Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Император Юстиниан Великий и его государственная деятельность.






Юстиниан I Великий родился в 482 году, получил блестящее юридическое и богословское образование. Долгое время Юстиниан помогал в государственном управлении своему дяде Юстину I. В 527 году после его смерти стал императором, его правление длилось 38 лет.

Западная часть империи была еще в V веке завоевана варварами и одной из задач Юстиниана стало возвращение империи потерянных земель. Ему удалось отвоевать средиземноморские острова, значительную часть территории в Африке и Испании, а к 561 году после затяжной войны занять Италию.

Император Юстиниан известен также тем, что собрал и систематизировал материалы римского права. Результатом этой работы стали сборники «Кодекс» и «Новеллы». Они содержат в себе императорские законы, среди которых много постановлений, касающихся жизни Церкви. При этом в «Новеллах» собраны преимущественно новые законы, написанные уже по-гречески. Законодательная деятельность самого Юстиниана характеризуется тем, что он считает возможным издавать законы, касающиеся даже внутренней жизни Церкви от своего лица.

При этом мы видим, что в этот и последующий период времени практически прекращается законодательная деятельность Соборов – V и VI Вселенские соборы не оставили после себя канонических правил. Вместе с тем, этот период замечателен появлением так называемых «Номоканонов» - сборников, объединяющих в себе церковные и государственные законы.

Теория «симфонии» императора Юстиниана.

В предисловии к Шестой новелле император Юстиниан излагает свою теорию симфонии: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием, - это Священство и Царство. Первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие…»[157] («симфония», греч. - согласие).

По мысли протоиерея Валентина Асмуса, «Священство и Царство» в понимании императора Юстинана не следует отождествлять с Церковью и государством[158]. Царство понимается Юстинианом предельно широко, нет ничего, что было бы отделено от него, именно оно, по мысли императора, заботится даже о догматах веры, при этом духовенство лишь молится о правителях. Таким образом, Церковь, которую здесь уместно видеть во всем человечестве является в некотором смысле объектом государственной деятельности. Такое положение вещей оправдывается тем, что сама царская власть имеет своим источником Бога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал