![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №9. Педагогика как наука
1. Педагогика в системе общечеловеческого знания. 2. Теории и подходы в педагогической науке. 3. Основные категории педагогики. Методология науки. Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго раздела нашего предмета, к «педагогике». Слово вам, конечно, хорошо знакомо. В ходе изучения раздела мы рассмотрим основные педагогические категории, сущность процесса обучения, воспитания, развития и образования. Вся наша жизнь устроена таким образом, что нас постоянно обучают и воспитывают, заботятся о нашем образовании. Но, и мы ведь, в свою очередь, кого-то обучаем, воспитываем, на кого-то влияем, кому-то показываем пример, а с кого-то берём. Считается, что в педагогике, медицине, политике и футболе разбираются все. А так ли это на самом деле? Будете ли вы работать по своей специальности – неизвестно, но в области обучения и воспитания – обязательно. Хотелось бы, чтобы знания, навыки, представления и умения, полученные в результате освоения нашего курса, помогли вам в профессиональной деятельности и в семейной жизни. Есть, оказывается, в этой древнейшей науке свои закономерности, которые лучше учесть, чем открывать заново. Прежде чем решать задачи психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности, необходимо уяснить исторические и научно-теоретические предпосылки формирования, а также сущность и содержание науки педагогики. Объект педагогики Объект педагогики - реальность, воспри нимаемая через призму накопленных наукой знаний. Педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих че ловека. При этом человек должен рассматриваться как целостность, в ко торой в единстве сочетаются биологическое и социальное. Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражаю щее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаи мосвязями и большой динамичностью. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педа гогической действительности, данные педагогических измере ний. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в систему научного знания. Таким образом, объектом педагогики являются процессы обучения, воспитания и развития личности. Предмет педагогики Важной составляющей предмета педагогики является управление процессом развития личности и индивидуальности. Предмет педагогики - закономерности обучения, воспитания и развития личности. Педагогика как наука изучает процессы развития и формиро вания человека во взаимодействии с социальными инсти тутами общества, процессы, реализующие воспитательные функции. Таким образом, пред метом педагогики является педагогический процесс. Говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изу чается педагогом. Задачи педагогики Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов, организационных форм обучения и воспитания и построения на этой основе педагогического процесса Функции педагогики Функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях; - изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов; - выявление устойчивых связей и закономерностей в педаго гических явлениях; - прогностическое исследование педагогической деятельности. Технологическая функция имеет также три уровня реализации: - разработка методических материалов; - внедрение достижений педагогической науки в педагогиче скую практику; - оценка влияния результатов научных исследований на прак тику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Основные педагогические технологии: 1. традиционное обучение; 2. педагогика сотрудничества; 3. развивающее обучение; 4. игровое обучение; 5. проблемное обучение; 6. эвристическое обучение; 7. программированное обучение; 8. контекстное обучение; 9. активное обучение; 10. дидактическая эвристика; 11. частнопредметное технологии обучения; 12. авторские педагогические технологии; 13. авторские педагогические технологии; 14. компьютерные технологии обучения; 15. разноуровневое обучение; 16. метод проектов. Взаимосвязь психологии и педагогики Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф. Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф. Лесгафт, которому также принадлежит исследование «школьных типов». Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Психология и педагогика в системе гуманистических наук
Современные отечественные психология и педагогика входят в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращены к человеку. Непосредственно отношение к психологии и педагогике имеет философия. Философские вопросы - отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют практическое решение психолого-педагогических задач (цели образования, его содержание и др.). Со второй половины XX века стали активно развиваться отрасли философского и социологического знания, тесно связанные с психологической и педагогической проблематикой: философия психологии, философия образования, социальная психология, социология образования и др. Существенное значение для психологии и педагогики имеет этика. Выводя нормы морали и нравственности, она не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и образцы поведения. Этим занимается психология и педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. В результате взаимодействия с эстетикой, становится возможным разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания. Психология и педагогика связана с естественными науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, гигиена и др.). Логика во многом определяет структуру психологических и педагогических исследований, содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Логические схемы, фигуры, законы являются необходимой основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой. Связи психологии и педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов и др.) важны для решения психолого-педагогических проблем с использованием аппарата этих наук (например, моделирования и алгоритмизации). 2. Теории и подходы в педагогической науке. В педагогике различаются несколько относительно самостоятельных и с разным уровнем распространенности педагогических теорий, которые можно условно объединить в несколько групп. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из основных начал всего существующего и распространил это представление на человека. В современном виде они разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж.Пиаже, Н.Хомским и их последователями. В их основе лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Образование и воспитание выступают обязательным условием приобретения такого опыта. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Кроме того, уже Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание в связи с чем указывал на образовательное значение грамматики, риторики, диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология). Томистский подход в воззрениях Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Для него важнейшим субъектом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя. Гуманистические теории имеют в своей основе воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова ее главная задача. Многие гуманисты того времени первостепенное значение придавали устройству школьного обучения и воспитания. Ряд их ценных трудов был посвящен воспитанию принцев и княжеских детей. В начале XX века гуманистическая педагогика пережила новый взлет. В современной педагогике гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и учеников их школы. Основы апперцептивных теорий изложены в трудах Дж.Локка, развиты И.Гербартом и экспериментально обоснованы Ж.Пиаже. Обучение базируется на ассоциации новых идей и имеющихся элементов опыта человека. Бихевиористская теория представлена трудами Б.Ф.Скиннера, в которых подчеркивается возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая систематизация целей педагогического процесса. Педоцентристский подход базируется на идеях Сократа, который считал, что добродетель есть знание и что ей, поэтому, можно и нужно учиться. Для этого он создал особый метод преподавания, носящий и ныне его имя, предполагающий «наведение» педагогом обучаемого на необходимую мысль. В связи с этим, основными функциями учителя становятся консультирование и помощь в саморазвитии человека. Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) изложены в трудах Ж.Пиаже и его последователей. Они предусматривают формирование у обучаемых интереса к новому знанию, подачу учебного материала, формулирование гипотезы, отбор необходимых идей (понятий) для ее подтверждения и объяснения. Такой алгоритм развивает интеллектуальную сферу учеников. В Росси технологии проблемного обучения разрабатывают М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и их последователи. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С.Кьеркегора, М.Бубера, Н.И.Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия человеком решения. Сторонники подхода считают, что главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ее ответственность за себя и за мир. Анализ основных отечественных педагогических теорий показывает, что рассмотренные подходы в той или иной степени нашли отражение в каждой из них. В то же время их научные результаты реализуются в различных отраслях педагогики. Отрасли педагогики Общая педагогика исследует общие закономерности обра зования и средства решения педагогических задач. В курс об щей педагогики входят: - педагогика индивидуальности изучает человека, индивиду альность, его основные сферы (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную), закономерности, принципы, формы и методы их развития; - педагогика личности исследует личность и общество, чело века как главную ценность общества, познание, труд, отечество, красоту, моральные и материальные ценности, целостный педа гогический процесс как фактор формирования личности; - интерсоциальная педагогика изучает человечество, приро ду, планету, экологическую культуру, гражданское отношение к историческим, духовным и материальным памятникам культу ры, личное отношение к таким последствиям деятельности че ловека, как межнациональные конфликты, войны, милитариза ция, аварии, катастрофы; формирование интерсоциальных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях – правах человека; достижение гармонии природно-биологического, со циального и духовного в развитии человека. Педагогика школы имеет своим предметом изучения педа гогические теории, системы, технологии: человек треть своей жизни проводит в школе (от яслей до вуза), поэтому здесь де лается акцент не только на формировании знаний (основ наук и профессиональных), но и на обучении навыкам межлично стного и делового общения, самопознания, азбуке эмоций и других психических состояний, выработке жизненной фило софии, системы ценностей. Возрастная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая про граммы осуществления этой работы, прежде всего, в условиях учебно-воспитательных учреждений. Социальная педагогика – это наука о подготовке человека к взаимодействию с различными социальными институтами и социальной средой в целом. Отраслевая педагогика включает изучение проблем профес сионального образования. Предметом отраслевой педагогики яв ляется изучение закономерностей специальной подготовки лю дей к определенным видам деятельности (педагогической, инже нерной, военной, юридической и пр.) в различных условиях. Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечение и реа билитацию), дефектологию (работа с детьми, имеющими за держки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабо видящими и незрячими детьми), логопедию (работа по исправ лению дефектов речи). Предметом изучения являются специальные педагогические воздействия на больных детей. Сравнительная педагогика. Ее предмет – педагогическая теория и практика зарубежных стран, возможности использо вания зарубежного опыта в отечественной педагогике. История педагогики и образования рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики. Частные методики преподавания отдельных предметов (част ные дидактики) изучают проблемы преподавания учебных предметов в школе. Начинают все отчетливее выступать и оформляться педаго гика взрослых (акмеология), теория обучения взрослых (андрагогика). Сегодня начинает завоевывать свое право на сущест вование педагогика старости (герогогика). Разделы педагогики Философия образования – раздел педагогической науки, изучающий роль философских учений для понимания сущно сти образования, определяющий идеологию обучения и воспи тания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации. Теория и методика воспитания – раздел о теоретических ос новах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности социальных институтов. Дидактика – раздел, в котором рассматриваются общие ос новы обучения. Школоведение (педагогический менеджмент) – раздел об основах управления и организации деятельности образова тельных учреждений.
