![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 2. Психика, поведение и деятельность
1.Психика и организм. 2.Основные функции психики ВВЕДЕНИЕ Человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т. п. Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности. Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие нервной системы, в свою очередь, вызвано с усложнением и изменением условий существования животных и человека. Подробно нервную систему, мозг, их особенности у человека и животных вы изучали в школе. Рассмотрим теперь строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека. 1. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ Все органы и части тела человека тесно взаимодействуют между собой, обес печивая естественные акты жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, размножение, перемещение в пространстве, а также различные коммуникации с членами социума. Для того чтобы организм функционировал как единое це лое, необходима согласованная работа всех составляющих его элементов. В согласовании всех функцио нирующих в организме многочисленных анатомических структур и точном соответствии с реальной ситуацией и обстановкой в окружающей среде главная роль принадлежит нервной системе. Наряду с врожденными механизмами, обеспечивающими стереотипные формы поведения животных, существенная роль в развитии нервной систе мы принадлежит научению, что в конечном итоге приводит к формирова нию рассудочной деятельности, характерной для высших приматов. С формированием нервной системы появляются иные формы поведе ния, основанные на рефлексах. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней и внутренней среды организма. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы. Таким образом, животные более сложной организации в большей мере оказываются свободными от условий внешней среды. Однако причинную обусловленность своего существования преодолевает только человек, у которого формируется сознание. Животное может действовать исключительно в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. Еще одно отличие человека от животного заключается в том, что он способен сохранять и по особому плану создавать орудия труда. Кроме того, этими орудиями человек способен пользоваться коллективно, совместно с другими людьми. И, наконец, человек способен передавать другим людям накопленный им опыт и осваивать общественно накопленный опыт. Именно благодаря использованию общественного опыта у человека с момента рождения развиваются высшие психические функции: память, речь, абстрактное мышление и т. д. Психика - свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее психическая деятельность, тем сложнее и разнообразнее поведение. Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга. Кратко рассмотрим строение и функции ЦНС. Строение нервной системы человека К нервной системе относятся головной и спинной мозг, а также нервы, нервные узлы, нервные сплетения и тракты. Все они построены преимущественно из нервной ткани, которая харак теризуется специфическими свойствами, а именно возбудимостью и прово димостью. Наряду с этим в построении нервной системы принимают участие кровеносные сосуды и соединительная ткань, играющие вспомогательную роль. Нервную систему разделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная система осуществляет связь головного и спин ного мозга со всеми органами тела. К периферической нервной системе относят нервы, нервные сплетения, нервные узлы и нервные проводящие пути – тракты. Соматическая нервная система иннервирует кожные покровы тела, а также весь двигательный аппарат, том чис ле кости, суставы и мышцы. Вегетативная, или автономная, нервная система иннервирует внутренние органы, крове носные сосуды и железы, контролируя и регулируя обменные процессы в организме (рис. 1). Регуляция жизне деятельности организма протекает при гармоничном сочетании работы всех отделов нервной системы. Основной элемент нервной системы — нервная клетка (нейрон). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Нейроны в нервной системе объединяются в нервные сети, которые обес печивают сложную координированную деятельность организма. Для органи зации нервной системы в целом характерен принцип иерархического сопод чинения нейронных сетей, структурно и функционально связанных с различными отделами. Центральная нервная система кон тролирует и координирует работу разных органов и систем органов, объединяя их в целостный, функционально единый организм. Деятельность нервной системы, с одной стороны, направлена на интег рацию работы всех частей организма, а с другой — на взаимоотношения организма с окружающей средой и на регуляцию этих взаимоотношений. Сенсорные нейроны передают возникшие в рецепторах импульсы в спинной и головной мозг. Здесь происходит активация других нейронов и передача нервных импульсов на мотонейроны, локализованные в определенных отделах спинного и головного мозга. Мотонейроны вступают и контакт с различными эффекторными (исполнительными) образованиями, такими как мышцы, железы, кровеносные сосуды, которые под влиянием поступаю щих нервных импульсов изменяют свою работу, повышая или снижая ее уровень. Посредством связей, обеспечивающих передачу нервных импульсов между нервными клетками, осуществляется избирательное объединение (интеграция) рецепторного аппарата и эффекторного аппарата, реализующе го ответную реакцию организма.
Рис. 1. Отделы нервной системы Нервная система обладает также памятью — способностью хранить и на капливать значимую для организма информацию, получаемую из внешней и внутренней среды. Таким обра зом, деятельность нервной системы, с одной стороны, направлена на интег рацию работы всех частей организма, а с другой — на взаимоотношения организма с окружающей средой и на регуляцию этих взаимоотношений.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления пси хики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Основная функция психики заключается в поиске способов взаимодействия со средой (например, определенных движений и действий), нацеленных на удовлетворение возникшей потребности (самосохранения, развития и др.). В результате опробования этих способов формируется обобщенный образ реальной ситуации. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет на основе идеальных образов, которые создаются с помощью речевого общения при использовании таких психических процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям. Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: 1. отражение окружающей действительности; 2. сохранение целостности организма; 3. регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заклю чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. Кроме этого, регуляция внутреннего состоя ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа ции об изменившихся условиях внешней среды порождает измене ния в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психиче ская адаптация. Многие физиологические механизмы психической деятельности являются общими для животных и человека. Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биологическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начинает сознательно управлять своим поведением и деятельностью, планировать их и оценивать их результаты. У человека развивается сознание и формируется личность. Особенности психической деятельности человека
Первая сигнальная система — это система организма, обеспечи вающая формирование конкретного (непосредственного) представле ния об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свиде тельствовать о наличии поблизости столовой. Вторая сигнальная система — это система организма, обеспечи вающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Язык человека — средство общения людей друг с другом, глав ной формой которого является письменная и устная речь, а так же — формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Речь — форма общения людей друг с другом с помощью сиг налов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью кото рой человек сообщает свои мысли другим людям. Сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смыс ловое содержание слова, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом худо жественной творческой деятельности человека, где продукт твор чества выступает также как одна из форм языка. Первая сигнальная система благодаря тесному взаимодействию у человека со второй сигнальной системой, качественно отличается от та ковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-истори ческих влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конк ретно - чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых рецепторами и ведущими к более сложной форме отражения — восприятию. У животных тоже имеется язык — это язык сигналов, но сло весные сигналы человека отличаются от условных сигналов жи вотных. Во-первых, их действие зависит не от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя на коплению знаний об окружающей природе. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функциониро вания первой сигнальной системы, т.к. через первую во вто рую поступает необходимая информация. Вторая сигнальная система имеет очень большое значение для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вызывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Таким образом, первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодействуют. Их развитие имеет очень большое значение для человека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслительный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека. При изложении материала особое внимание обратить на то, что все органы и части тела человека тесно взаимодействуют между собой, обес печивая естественные акты жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, размножение, перемещение в пространстве, а также различные коммуникации с членами социума. В согласовании всех функцио нирующих в организме многочисленных анатомических структур и точном соответствии с реальной ситуацией и обстановкой в окружающей среде главная роль принадлежит нервной системы. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Мозг и психика. 2.Строение и функции нервной системы 3. Структура сознания.
|