Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административное право зарубежных стран.⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
20.1. Административное право США Понятие административного права США. Это отрасль права регулирует специфические общественные отношения, возникающие в результате осуществления полномочий государственными учреждениями, порядок их деятельности, а также отношения, возникающие в процессе судебного контроля над администрацией. То есть нормы административного права регулируют полномочия и структуру административных учреждений, а также включаются в административное право и нормы, регулирующие надзор как вид государственного контроля судебными органами за деятельностью администраций. В США особое внимание уделяется так называемому «внешнему административному праву», то есть правовому регулированию осуществления внешних функций государственного управления, а не внутриорганизационному аспекту управления. Главный акцент действия норм административного права в США сводится не к тому, что это право создано администрацией (так называемое у нас исполнительно-распорядительная деятельность), а основной смысл в том, что с помощью этих норм права контролируется сама администрация, так как все ее полномочия и порядок осуществления регламентирован административными нормами. Источниками норм административного права являются: конституции, законы, судебные решения и акты административных учреждений (здесь по тексту слова административный и государственный равнозначны). Нормами административного права регулируются отношения о прохождении гражданской службы и службы в органах МСУ. Например, с 1946 г. федеральными законами и нормами административного права была установлена ответственность федеральной казны за вред, причиненный государственным и муниципальным служащим. Начиная с 1960 г. в США шире стали обжаловать решения административных учреждений в суд. Администрация в США классифицируется как организация администрации (то есть учреждение, осуществляющее внутреннее организационное управление) это прежде всего: ^федеральные административные учреждения; 2)административные учреждения штатов и учреждений МСУ. Каждый штат разделен по административно-территориальному принципу примерно на 3 тысячи графств и примерно 19 тыс. муниципалитетов (учреждений МСУ). Гражданская служба в США (федеральная) имеет свою правовую историю с 1883 г., когда был принят закон «О гражданской службе». Регулирование административной деятельности осуществляется в двух формах: • разработка и принятие нормативных актов; • рассмотрение отдельных дел конкретных лиц и вынесение решений (индивидуальных актов). Принятие и введение в действие административных актов в США осуществляется официальными и неофициальными способами: 1) петиции коллективные обращения граждан в целях принятия административных правовых актов. Например, в ст. 79 Устава города Москвы предусмотрены обращения и петиции граждан в органы власти или к их должностным лицам. Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу в городской Думе и получает официальный образец подписного листа. Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний городской Думы без голосования, а также направляются городской Думой Мэру города Москвы. 1) Дума и Мэр принимают по ним решения в пределах своих полномочий в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции. 2) потом идет оповещение и подготовка акта: 3) представление гражданам свободный доступ к материалам учреждений, касающихся их прав и законных интересов; 4) граждан консультируют по вопросам деятельности учреждений; 5) открыто (публично) ведется обсуждение принимаемого акта учреждения (органа государственного управления); 6) обязательная регистрация и опубликование актов учреждений; 7) отсрочка вступления в действие актов учреждений при наличии оснований, высказанных гражданами. Все эти официальные и неофициальные способы обеспечивают и гарантируют права и законные интересы граждан. Согласно поправке № 1 к Конституции США граждане имеют право официально обращаться к Правительству США с петицией о прекращении злоупотреблений в административных учреждениях. В течение 30 дней Правительство США должно ответить по существу, либо отклонить петицию, либо принять к слушанию, то есть определить время, место и характер нормативной процедуры рассмотрения петиции, ссылки на акт и его цель. С 1872 г. административно-правовые акты в США стали опубликовываться. С этого времени появилась самостоятельная административная юстиция, так называемая квазисудебная деятельность, то есть многофункциональная внесудебная (то есть административная) деятельность. Особую роль в организации управленческой деятельности американских учреждений играет административная процедура. Как сказал член Верховного Суда США Ф. Франкфуртер (1943 г.), «История свободы была обязана во многом истории соблюдения процедурных гарантий». Большую роль в этом процессе сыграли принципы гласности и доступности административного процесса. Административно-процессуальными нормами был четко установлен порядок ответа на запрос частного лица в учреждение и выдача ему документов в течение 10 рабочих дней. Отказ может быть обжалован в суде в течение 20 рабочих дней. Строгое соблюдение сроков и разрешение по существу самого дела, в результате которого виновному должностному лицу учреждения может быть вынесен штраф до 5 тысяч долларов. Широко используются досудебные совещанияили консультации, например, с целью упрощения рассмотрения вопросов для суда; изменения текста в заявлении; возможность признания предоставленных фактов и документов; ограничение числа экспертов и сроков экспертиз — все это вместе гарантирует надежную защиту прав и законных интересов граждан, обращающихся в суд. До 1946 г. административные решения принимались различными должностными лицами, после же только специалистами по этим вопросам или жалобам. Особое значение имеет судебный контроль над решениями и действиями администраций учреждений. Например, в 1980 г. из 10 тыс. поданых гражданами жалоб примерно 20% было удовлетворено по существу. Суды осуществляют контроль в двух формах: 1) статутный (законный); 2) нестатутный - в основном, неправомерные приказы администрации. Основной акцент в административном праве США делается на вопросах административно-правового регулирования статуса учреждений и их должностных лиц в осуществлении своих управленческих функций и задач и осуществление судебного и общественного контроля за деятельностью администраций учреждений. 20.2. Административное право Великобритании Особенностью административного права Великобритании является то, что его до конца 18 века вообще не признавали. Это, в основном, объяснялось спецификой системы управления страной. Верховенство законодательной власти (парламента), разделение полномочий между администрацией и судами, ответственность министров и полное господство права. Англичане считают, что сфера деятельности министров - это принятие и осуществление только политических решений. Сфера же судебной деятельности наоборот — не политика, а только право. Министры в своей сфере и объеме полномочий представляют политику государства. Они отвечают за свои действия и действия своих подчиненных. В конце 18 века А. Дай-си сформулировал следующие требования к министрам: 1) недопущение злоупотреблений со стороны администрации своей властью; 2) подчинение всех законам и судам; 3) защита прав и свобод граждан судами (несмотря на то, что там нет конституции как единого документа и большая роль принадлежит обычаям или общественному праву. Источниками административного права являются: 1)законы; 2)обычаи и судебные прецеденты. Среди конституционных законов к источникам относятся: Закон (Акт) «О хабеас», «Корпус 1679 г.» и «Закон (Билль) о правах 1689 г.». Эти законы налагают на административную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу и собственность. К источникам также относятся и обычные законы: 1) 10 законов о МСУ, принятых в 1972 г. с изменениями и дополнениями в 1985 г.; 2) Закон об актах делегирования законодательства в 1946 г., устанавливающий порядок применения опубликованных административных нормативных актов, изданных по уполномочию Парламента; 3) Закон о Трибуналах и расследованиях, принятый в 1958 г., и замененный в 1971 г. общим законом; 4) Законы об исках к короне (1947 г.), где административную ответственность за вред, нанесенный гражданам, несет федеральная казна. По-прежнему большую роль в защите прав граждан имеют обычаи и судебные прецеденты. Источниками административного права являются: приказы короны в Совете; циркуляры, инструкции, приказы и иные нормативные акты министерств и ведомств, а также акты администраций органов МСУ. Организация администрации Формально власть принадлежит короне, возглавляющей весь административный аппарат страны. Центральными административными органами помимо короны является премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный Совет, министерства и ведомства. Премьер-министр является главным советником короны с 1721 г. Он занимает ключевое положение в системе исполнительной власти, потому что он является лидером партии большинства в парламенте. Он сам назначает министров и возглавляет правительство, руководит кабинетом, министерствами и ведомствами. Решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначает главных руководителей министерств, ведомств, высших судей, высшее командование вооруженных сил и иных должностных лиц государства. (Поэтому совершенно безграмотно в наших средствах