3. Основные категории педагогики. Методология науки. Категории, как известно, представляют основные, фунда ментальные в данной науке понятия. Необходимо выделить три группы таких категорий. 1 группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуаль ность» и «личность», т. е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на измене ние которых влияет педагогическая практика. 2 группа характеризует предмет педагогики, т. е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, обра зование, воспитание, обучение. 3 группа – категории, объединяющие педагогические средства. Это педа гогическая деятельность, образовательный процесс, педагоги ческое взаимодействие. Образование и социализация человека Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической ка тегории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социально го существа. Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и об разованность. Образованный человек – это человек знающий, компе тентный в своей деятельности, развитый и воспитанный. Социализация – это взаимодействие человека с окружаю щей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство со циальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадле жит. Развитие, воспитание, обучение Развитие – это изменение, представляющее собой переход простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Физическое и психическое раз витие человека подчиняется общим закономерностям. Рост организма (количественные изменения) связан с изме нением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в ор ганизме приводит к переходу к более высоким ступеням. Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание – развитие социальных качеств (личностных свойств) под воз действием других людей. Общая социальная функция воспитания - передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и может лишь способствовать со циализации. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий: 1. обеспечение включенности моло дых людей в реальные социальные отношения, возник новение у них объективного и субъективного отношения к дея тельности. 2. самореализация в процес се социального взаимодействия. Обучение – процесс взаимодействия между обучающим и обучаемым, направ ленный на формирование знаний, умений, навы ков, социального опыта и личностных качеств. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий обучаемого. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Обучение способствует об разованию полноценной личности, развивает индиви дуальность. Педагогическая деятельность - воздейст вия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и са моразвития индивидуальности. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, она подразумевает педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями её осуществления. Движение педагогического процесса, его этапы – это переход от оной педагогической задачи к другой. Первичной единицей педагогического процесса являются только оперативные задачи. Все педагогические задачи решаются при наличии следующих этапов: 1. Анализ ситуации и постановка педагогической задачи. 1. Проектирование вариантов решения и выбор оптимального
1. Практическое решение педагогической задачи 1. Анализ результатов решения Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществле ния образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является термин «учебно-воспитательный процесс». Педагогическое взаимодействие - категория, отражающая процессы взаимодействия учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития. Важнейшим условием формирования учебной деятельности, является структурирование взаимодействия педагога и учащегося. Под структурированием взаимодействия понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур. Методологическую основу большинства направлений современной отечественной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем. Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. Психологией и педагогикой используются широкий спектр методов исследования, к числу наиболее применяемых из которых, прежде всего, относятся: 1. Метод наблюдения - изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. 2. Метод эксперимента, который в отличие от наблюдения предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться. 3. Метод диагностической беседы (интервью) представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов на определенный перечень вопросов, задаваемых участнику (участникам) педагогического процесса. 4. Метод анкетирования дает возможность изучать психолого-педагогические процессы на основе анализа ответов опрашиваемых на заранее составленный перечень вопросов. Однако, как и сами вопросы, так и ответы излагаются письменно.
5. Метод анализа результатов деятельности – изучение психолого - педагогических явлений на основе изучения объема и качества решаемых исследуемыми или группами учебных, профессиональных и других задач. 6. Метод анализа документов позволяет изучать психолого-педагогические явления на основе изучения содержания документов (характеристик, дипломов, актов, протоколов и др.), касающихся объектов и субъектов педагогического процесса. 7. Метод обобщения независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок. 8. Биографический метод дает возможность изучать психолого-педагогические явления на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий обучения, воспитания и психологического развития. Частные методы - способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и обеспечивают их самостоятельное функционирование. Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке. Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у обучаемых познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Ныне поставлен вопрос о необходимости специальных естественнонаучных исследований в связи с особой деятельностью в экстремальных условиях. Наличие четкой методологической и естественнонаучной основы психолого-педагогических исследований позволяет вести более глубокое изучение проблем отечественной психологии и педагогики, сосредоточивать наибольшие усилия ученых на решении актуальных задач обучения и воспитания современного человека. Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго раздела нашего предмета, к «педагогике». Слово вам, конечно, хорошо знакомо. В ходе изучения раздела мы рассмотрим основные педагогические категории, сущность процесса обучения, воспитания, развития и образования. Вся наша жизнь устроена таким образом, что нас постоянно обучают и воспитывают, заботятся о нашем образовании. Но, и мы ведь, в свою очередь, кого-то обучаем, воспитываем, на кого-то влияем, кому-то показываем пример, а с кого-то берём. Считается, что в педагогике, медицине, политике и футболе разбираются все. А так ли это на самом деле? Будете ли вы работать по своей специальности – неизвестно, но в области обучения и воспитания – обязательно. Хотелось бы, чтобы знания, навыки, представления и умения, полученные в результате освоения нашего курса, помогли вам в профессиональной деятельности и в семейной жизни. Есть, оказывается, в этой древнейшей науке свои закономерности, которые лучше учесть, чем открывать заново. Прежде чем решать задачи психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности, необходимо уяснить исторические и научно-теоретические предпосылки формирования, а также сущность и содержание науки педагогики. Задание для самостоятельной работы Изучить методологическую базу педагогики как науки.
1. История педагогики. 2. Роль педагогических знаний, навыков и умений в деятельности специалиста. 3. Основные категории педагогики. Методология науки.
|