Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система высших органов государственной власти Японии.






На основе принципа «верховенство Парламента» закреплена политическая ответственность правительства Японии перед национальной легислатурой, которая формирует исполнительный орган. Порядок деятельности Парламента регулируется конституционными нормами, законом о Парламенте 1947 г., а также регламентами палат. Парламент определяется как высший орган

государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Верхняя палата — Палата советников не может быть распущена. Возрастной ценз для ее членов составляет не менее 30 лет, тогда как для депутатов нижней палаты — Палаты представителей — 25 лет. 252 советника избираются на шесть лет с переизбранием половины состава каждые три года. 500 депутатов нижней палаты избираются на четыре года. В обоих случаях применяется смешанная избирательная система.

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа

советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в Палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты. Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированного большинства в две трети от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрасигнуются Премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение

проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император распускает Палату представителей.

Особенность японского Парламента проявляется в осуществлении организационно-судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

В соответствии с Конституцией Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В его состав входят Премьер-министр, 12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 «министров без портфеля», являющиеся советниками Премьер-министра. Как результат демилитаризации государственной идеологии и политики в составе Кабинета нет «силовых» министров (обороны, внутренних дел). Обращает на себя внимание специальная оговорка в японской Конституции в отношении Кабинета министров как «гражданского кабинета», в состав которого входят только гражданские лица, не состоящие на военной службе, не являющиеся носителями милитаристской идеологии.

Для Японии характерны укрупненные министерства, обладающие значительными полномочиями и функциями, но имеющие небольшой аппарат служащих. Статус Кабинета министров регулируется Конституцией, законом о Кабинете министров 1947 г., законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. Согласно указанным законодательным актам, правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвижение Премьер-министра. Как правило, главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах.

После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора.

Глава Кабинета наделен правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.

Система судебной власти

Судебная система современной Японии сложилась в конце 40-х гг. прошлого века. Она является единой, суды арбитражной и административной юстиции отсутствуют. Действуют семейные и дисциплинарные (первичные) суды, некий аналог мировых судов, рассматривающие соответственно семейные и незначительные гражданские и уголовные дела.

Вся судебная власть принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, учреждаемых только законом. Верховный суд состоит из 14 судей и главного судьи (председателя). Все судьи, за исключением председателя Верховного суда, назначаются правительством (Кабинетом). Председателя Верховного суда назначает император по представлению правительства. Судьи Верховного суда назначаются без ограничения срока, судьи других судов — на 10 лет, а затем возможно их переназначение. Все судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке процедуры импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности.

Верховный суд обладает широкими полномочиями и выступает в качестве: 1) высшей судебной инстанции; 2) органа конституционного контроля (надзора); 3) органа руководства нижестоящими судами. Согласно конституционным нормам, он наделен правомочиями устанавливать общеобязательные правила судопроизводства, внутреннего судебного распорядка, работы адвокатов. Его правилам подчиняются и прокуроры. Верховный суд рассматривает жалобы лишь по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств. Он рассматривает жалобы на конституционность закона или любого другого официального акта, дает толкование конституционных норм.

Действует восемь высших судов, расположенных в крупнейших городах. Они выступают главным образом в качестве апелляционных судов и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы

на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Им подведомственны дела по жалобам, вынесенным на решения во второй инстанции, а также дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд Японии в случае необходимости может учреждать филиалы каждого из высших судов.

Существует разветвленная сеть обычных судов общей юрисдикции (так называемые «территориальные суды»), рассматривающих по первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел.

Судопроизводство осуществляется на демократических началах. Введен законодательный запрет на учреждение особых (специальных) судов. Все судьи независимы и «действуют, следуя

голосу своей совести» (ч. 3 ст. 76 Конституции Японии); они связаны только действующими конституционными и законодательными нормами.

На систему судопроизводства, на достижение целей правосудия позитивное воздействие оказывают такие конституционные положения, как право на судебную защиту (ст. 31, 32), право задержанного и обвиняемого на помощь адвоката (ст. 34, 37), право обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство своего дела беспристрастным судом (ч. 1 ст. 37).

По законодательству никто не может быть принужден давать показания против самого себя. Доказательства должны быть получены законным путем. Признание, сделанное под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей либо по принуждению, не является законным доказательством (ст. 38 Конституции Японии).

Существует институт смертной казни, но применяется чрезвычайно редко за совершение отдельных тяжких преступлений.

63. Конституция Китайской Народной Республики: общая характеристика

Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г.

Структура Конституции 1982 г. включает свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.

Ее характерные черты:

1) это Конституция социалистического типа;

2) в Конституции декларируется принадлежность власти народу, а КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа;

3) Коммунистическая партия Китая построена на жестких централизованных началах. Партийный аппарат вправе действовать лишь в рамках Конституции и законов;

4) установлены особое место в экономической системе и привилегированный режим для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя.

5) на современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально

экономических реформ, обозначаемых в КНР как политика «социалистической модернизации».

6) Конституция устанавливает унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР - многонациональное (поли этническое) государство, хотя преобладают этнические китайцы (хань);

7) Конституция исходит из социалистической системы прав и обязанностей гражданина. Законодатель закрепил в целом ограниченную номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Установлено большое число обязанностей граждан КНР.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал