![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика особенности формирования предречевой и речевой сфер
Учитывая сложность экспериментального выявления состояния развития предречевой сферы, мы предлагаем использовать метод опроса родителей для получения более-менее адекватного представления о состоянии развития экспрессивной и импрессивной ее сторон. Следует помнить, что у детей до 2, 5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы. Ниже приводится опросник с раскрывающими психологический смысл вопросов положениями. Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы, которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты: А) среднюю длину предложений (норма: 2—4 слова); Б) попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в появлении неправильных слов типа «пальты», «трепаю» и т. д.); В) владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3, 5 лет уже легко может трансформировать фразу: «Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще» во фразу: «Тетя сказала, что она хочет поиграть со мной еще»); Г) использование сложных предложений (норма: после 3 лет). Д) использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которых происходили в других местах и в прошлом) Е) использование речи в таких целях, как размышление, предположение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях) Ж) развитие способности ведения диалога, поддержания темы (норма: дети старше 3, 5 лет легко придерживаются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему); З) развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3, 5 лет могут попросить повторить, что Вы им сказали, если они Вас не поняли или не расслышали они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому); И) существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3, 5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь при этом они могут сделать это вежливо, используя что-нибудь, кроме «пожалуйста», а также какими-нибудь обходными путями); К) развитие равных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой). Образец опросника, уточняющего состояние предречевого и раннего речевого развития ребенка
В качестве специальных экспериментальных приемов оценки развития речевой сферы обычно используются следующие. 1) Называние объектов. Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» Нормативы: 18 мес. — называет 1 объект 2 года — называет 2–5 объектов 2, 5 года — называет все объекты Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.
2) Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т.д.» Нормативы: 18 мес. — указывает 1–2 картинки правильно 2 года — указывает на 5 картинок Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.
3) Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол. корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» Нормативы: 2 года — называет 3–4 картинки; 2, 5 года — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель; 3 года — называет все, за исключением 1—2 картинок, из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель; 3, 5 года — называет практически все картинки. Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.
4) Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д. Нормативы: 18 мес. — выполняет 2 инструкции. 2 года — выполняет 4 инструкции 2, 5 года — выполняет больше 10 инструкций. Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.
|