![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеллектуализация эмоций. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Специфическим механизмом когнитивного канала является интеллектуализация эмоций. Интеллектуализация эмоций — это механизм, в результате действия которого «происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности» [1]. Она принципиально отличается от рационализации, когда с помощью интеллектуальных действий, наоборот, достигается снижение эмоциональной значимости того или иного объекта, явления, отношения. Интеллектуализация эмоций играет важнейшую роль в формировании субъективного отношения: она является своеобразным «мостом» между системой представлений личности и ее отношениями. Результат интеллектуализации эмоций определяет дальнейшее направление развития субъективного отношения. Например, если отношение, сформировавшееся под воздействием естественных и социальных релизеров, различных экологических фактов, практического взаимодействия с природным объектом, характеризуется положительным знаком, а полученная впоследствии информация о нем вызывает негативную эмоциональную оценку, то дальнейшее формирование положительного отношения может быть заблокировано. Именно таким психологическим механизмом можно объяснить разочарование зоолога Р. Пфеффера в своих симпатиях к соням — небольшим древесным грызунам, внешне напоминающим белку. «В детстве я держал этих зверьков в неволе. Их легко приручить, они не требовательны к пище, ну а облик сонь умилит даже равнодушных к природе людей. Но шли годы, мне открылись другие черты зверьков, и прежних симпатий как не бывало». «Другие черты зверьков» заключались в их склонности разорять гнезда птиц, поселявшихся в дуплянках, что для него, страстного орнитолога, оказалось непреодолимым барьером в формировании положительного отношения к соням. Однако возможна ситуация, когда при сильно выраженном эмоционально положительном отношении человек игнорирует поступающую к нему «отрицательную» информацию о данном природном объекте, его позиция может быть выражена фразой: «Ну и что, что он... все равно он мне очень нравится». Интеллектуализация эмоций может оказывать корректирующее воздействие на процесс формирования отношения и в том случае, когда сложившееся ранее отрицательное отношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительными» экологическими фактами. Негативное отношение к «кровожадным» волкам может в корне измениться, когда человек узнает о сложнейшей системе отношений в волчьей стае (например, безукоснительном выполнении принципа «не бей лежачего»: если слабый подставил горло и живот вожаку, его не тронут; разделении ролей в процессе коллективной охоты (одни находятся в засаде, а другие выступают в качестве загонщиков); супружеском постоянстве; существовании четко отработанной «методики» обучения волчат и т. д.). В системе школьного образования интеллектуализация отрицательных эмоций осуществляется за счет информации о полезности природного объекта для человека: например, жабы — единственные животные, поедающие слизней на огородах; змеи дают важное лекарство — змеиный яд и регулируют численность грызунов; черви рыхлят почву, повышая ее плодородие, и т. д. Если же между «знаком» уже сложившегося отношения и «знаком» полученной экологической информации устанавливается консонанс, то либо происходит полная блокировка процесса формирования положительного отношения к данному объекту природы (при отрицательном «знаке»), либо, наоборот, усиление этого процесса (при положительном). Итак, существует несколько вариантов действия механизма интеллектуализации: 1) Положительное отношение — эмоционально отрицательная экологическая информация — диссонанс: а) блокировка процесса формирования положительного отношения; б) попытка игнорировать экологическую информацию. 2) Отрицательное отношение — эмоционально положительная экологическая информация — диссонанс: а) попытка игнорировать экологическую информацию б) коррекция отношения в положительном направлении. Необходимо отметить, что в первом и втором случаях приводятся гипотетические, крайние варианты. В реальности происходит одновременное изменение двух составляющих: уменьшается степень «положительности» положительной и степень «отрицательности» отрицательной до достижения баланса между ними. 3) Отрицательное отношение — эмоционально отрицательная экологическая информация — консонанс: полная блокировка процесса формирования положительного отношения. 4) Положительное отношение — эмоционально положительная экологическая информация — консонанс: усиление процесса формирования положительного отношения. Важнейшее значение для формирования субъективного отношения к различным природным объектам имеет то, что в процессе интеллектуализации эмоций повышается степень его обобщенности. Если субъективное отношение начинает формироваться под влиянием случайных, единичных фактов и выступает сначала как ситуативное, то, по мере овладения информацией о природных объектах, оно становится все более обобщенным и начинает касаться уже не только конкретных объектов, но и их групп, категорий. В результате действия описанных механизмов обработки психологических релизеров когнитивного канала к природному объекту формируется интерес, т. е. устойчивое положительное отношение, выражающееся в стремлении искать о нем новую информацию, развертывать познавательную деятельность с ним. Интерес к природному объекту делает человека сенситивнее, чувствительнее к воздействию релизеров как самого когнитивного канала, так и перцептивного, а также может способствовать возникновению стремления к непосредственному, специально организованному практическому взаимодействию с этим природным объектом и тогда отношение к нему может продолжить формироваться уже по практическому каналу. _______________ [1] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 333-334.
|