Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое обеспечение лекционного курса.






3.1. Лекция №1 по дисциплине: «Психология и педагоги ка»

 

1. Предмет, объект и методы психологии.

2. Место психологии в системе наук.

ВВЕДЕНИЕ

Психология (по древнегреч. psyche — «душа», logos — «понятие», «учение») — это наука о психике и психических явлениях. Человек — существо социальное, почти все его психи​ ческие явления социально обусловлены, поэтому психоло​ гию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. На протяжении всей жизни человек познает себя и свои возможности, а уровень познания опре​ деляет то, насколько он может понять других людей и успешно построить с ними взаимоотношения. Таким образом, каждый чело​ век — своего рода психолог, однако житейские психологические знания очень приблизительны и во многом отличаются от научных знаний.

Различия между житейской и научной психологией:

1) житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон​ кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще​ нию, для чего используются соответствующие понятия.

2) житейские психологические знания носят интуитивный характер. Способ их получения — случайный опыт и его субъектив​ ный анализ на бессознательном уровне. Научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осозна

ва​ емы.

3) существуют различия в способах передачи знаний. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда​ ча просто невозможна. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

4) научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека. Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии — зоопсихология.

Предмет, объект и методы психологии

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе​ еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

1) психика — это свойство только высокоорганизованной живой материи, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз​ можность существования психики.

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т.е. по​ лучать информацию об окружающем мире.

3) получаемая информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро​ вания его поведения, что определяет возможность длитель​ ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги​ ровать на изменение внешней среды.

Предметом изучения психологии являются закономерности и механизмы психики и психические явле​ ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Объектом психологии является исследова​ ние психических явлений (таб. 1). Психические явления разделяются на три основных класса:

 

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
Познавательные: Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.   Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, утомление, скука, апатия и др.   Направленность, темперамент, способности, характер и др.
Эмоциональные: Аффекты, эмоции, чувства (возбуждение, радость, негодование, злость), эмоциональный стресс и др.
Волевые: Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.

 

 ​ психические процессы;

 ​ психические состояния;

 ​ психические свойства.

Психические процессы – это первичные регуляторы поведе​ ния человека, обладающие динамическими характеристиками, определяющими длительность и устойчивость психического процесса, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности. На основе психических процессов формируются психические состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познаватель​ ные, эмоциональные и волевые.

Структура психических явлений

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Познавательные:

 

Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.

Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, утомление, скука, апатия и др.

Направленность, темперамент, способности, характер и др.

Эмоциональные:

Аффекты, эмоции, чувства (возбуждение, радость, негодование, злость), эмоциональный стресс и др.

Волевые: Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.

К познавательным психическим процессам относятся процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощуще​ ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима​ ние. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Эмоциональные психические процессы: чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея​ тельности или состоянии, отрицательные эмоции затрудняют дея​ тельность и ухудшают состояние человека. Но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че​ ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий.

Для формирования поведения челове​ ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко​ торые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Неосознаваемые процессы - процессы, которые осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и являются первичными факторами формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Они влияют на течение и результат психических процессов, могут способ​ ствовать или тормозить деятельность. Психические состояния могут быть очень сложными явлениями, но характерной для них об​ щей особенностью является динамичность. Психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в т.ч. и патохарактерологическими особенностями, могут быть очень устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич​ ность человека.

Психиче​ ские свойства - это наиболее существенные и устойчивые особенно​ сти личности, обеспечивающие количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят: направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные психические состояния определяют непо​ вторимость человека, его индивидуальность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Активность позволяет поддерживать жизненно важные связи со средой, служит основой развития и саморазвития.

Активность обеспечивает поведение человека — его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления разделяются на три основных класса: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

2.Место психологии в системе наук

Современной наукой человек изучается как: 1. представитель биоло​ гического вида; 2. как член общества; 3. изу​ чается предметная деятельность человека; 4. изучаются закономерно​ сти развития конкретного человека.

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида считают труды Карла Линнея, выделившего самостоятельный вид Homo sapiens в отряде приматов. Он предложил рассматривать человека как элемент живой природы.

Ан​ тропология - наука о человеке как особом биологическом виде. В структуру современной антропологии включают три основных раз​ дела:

1. морфология человека - изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности;

2. учение об антропогене​ зе - происхождении и развитии человека, об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в тече​ ние четвертичного периода, состоящее из приматоведения, эволюционной анато​ мии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека).

Существует несколько точек зрения на проблему, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный. Одна из них предполагает, что мозг человека превратился в супермозг в результате мутации, и это позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Поэтому органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Другая точка зрения основывается на предположении, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществ​ ляться не по законам естественного отбора, а по законам социального развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что эволюционные изменения коснутся в основном социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Homo sapiens будут иметь второстепенное зна​ чение.

3. расоведение.

 

Морфологию человека, помимо антропологии изучают анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включа​ ет многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе свя​ зано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку при​ роду человека невозможно понять вне процесса эволюции животного мира. К данной группе наук отнесятся палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнитель​ ная биохимия. В развитии учения об антропогенезе сыграло важную роль учение о физио​ логии высшей нервной деятельности антропоидов И. П. Павлова.

Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида иг​ рает сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития.

Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генети​ ка и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая проис​ хождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи — цент​ ральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных.

Обще​ ственные науки тесно связаны с проблемой антропоге​ неза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человече​ ского общества, и история первобытной культуры.

На рис. 1 представ​ лена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homo sapiens.

Рис. 1. Науки, изучающие человека как биологический объект (по Б. Г. Ананьеву)

 

Человечество представляет собой целостное, разви​ вающееся по собственным законам образование и в то же время множество от​ дельных людей. Поэтому все общественные науки могут быть отнесены или к на​ укам о человечестве (человеческом обществе), или к наукам о человеке как элементе социума. Ананьев считает, что в систему наук о человеческом обществе входят: науки о производительных силах обще​ ства, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и об​ щественных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе позна​ ния, науки о формах общества на различных этапах его развития.

Особо выделяют науки, изучающие взаимодействие человека с природой и человечества с природной средой. В. И. Вернадским — создателем биогеохимиче​ ского учения (1922-23 г) - выделены две противоположные биогеохимические функции, находящиеся во взаимодействии и связанные с молекулой кислорода — это функции окисления и восстановления. С одной стороны, они связаны с обеспечением дыхания и размножения, с другой — с раз​ рушением умерших организмов. Как полагает Вернадский, человек и человече​ ство неразрывно связаны с биосферой — частью планеты, на кото​ рой они живут, поскольку они геологически закономерно связаны с материально-энергетической структурой Земли. Человек, в отличие от животных активно преобразует природную среду для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности - появляется ноосфера.

Понятие «ноосфера» было введено Ле-Руа совместно с Тейяром де Шарденом в 1927 г. По определению Вернадско​ го, ноосфера, или «мыслящий пласт», — это новое геологиче​ ское явление на нашей планете. В ней впервые человек предста​ ет как крупнейшая геологиче​ ская сила, способная преобразо​ вать планету.

Существуют науки об онтогенезе — процессе индивидуального развития орга​ низма. В рамках данного направ​ ления изучаются половые, воз​ растные, конституциональные и нейродинамические особенно​ сти человека. Науки о личности и ее жизненном пути изучают мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром.Все науки или научные направления, изучающие че​ ловека, тесно взаимосвязаны между собой и вместе дают целостное представление о человеке как о биосоциальном существе.

Человекознание как комплексная дисциплина. Б.Г. Ананьева (1907—1972) исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины — человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной. Исследование человека долж​ но носить целостный характер, используя концеп​ цию системного подхода. В соответ​ ствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор.

Таким образом, в системе наук, изучающих человека, является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии прояв​ лений и связей с внешнем миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологи​ ческого развития.

Итак, психология — наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

Необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности. Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. Их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин – это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Таким образом, человек как социальное существо, как член общества не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Homo sapiens осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития.

В итоге занятия важно подчеркнуть значение психологии для практической деятельности, а также для практики будущих специалистов). Подвести общие выводы по данной теме, ответить на вопросы. Дать задание на самостоятельную подготовку.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. История психологии

2. Основные направления западной и отечественной психологии


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал