![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешние эффекты и теорема Коуза
Внешние эффекты (экстерналии) — величина полезности или издержек, которые не отражены в условиях контрактов. Теорема Коуза. Проблема внешних эффектов началась с анализа ситуаций, когда один экономический агент оказывал вредное влияние на другого экономического агента, что было побочным результатом его основной деятельности. Вредное влияние интерпретировалось как нарушение принципа эффективности. В результате предлагались варианты: а) возложить ответственность за причиненный ущерб на того, кто его производит; б) установить налог для производителя вредного влияния на других; в) изменить местоположение или график работы производителя.
По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть: Потребительская экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной функциональной зависимости для другого человека (шумовое загрязнение). Технологический внешний эффект — экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.(пчелы) Денежный внешний эффект — эффект, возникающий вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента приемов конкуренции другого экономического агента. Внешние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте. Внутренние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте.
Рынок и фирма Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений. Контракт. Контракт, договор (юр.) – это соглашение, устанавливающее права и обязанности сторон и оговаривающий сроки действия соглашения. Рынок как институциональное соглашение Рыночный механизм управления контрактными отношениями предполагает осуществление обмена независимыми контрагентами, гарантиями против оппортунизма которых служит легкость расторжения договора и/или обращение пострадавшей стороны в суд. Рынок — это множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.
|