, им запрещали учиться в вузах, работать в офисах и на производстве. По архивным документам, где приведена инструкция по ведению учебы в школах подготовки нацистских жен, заметно не только антисемитские и антикоммунистические настроения, но наблюдается и антифеменистский настрой. В 1936 году рейхсфюрером СС Генрихом Гимлером был подписан указ о создании специального курса обучения для девушек, желающих стать женами нацистов. «Школу невест» возглавляла глава национал-социалистической женской организации Гертруда Штольц-Клинк, в 1943 году в этой организации состояло около 7 миллионов немок. В эти заведения зачислялись те, кто хотел, кто хотел связать себя узами брака с членами СС и офицерами с 1939 года. Первая школа нацистских жён была открыта на острове Шваненвердер на озере Ванзее под Берлином, вблизи вилл Йозефа Геббельса и рейхсминистра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера. К 1944 году в Германии насчитывалось 32 такие школы. Принимали в эти заведения только ариек, иногда делалось исключение для немок с не более, чем 1/8 частью еврейской крови. У них не должно было быть физических увечий и психических заболеваний, если у кого-либо один из родителей, страдал шизофренией, девушка не принималась. Учебный план состоял из шестинедельного курса, с 1939 года – двухмесячного, в течение, которого девушки обучались не только домоводству, но и основам генетики, учениям о расах, а также истории и политологии, обязательными были 2 урока физической культуры. Важным элементом обучения стало сельское хозяйство, только этот труд признавался достойным немецкой женщины. Кроме всего прочего невесты обучались риторике и светским манерам. Обучение в школах было платным 135 рейхсмарок в месяц, но эти деньги вскоре отбивались, при браке выпускницы с истинным арийцем, государство выдавало им беспроцентную субсидию в 1000 марок на 5 лет (150 тысяч рублей), а при рождении каждого ребёнка из этой суммы прощалось 250 марок. Основой воспитания немецкой женщины тогда были три «К» - kinder, kü che и kirche (дети, кухня и церковь). Именно таким виделся идеал женской деятельности у нацистов. Точнее - у немцев, ведь идеологическая основа что «школы для жён», что роли женщины в обществе была придумана еще до прихода Гитлера к власти. Например, в Штутгарте в 1917 году была открыта первая «Школа матерей», где на фоне тягот первой мировой войны женщин централизованно обучали преданности семье, государству и домоводству. Изучив воспитание и образование девочек и девушек, можно сделать следующие выводы: в период Веймарской республики девочки получали начальное образование в народных школах, учитывая дневниковые записи одной из учениц, жизнь в школе была не из легких. Следующей ступенью были средние школы, в которые попадали не все, так как это было дорого. Если семья была не богата, то образование в первую очередь давали мальчикам, девочкам же считали не обязательно, так как её главная задача в жизни стать хорошей женой и матерью. В школах они получали образование, существенно отличающееся от образования мальчиков, всё это уже указывает на второстепенную роль женщины в обществе Веймарской республики. После первой мировой войны повседневная жизнь женщин очень изменилась и стала более интересной. Они активно поступали в университеты, ходили на различные курсы, стремились сделать карьеру. После окончания высших учебных заведений они работали преподавателями в средних школах, что хорошо влияло на развитие образования в стране и расширение квалифицированных кадров, а те, кто выдерживал конкуренцию, занимали должности адвокатов и судей. Таким образом, период Веймарской республики, являлся новым рассветом в жизни девушек и женщин, хотя и не проходил без тяжелой борьбы, но все, же это были первые зачатки на пути к свободе и независимости в обществе. В 1933 году власть в Германии сменилась, вместе с ней изменилась свободная жизнь женщин и всего населения страны. Нацисты разрушили прежнюю систему образования, закрыли университеты, оставили лишь народные школы. На замену пришли национал-социалистические организации, которые играли важную роль в идеологической пропаганде нацистов. В эти организации брали не всех, девушка должна была пройти ряд требований, а главное быть арийкой и не иметь наследственных заболеваний. В союзе немецких девушек основной упор делался на физическое развитие и подготовку к материнству. Им прививали дух патриотизма, нравственные качества, трудолюбие, молодежь не слонялась без дела по улицам, что конечно, несло в себе огромную пользу для страны и здорового духа немецкого народа. Меры, предпринятые национал-социалистами в области образования и воспитания, вполне благоприятны, естественно, если отбросить антисемитский настрой в обучении молодежи. Нацисты приостановили, хотя и ненадолго феминистское движение, которое вело разложению брачно-семейных устоев, результаты которого мы наблюдаем в современном мире. Реформы в области воспитания девушек, проведенные нацистами можно считать успешными и необходимыми в каждом государстве.
|