Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.






 

Второй группой психологических релизеров, действующих по когнитивному каналу, являются так называемые экологические факты.

В целом, экологические факты — это вербальная информация экологического характера о природном объекте. Но далеко не каждая такая информация может выступать в роли психологического релизера формирования субъективного отношения.

Например, знание того, что в лебединых парах существует очень высокая степень избирательности при выборе «супруга» и пожизненная (!) верность, может самым существенным образом повлиять на отношение человека к лебедям. Такое же значение может иметь информация о поведении куропатки, которая, как «самоотверженная мать», притворяясь раненной, пытается отманить хищника (в том числе и человека) в сторону от того места, где находится выводок.

Точно также информация о том, что дикие шимпанзе после долгой разлуки при встрече здороваются за руки и обнимаются, как люди, оказывает гораздо большее влияние на процесс формирования отношения к обезьянам, чем сведения о том, что строение их кровеносной системы и устройство скелета сходно с человеческим. Это объясняется тем, что свою собственную кровеносную систему и скелет человек воспринимает достаточно абстрактно, как бы со стороны, видит их в атласе как условные схемы, а процесс «здорования» или «обнимания» — действие, с которым он сталкивается каждый день и которое в бытовом сознании считается собственно «человеческим».

Возможность той или иной экологической информации, тех или иных экологических фактов выступать в качестве психологического релизера формирования субъективного отношения к природному объекту определяется их способностью оказывать лабилизирующее1 воздействие на систему представлений личности о мире: расширять ее «границы», переструктурировать в ней смысловые связи и т. д.

Лабилизация системы представлений личности о мире возникает только под воздействием той информации, которая не просто дополняет привычную картину, а вынуждает ее перестраивать, затрагивает существенные элементы. Особенно сильная лабилизация возникает в том случае, если затрагиваются представления человека о самом себе и его связях с миром. В этом случае происходит изменение существующих смысловых связей, что, в сущности, означает изменение отношения.

Критерием происходящей лабилизации является реакция удивления. Пожизненная верность в парах лебедей, «самоотверженное» поведение куропатки, спасающей своих детей, приветствия за руку у шимпанзе вызывают у людей непроизвольное удивление: «Неужели такое возможно у животных?» При этом происходит расширение границ существующих у них представлений, переструктурирование соответствующих смысловых связей. А вот информация о строении кровеносной системы и скелета у шимпанзе, желудка у собаки, в общем-то, не вызывает лабилизирующего воздействия и, соответственно, не сопровождается таким удивлением; поэтому она практически не может быть психологическим релизером формирования отношения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал