Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевые задания.
1) Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно, когда захочется есть. Если он затрудняется, объясните это словами, попросите его показать то, что нужно сделать: если понадобится, пусть покажет с помощью игрушек. Нормативы: 4 года — объясняет с помощью слов. Задание позволяет выяснить общую осведомленность ребенка.
2) Спросите у ребенка, что такое стул, лошадь, кукла, хлеб, карандаш, расческа, машина и т.д.
Нормативы: 5 лет — объясняет, главным образом, на примере конкретной ситуации употребления или использования. Задание демонстрирует развитие у ребенка способности определять слово по употреблению.
3) Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит — пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой. Нормативы: 2, 5 года — достает предметы из-под стола 3 года — выполняет задания в действенном плане, может ошибиться в 1—2 направлениях 4 года — выполняет все задания. Задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве и существование первых пространственных представлений.
4) Расскажите ребенку простую сказку, попросите его рассказать ее вам снова и подобрать предметы, относящиеся к сказке. Нормативы: 4, 5 года — выполняет задание. Задание демонстрирует развитие способности к усвоению определенных смыслов, понимание содержания, позволяет оценить возможности произвольного припоминания, а также собственно память ребенка.
5) Модифицированная методика двойной стимуляции. Методика представляет собой модификацию методики Выготского–Сахарова, которая была выполнена в дипломной работе Е.Ю. Семеновой (1983, научный руководитель В. В. Лебединский) для изучения динамики ранних форм понятийного мышления. Разложите перед ребенком стимульный материал. КРУГИ: большой высокий красный; малый высокий белый; малый низкий синий; ПОЛУКРУГИ: большой низкий желтый; малый высокий синий; малый низкий зеленый; ТРАПЕЦИИ: большая высокая белая, большая низкая зеленая; малая низкая красная; ШЕСТИУГОЛЬНИКИ; большой высокий зеленый; большой низкий синий; малый низкий белый; ТРЕУГОЛЬНИКИ: малый высокий красный; большой низкий желтый; малый низкий желтый. Покажите ребенку маленькую фигуру желтого или зеленого цвета и скажите ему: «Посмотри внимательно на все разложенные перед тобой фигурки и выбери из них все те, которые подходят к этой фигурке или по-твоему на нее похожи». Если ребенок волнуется и долго не приступает к решению, следует дать вторую инструкцию: «Смотри внимательно, чтобы не ошибиться. Надо выложить все подходящие фигурки. Когда выберешь, скажи об этом мне». После того как ребенок осуществит ряд проб, спросите его: «А теперь объясни мне, пожалуйста, если можешь, почему ты выбрал эти фигурки?» В протоколе фиксируются все выборы ребенка, его высказывания, а также замечания самого экспериментатора. Нормативы: · 4 года — создает ассоциативные комплексы–коллекции, подбирая к образцу все фигуры, чем бы то ни было его напоминающие; ассоциации ведут за собой организацию выбора, но ребенок вновь и вновь возвращается к образцу и пытается сосредоточить на нем внимание; попытки ребенка объяснить свое поведение несовершенны: он путается, смущается, замолкает · 5 лет — решает по типу ассоциативного комплекса, в основном ведет.подбор фигур по цвету, реже по форме, совсем редко по размеру; сначала работает, потом пытается объяснить, речь еще не организует самостоятельную деятельность ребенка Методика позволяет выявить а) способность ребенка к самостоятельному вычленению абстрактных признаков для установления сходства б) развитие способности к некоторой иерархизации этих признаков.
6) Задание на конструирование предметов из деталей. Предложите ребенку детали простых игрушечных предметов и попросите его построить из них стол и скамейку. Нормативы: 3, 5 года выполняет задание. Задание демонстрирует развитие конструктивного праксиса.
7) Задание с речевыми замещениями в игре. Организовывая игру с ребенком (приготовление обеда, поездка на машине, прогулка и т. п.), замените ряд отсутствующих объектов словами, имитируя жестами их реальное существование и действия с ними. Нормативы: 3 года — легко принимает замещение предмета словом. Задание демонстрирует возможность абстрагирования действия с предметом от самого предмета, развитие пониманий предметного значения слова и усвоения его символической функции.
Оценка внимания. В течение всего обследования выясняют умение ребенка длительно концентрировать внимание при выполнении задания, сохранять целенаправленность действий; отмечают отвлекаемость В качестве специального экспериментального приема исследования внимания ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему объектов (30—40 карточек) карточку с аналогичным предъявляемому изображением. Для этого ребенка сначала спрашивают, что нарисовано на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задания, то обе карточки убираются из его поля зрения и ему предлагают следующую карточку. Нормативы: · 3 года — находит 5–6 изображений из 10 · 3, 5 года — находит 8–10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут иметь место специфические ошибки, когда ребенок подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком; как правило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек · 4 года — легко выполняет задание
|