Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №6. Психическая регуляция поведения и деятельности
1. Понятие деятельности, поведения, адаптации и психической регуляции. 2. Регуляция познавательной деятельности. 3. Регуляция эмоциональных состояний и поведения. характеристики выпускника ВУЗа, он должен: обладать психологи ческой культурой, иметь представление: о психической регуляции поведения и деятельности и владеть простейшими приемами психической саморегуляции. 1. Понятие деятельности, поведения, адаптации и психической регуляции Человек – это самоуправляемая система высочайшей сложности. Давайте вспомним, что существуют три основные функции психики: 1. Отражение окружающей действительности. 2. Сохранение постоянства внутренней среды и целостности организма. 3. Регуляция поведения и деятельности. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики (объединение, углубление взаимодействия, развитие связей между сторонами), которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Схема 1. Функции психики 1. Отражение окружающей действительности (псих. процессы) ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ к условиям окружающей среды(объединяющая функция психики) 2. Обеспечение постоянства внутренней среды и целостности организма 3. Регуляция поведения и деятельности Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, которая существует благодаря единству психических и физиоло гических процессов. Деятельность организма осуществляется благодаря интегриру ющей роли центральных и периферических отделов нервной системы. Но деятельность была бы невозможна, если движения. Классификация деятельности В классической психологической доктрине традиционно различают виды деятельности: игра, учение, труд и творчество. Также выделяют: 1. познавательная (психические процессы) 2. преобразовательная 3. ценностно-ориентационная (духовно-оценочную) 4. коммуникационную (общение) 5. художественное творчество. Роль деятельности в проявлении психических феноменов заключается в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы можем лишь по результатам его деятельности. ПОВЕДЕНИЕ (в широком смысле) – это внешние проявления психической деятельности человека. В узком смысле поведение - это система человеческих поступков, отражающих отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе (нравственная и правовая активность личности). Поведение человека определяется не только его сознанием. Поведение в среде осуществляется тремя уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоциональным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логическими программами. Наличие в психике человека этих уровней регуляции обусловливает следующие разновидности человеческих реакций и действий: 1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избегания физически опасных ситуаций, боли); 2) привычно-автоматизированные подсознательные действия (рефлексы, инстинкты, автоматизированные действия, привычки); 3) сознательные, волевые действия. Проблема регуляции состояний человека и его по ведения в целом - это центральная проблема всей психологической нау ки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состо яний, поведения и деятельности, т.е. каковы механизмы психической адаптации. Механизмы адаптации выработаны в процессе эволюции, они обес печивают активное при способление организма к постоянно изменяющимся условиям физической и социальной среды. История вопроса берет начало с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон цепцию о постоянстве внутренней среды организма. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др. Понятие адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его соответствие условиям среды, выражая уровень приспособленности к ним (профессиональная адаптация), с другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления к меняющимся условиям среды (адаптация к стрессу, адаптация анализаторов). Различают адаптацию физиологическую (изменении чувствительности при изменении условий физической среды), адаптацию социально - психологическую (при включении в новую группу), адаптацию профессиональную (при включении в новые виды деятельности). Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием этих подсистем и обеспечивает новые интегративные качества, отражающие адаптационный потенциал личности. Успешность адаптации определяет ся нормальным функционирова нием всех уровней. Взаимосвязь этих уров ней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую. Адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не до стигнут определенного адаптационного барьера. Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Нарушение адаптации приводит к развитию психосоматических болез ней, невритических и психопатологических реакций, профессиональной деформации, эмоциональному «выгоранию» и антисоциальным поступкам. А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Схема 2. Система механизмов психической адаптации. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан ности. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в условиях угрозы для жизни люди с более высоким адаптационным потенциалом имеют больше шансов уцелеть, могут успешно выполнять профессиональные обязанности и имеют больше шансов потом восстановить функциональное состояние организма. Для того, чтобы избежать нарушения адаптации и повысить свой адаптационный потенциал необходимо владеть приемами саморегуляции. Схема 2. Система механизмов психической адаптации.
|