массовой информации председателя Правительства РФ называют Премьер-министром, так как полномочия Премьер-министра выше полномочий Президента страны). Кабинет, образованный в конце 17 века имеет в наше время 20 членов. Премьер-министр руководит кабинетом в который входят: премьер-министр, лорд-канцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных, обороны, промышленности, торговли и др. Созывает и ведет заседание кабинета Премьер-министр. Протокол на заседании обычно не ведется. Важные решения кабинета оформляются законопроектом и направляются в палату общин или в виде приказов короны в Тайный Совет. Другие решения для министров рекомендуются (см. 1, с. 65). В отличие от правительства Тайный Совет при Короне (насчитывает около 300 членов) принимает управленческие решения. В его состав входят все министры кабинета и другие министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы английской церкви, почетные члены и приглашаются 3 советника правительства. На Тайном Совете решения оформляются в виде приказов короны в Совете, то есть принимаются нормативно-правовые акты и индивидуальные акты. Суды признают лишь приказы короны в Совете, которые не выходят за пределы компетенции королевской власти или за рамки законов, делегирующих полномочия короне. Министерства и ведомства чаще всего функционируют как публичные корпорации. Особенность британской администрации: наличие территориальных министерств: по делам Шотландии, Уэлса и Ирландии. Министерства и ведомства Великобритании являются публичными (то есть выражающими интересы большинства граждан государства) юридическими лицами, к ним могут быть предъявлены иски в судебном порядке. Управление в сфере народного хозяйства осуществляют министерства и публичные (тот же смысл отражения интересов большинства в организации) корпорации. Частный сектор мягко регулируется нормами административного права. Используется социальное (общественное) регулирование в сфере: 1) землепользования, 2) оказание денежной помощи физическим и юридическим лицам, 3) оказание нефинансовой помощи. Кроме того, государство оказывает социальную денежную помощь в виде: 1) национального страхования; 2) возмещение вреда; 3) помощь бедным с 1975 г.; 4) помощь матерям, вдовам, безработным, больным, пенсионерам по старости и др. Особые изменения в процессе реформирования системы органов исполнительной власти в Великобритании происходят за последние 30 лет. До конца 20 века система органов исполнительной власти состояла из двух подсистем министерств и государственных корпораций. Несмотря на появления третьего звена в системе управления в форме «регулирующих агентств», осуществляющих контроль за деятельностью государственных корпораций и состоящих наполовину из правительственных чиновников (остальные представители научных кругов), численность государственных служащих за последние 25 лет сократилась на 30% (5, с. 100), при этом управляемость системой улучшилась. Кабинет министров больше занимается вопросами внутренней и внешней политики государства. Коренное изменение системы государственного управления в Великобритании происходит в отношении ее составных частей: Шотландии, Северной Ирландии (Ольстер) и Уэлса. С 1997 г. исполнительная власть реформируется с передачей многих функций государственного управления этим составным частям. В настоящее время все составные части Великобритании имеют свои законодательные органы и правительства. В части осуществления внешних государственных функций управления они по объему функций государственного управления превосходят Англию. Наибольших прав добилась Шотландия (5, с. 101). Региональные органы государственной власти с 2000 г. избираются муниципальными советами из числа муниципальных активистов всех уровней. Сокращение муниципального аппарата органов МСУ (на 20% за последние 25 лет, в том числе сокращение советников — почти в двое). При всем этом качество управления государственного и муниципального управления улучшается. Правительство субсидирует выборочно деятельность МСУ и контролирует их работу. Среди контрольных органов особое место занимает Инспекция ценности и качества муниципальной работы; Комиссия по вопросам местного самоуправления; инспекция жилищная, питьевой воды и др. (5, с. 103). Основы современной гражданской службы в Великобритании заложены в 1850—1870 гг. Методом открытых конкурсных экзаменов формируется аппарат гражданской службы. Основной принцип гражданской службы — отделение профессионализма в управлении от политики. У нас в России, наоборот, из средних политиков делают непрофессиональных управленцев. Администраторы в учреждениях несменяемые, кроме сменяемых политиков, которых насчитывается примерно около 100 человек (это премьер-министр, министры, госсекретари и др., то есть те, кто уходит с должности в случае ухода правительства в отставку). Вопросы гражданской службы регулируются в основном не законами, а приказами короны в Совете, циркулярами министерства финансов и других министерств, так как служба считается прерогативой короны. С 1987 г. Управление гражданской службой осуществляется министерством финансов и Управлением министра гражданской службы, которую с 1968 г. возглавляет Премьер-министр. Прием на службу осуществляется в форме открытого конкурса для всех желающих. Выбранный служащий осуществляет свои функции пожизненно (до пенсионного возраста — 60 лет). Они называются служащими Комиссии гражданской службы. Оплата труда служащих установлена с учетом ставок оплаты в частных организациях и зависит от: категории, группы, разряда, стажа, ценности и сложности труда и др. Перемещение по службе и из министерств и групп затруднено, так как переквалификация стоит дорого и на практике неэффективна. У нас все наоборот. Так как бюджетные деньги, как показывает практика частых изменений структуры ФОИВ, не жалеют. Обязательно государственное страхование служащих, однако необязательно делать взносы в пенсионный фонд, у нас только на это и делается ставка, так как за эти собранные деньги также никто не будет отвечать, как показала практика. Минимальная пенсия служащих с 10 летним стажем равна одной трети заработной платы. Служащий может быть уволен администрацией досрочно, ее решение может быть обжаловано в Апелляционный Совет гражданской службы и в суд. В Англии преобладает делегированное административное правотворчество. Парламент и суд строго следят за делегированными законодательными полномочиями администраций. Административная юстиция существует в двух формах: 1) трибунал (административный неформальный суд) и 2) министерское расследование. Контроль осуществляется Парламентом и судами над администрацией. Обращаться в суд предоставлено каждому. Суды принимают два решения: • учреждение превышает свою власть. • неправильно применяет правовую норму. 20.3. Административное право Франции История административного права Франции насчитывает более 200 лет. Особые признаки административно-правового регулирования: 1) децентрализация управления; 2) наличие обособленных административных судов; 3) высокая правовая культура. Объектом административно-правовых отношений являются отношения, возникающие между субъектами частно-предпринимательской деятельности и государственными учреждениями. Административное право регулирует правовые отношения в сфере действия публичного права (отражающего волю большинства граждан), одним из обязательных субъектов права почти всегда является государственное учреждение. Государственные учреждение отделены от политики и судебной деятельности. Особенностью управленческой деятельности во Франции является наличие особых административных судов, разрешающей споры государственной администрации с другими субъектами права. Объектом административно-правового регулирования является деятельность учреждений и их должностных лиц, то есть управленческие отношения, а также статус государственных служащих. Административные органы проводят в жизнь политические решения, принимаемые законодателем, и от результатов их деятельности зависит социально-экономическое и политическое положение в стране. У нас же формально вроде бы так, но на практике политические решения законодательной власти не только не проводятся исполнительной властью, а скореенаоборот. Во Франции административно-правовые нормы играют исключительно важную роль в системе права Франции. Принцип законности в административном праве, как считает французский ученый Г.Бребан, состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения закона. Исполнительная власть связана с законом, и соблюдение ею законов контролируется как законодательной, так и судебной властями1. Казалось бы, формально и у нас акты есть управления, принимаемые органами исполнительной власти на основании закона и во исполнение целей заложенных в законах, но реально далеко не так. Источники административного права Франции: Конституция, законы, нормативные акты административных органов и решения судов, в основном, административных. В настоящее время законодательная власть во Франции ослаблена и усилена роль Президента и Правительства Франции. Однако там высокая правовая культура и такая ситуация в целом нормальная. При нашей же правовой культуре и правосознании такая ситуация грозит ухудшением административно-правового регулирования управленческих отношений. Основная же роль актов управления не только приниматься на основе законов, но что особо важно, работать на цели, заложенные в законы, то есть, упорядочивая и стабилизируя управленческие отношения. Без решения этой актуальной задачи не разрешить проблемы стабилизации экономики, тем более существенного ее оживления и роста. Во Франции законодательно предусмотрена децентрализация административной власти. В административном праве отсутствует даже кодекс. Административно-правовых актов больше, чем законов. Их издают президент, правительство, министерства, ведомства и администрации органов МСУ, а также публичные юридические лица — государственные учреждения и их должностные лица. Премьер-министр и министры образуют правительство — Совет министров Франции. Конституция Франции не разграничивает четко полномочия президента и премьер-министра, что, к сожалению, мы у них взяли на вооружение, но результаты значительно хуже из-за низкого уровня и не только правовой культуры. Количество и полномочия министров не устанавливается конституционным законом, а определяется премьер-министром. Министр обладает высшей административной властью по предметам ведения с 1965 г. В кабинете министра не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру (генеральные директора, директора, их заместители и т.д.). Центральный аппарат министерства обычно не занимается повседневной оперативной деятельностью. Этим заняты местные службы. Главная функция министерских советников — оказывать помощь министру в разработке политики и контроля за ее проведением. Представителями государства в департаментах являются префекты (Московский вариант — формальная копия французского). Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и местными службами. Префект издает нормативные и индивидуальные акты администрации в городах. Функции за пределами столицы осуществляют местные службы различных министерств. Префекты и местные службы являются главным орудием политики территорий централизации государственной власти в унитарной Франции. У нас же администрации субъектов Российской Федерации проводят политику децентрализации, что является непосредственной работой полномочных представителей Президента РФ в нашей стране по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Государственная служба во Франции Государственными служащими являются все государственные служащие как представители публичных юридических лиц (законодательных, исполнительных и судебных) в столице и за ее пределами. Помимо государственной службы учреждена еще Законом 1984 г. публичная служба местных сообществ. Государственные служащие делятся на две большие категории: 1) гражданские служащие государственных администраций, а также местных сообществ и публичных учреждений; военнослужащие, работники судов и парламента. Правовой статус 1-й категории служащих регулируется Общим уставом служащего государства и местных сообществ в четырех законах принятых в 1983-1986 г. г. 2) Специальные уставы полиции, ИТУ, авиадиспетчеров. Гражданская служба определяется четырьмя классами: А, В.С.Д. Класс «А» связан с выработкой управленческих установок в соответствии с проводимой политикой в стране. Класс»В» реализует управленческие установки, принятые политиками. Класс «С» включает специалистов и класс «Д» — вспомогательный технический персонал. При поступлении на службу действует система отбора. Ограничение по службе: возраст 40—45 лет, гражданство и способности. Конкурсные экзамены у кандидатов на службу принимает специальное Жюри. Решение Жюри можно обжаловать в суде. Как показывает анализ служебной деятельности во Франции, аппарат ее функционирует достаточно профессионально. Снятие с должности служащего возможно только на основании решения суда. То есть во Франции нет такой зависимости деятельности подчиненного от его непосредственного начальника, как это имеет место в нашей стране, тем более проходят ежегодные изменения организационной структуры ФОИВ, что дает неограниченную возможность руководителю комплектовать руководимое им подразделение удобными, но не профессионально подготовленными людьми. Утвержденна 15 августа 2001 решением Президента РФ «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», в которой отражены эти слабые аспекты и в качестве цели-преамбулы сказано: «Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развития гражданского общества». 20.4. Административное право Японии Конституция Японии, вступившая в действие в 1947 г. закрепила принцип разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы государственного управления, по Конституции Японии, осуществляет, в основном, исполнительная власть в форме кабинета министров. В Японии административное право понимается как отрасль внутреннего публичного права, регулирующая организацию и деятельность публичной (государственной) администрации и контроль за деятельностью административных органов. В последнее время публичная администрация использует средства и методы как публичного, так и частного права. Конфликтные вопросы решаются в судебном порядке, однако множество законов (около 1, 5 тыс.) нацелены нанедопущение конфликтов и споров в сфере государственного управления, в отличие от наших актов правления, направленных на разрешение этих споров и конфликтов. Становление японского административного права было подвержено влиянию континентального и, прежде всего, немецкого права. Однако национальная культура внесла существенное изменение в формы и методы государственного управления, отличающиеся своеобразным мягким регулированием, ориентированным на интересы людей; то есть государственное управление в японском стиле больше напоминает искусство, чем науку управления, так как японские методы больше основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три конфессии (синтоизм, буддизм и конфуцианство). Буддизм обосновал иерархичность общественного строя. Конфуцианство сформировало социальную этику в обществе. С синтоизмом связано становление японского государства на принципах культа императорской династии целостном единстве нации. Эти три религиозных течения сформировали японское правосознание в духе гармонии с властью. Не принято прямо высказывать критические замечания, предпочтительно мирное разрешение споров. Воспитывается дух долга и обязанностей перед императором и государством, с одной стороны, перед родителями и предками — с другой. Механизм организации и деятельности государственного управления обеспечивается такими принципами как: лигитим-ность (доверие граждан к власти); демократичность (отражение воли большинства в законах); законопослушность граждан; четкое разделение полномочий центральной и местной власти (5. С.105-112). В Конституции Японии закреплены основы государственного управления. Основными законами регламентирована деятельность государственной администрации, в которых определены основные направления правовой политики и правовые принципы деятельности государственных учреждений. Основным законом регламентирована деятельность кабинета министров. Имеется закон об организации государственного управления, закон о государственных служащих, закон о местном самоуправлении и многие другие законы, регламентирующие государственное управление. Обычными законами регламентирован правовой статус министерств и ведомств Японии, где установлены: структура, штаты, система управления, задачи, функции межведомственной координации и отраслевого регулирования. Кроме актов управления государственными делами в Японии развита система полицейского права, регламентированного административно-правовыми актами обеспечивающие общественное спокойствие в стране. Например, Закон о выполнении чинами полиции служебных обязанностей; Закон о дорожно-транспортном движении; Закон о силах самообороны, Закон о предотвращении подрывной деятельности и др. Японское административное право не кодифицировано. Нормативные акты в области административного права содержатся в «Шести законах», публикуемых частными изданиями. Очень большое количество нормативных актов по вопросам государственного управления принимают министры в форме приказов. Кроме этого, многие должностные лица структурных подразделений имеют полномочия принимать общеобязательные правила как ведомственного, так и межведомственного действия. Такие акты чаще всего оспариваются в суде. Как правило, при органах государственного управления находится большое количество различных консультативных комиссий, состоящих из представителей предпринимательских кругов, научной общественности и активистов. Перед принятием нормативных актов заслушиваются не только эти комиссии, но изучается мнение общественности. Например, перед принятием Закона об электроэнергетике министр обязан заслушать мнение комиссий, провести публичное слушание и учесть мнение широких слоев общества, в этом реализуется принцип легитимности и демократичности в процессе административного нормотворчества в сфере государственного управления (5, с. 111). Парламент Японии может делегировать нормотворческие полномочия высшему исполнительному органу — кабинету министров, который принимает указы. В указах может быть предусмотрена уголовная ответственность. Указы правительства могут налгать обязанности и ограничивать права граждан с разрешения соответствующего закона, принятого Парламентом Японии. Делегирование таких полномочий ограничивается сроком действия. Верховный Суд Японии подтвердил это решение по делегированию нормотворческих полномочий от 13 мая 1952 г. (5, с. 112). В некоторых случаях Верховный Суд Японии в процессе судебного контроля признает эти правовые акты противоречащими Конституции Японии. Муниципальные органы МСУ в пределах своих полномочий, определенных Законом о местном самоуправлении, принимают свои нормативные акты, действующие в пределах территории муниципального образования.
|