Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовая занятость женщин.






В Веймарской республике почти каждая третья женщина работала. Пойти на работу вынуждали, прежде всего, экономические мотивы. После первой мировой войны возросло количество одиноких женщин, вдов, матерей-одиночек, девушки не имели возможности выйти замуж из-за превышения их численности над мужчинами. Отсутствие кормильца способствовало выходу на работу слабого пола. Обычно девушки шли на работу до замужества, по окончанию школы.

Но кроме экономических мотивов были и социальные поводы: женщины просто не хотели сидеть дома из-за прогрессировавших идей эмансипации и равноправия, в частности те, кто приобрели профессию ещё во время первой мировой войны, когда женский труд заметно возрос с уходом мужчин на фронт.[6]

По переписи населения 1925 года занятых мужчин насчитывалось – 20, 5 млн., женщин – 11, 5 млн. В основном работали женщины от 18 до 60 лет. Работниц от 18 лет насчитывалось 14, 9 %, старше 60 – 6, 2 %, правда, в 1933 году количество 18-летних сократилось вдвое, во второй половине существования республике дольше проходило обучение. Среди трудящихся 2\3 составляли не замужние женщины, 1\3 замужние, происходил рост занятости замужних.

Основным занятием женщин было сельское хозяйство, где трудились почти половина женщин, второе место занимала промышленность с ремеслом, прежде всего в картонажной и текстильной отраслях. Женщины трудились также как и мужчины, но получали меньше, их средняя зарплата в годы инфляции всего 40% от заработной платы мужчин, а в годы стабилизации – 70 %. Текстильщицы в анкетах редко упоминают о зарплате, вероятно, она была не больших размеров. Даже те семьи, у которых была жилплощадь, не торопились заводить детей, так как это нарушило бы их материальное положение. [7]

Реакционные силы Германии были против того, чтоб незамужние женщины работали, так как двойные заработки ведут к безработице мужчин, разрушают семью и ведут народ к катастрофе. Они считали, что женщина должна быть более практичной – тогда она сможет рациональнее и экономнее распорядится заработком мужа. Но даже с приходом к власти фашистов, число рабочих женщин не изменилось, она захватила довольно широкие общественные круги, в том числе немало организованных рабочих, мешала устройству на работу женщин, их борьбе за повышение зарплаты и вообще приводила к психологическому дискомфорту работниц.

Веймарская конституция впервые в истории Германии предоставила избирательные права женщинам, которые составили более половины избирателей и были также включены в числе депутатов. Хотя и приходилось на двух работающих мужчин одна женщина, всё же даже в рабочих организациях женщин было несоразмерно мало. Так на съездах, которые шли за СДПГ Свободных профсоюзов в 1919 году из 644 делегатов женщин было – 6, а в 1925 из 311 – 4, в самой организации при 20 % членов - женщин, на съездах партии оказывалось приблизительно 12% делегаток. [8]

Но, несмотря на традицию, невысокую зарплату и нелёгкий труд, общественная активность женщин в Веймарский период росла. Так по опросу 1928 года 150 текстильщиц находили время и силы для работы в СДПГ социалистической рабочей молодёжи, в Свободных профсоюзах, в производственных советах.

После прихода к власти нацисты стали рассматривать стремление женщин к профессиональной, политической или академической карьере как противоестественное явление. Высшим счастьем для женщины должно было быть ее пребывание у семейного очага рядом с мужем. Не случайно ещё в 1921 г. НСДАП приняла решение о том, что женщин не следует допускать до высоких партийных и государственных постов. Уже с весны 1933 года началось планомерное освобождение государственного аппарата от занятых в нем женщин. Увольняли не только сотрудниц учреждений, но и замужних женщин-врачей, так как нацисты объявили заботу о здоровье нации такой ответственной задачей, что её нельзя доверить женщине. В 1936 г. были освобождены от должности замужние женщины, работавшие судьями или адвокатами, так как их мог содержать муж. Резко сократилось количество женщин-педагогов, а в женских школах основными учебными предметами стали домоводство и рукоделие.

Фактически объявлялся запрет на высшее образование для женщин. Уже в 1934 г. в немецких университетах осталось всего 1500 студенток, когда в 1930 году насчитывалось 32 тысячи. Примечательна и судьба женщин депутатов последнего веймарского рейхстага: 4 - покончили с собой, 10 - попали в концлагерь, 30 - находились под домашним арестом, а 43 - были вынуждены эмигрировать из страны.

Более дифференцированную политику проводил режим в отношении женщин, занятых на производстве и в сфере услуг. Нацисты не тронули ни те 4 млн. женщин, которые работали «домашними помощницами», ни многочисленный отряд продавщиц, рабочий день которых оплачивался не полностью. Напротив, эти занятия были объявлены «типично женскими». Всячески поощрялся труд незамужних девушек - с января 1939 года трудовая повинность стала обязательной для всех незамужних женщин моложе 25 лет, главным образом, их, направляли в деревню или служанками к многодетным матерям.[9]

В 1936 г. экономический кризис был преодолен, но стремление нацистского руководства к неограниченному вооружению привело к новым сложностям в экономике. Нужна была дополнительная рабочая сила, и конечно, нацисты вновь обратились к женщинам. В 1938 году генеральный уполномоченный по четырехлетнему плану Герман Геринг ввел так называемый обязательный год. Все женщины моложе 25 лет, не состоящие в браке, которые желали поступить на работу в табачную, текстильную, швейную промышленность или стать служащими на частных и государственных предприятиях, сначала должны были отработать один год в сельском или домашнем хозяйстве, помогая многодетным матерям и крестьянкам. Несмотря на жалобы предпринимателей, терявших рабочую силу, в 1939 г. в обязательном годе участвовало 217 тысяч девушек, а в 1940 году около 336 тысяч.

С началом второй мировой войны увеличилось рабочее время женщин, были частично или полностью отменены постановления об охране женского труда на военных предприятиях, в сельском хозяйстве и органах управления. Но нацистский режим и предприниматели, заинтересованные в сохранении внутреннего мира, постоянно проявляли заботу о работающих женщинах: создавались новые детские площадки и детские сады, на предприятиях организовывались учебные курсы по ведению домашнего хозяйства.

Опасаясь «удара кинжалом в спину», Гитлер не решился ввести всеобщую трудовую повинность. Он ограничился лишь призывом к немецким женщинам с призывом присоединиться к миллионам " соотечественниц", уже находящихся в процессе трудовой деятельности на благо страны. Острая нехватка рабочей силы с 1940 года пополнялась за счет принудительного труда миллионов иностранных рабочих. Министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер пытался усилить использование женского труда, но встретил сопротивление Геринга, начальника партийной канцелярии Мартина Бормана и генерального уполномоченного по труду Фрица Заукеля, в результате планы Шпеера потерпели неудачу. Только в 1943 году под знаком тотальной войны для женщин от 17до 45 лет были введены регистрация и проверка работоспособности. Однако разного рода исключения из правил свели полезный эффект этого распоряжения к минимуму: в течение года было мобилизовано только около полумиллиона женщин. При этом жены и дочери партийных функционеров, предпринимателей, чиновников всячески уклонялись от трудовой повинности. Возмущение представительниц рабочего класса и мелкобуржуазных слоев заставляло некоторых руководителей третьего рейха бороться с этим явлением. Общим итогом нацистской политики, в области женского труда, стало замедление темпов роста занятости женщин: если за первые шесть лет нацистского господства число работающих женщин увеличилось на 2, 3 миллиона человек, то за 1939-1944 года оно возросло только на 0, 3 миллиона. Гитлеровский режим не смог использовать гигантский потенциал неработающих женщин, составлявший более 6 миллионов человек. Вместо этого национал-социалистическое руководство на завершающих этапах войны привлекало девушек для помощи вооруженным силам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал