Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
субъектов предпринимательства⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Оптимальное функционирование рынка, который охватывает практически все сферы и системы экономики государства, достигается при сбалансированном развитии всех его структурных подразделений. Одним из условий достижения этой цели является повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательства. Предпринимательство является одним из ключевых элементов рыночной экономики. На сегодняшний день процесс становления и развития предпринимательской деятельности достаточно актуален. Существование предпринимательства является обязательным условие функционирования рынка. Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на эффективность и прибыльность деятельности субъектов предпринимательства. Обычно, чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются расходы, а с другой стороны – увеличивается оборачиваемость денежных средств. Таким образом, можно сказать, что время является одним из факторов, оказывающих влияние на предпринимательство. В Украине особую актуальность приобретают следующие условия развития предпринимательства: - наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты деятельности; - определенная экономическая, правовая и политическая среда; - полная экономическая ответственность за результаты деятельности; - этика предпринимательства. На сегодняшний день ведущую роль в создании эффективного негосударственного сектора играет малый бизнес. Как раз малые и средние предприятия, разные коммерческие структуры, которые относятся к среде малого бизнеса, берут на себя риск и работают эффективно в новых условиях хозяйствования. Создание широкой сети малых предприятий во всех сферах деятельности оказывает влияние на демонополизацию и развитие конкуренции. Но развитие сектора малого бизнеса сталкивается с множеством проблем. Следует признать индивидуальное предпринимательство наиболее эффективной формой организации бизнеса на начальной стадии. Созданию новых субъектов предпринимательства препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением документов. В период открытия и ликвидации предприятия важно знать не только перечень необходимых для этого документов, условия лицензирования видов деятельности, расчетов с кредиторами, но и иметь нормативный срок, на протяжении которого аудиторская фирма, которая направляется налоговой инспекцией для проверки, выполнит эту проверку и выдаст необходимые для ликвидации документы. В настоящее время ликвидировать предприятие сложнее, чем открыть; эта процедура может длиться месяцами. Негативно на эффективное развитие предпринимательского сектора влияет и действующий порядок налогообложения; ограниченный доступ к помещениям и оборудованию; дефицит информации; недостаток квалифицированного персонала; проблемы с реализацией продукции и доступом к сырью и материалам. Среди общего количества проблем также можно выделить недостаточный опыт для осуществления предпринимательской деятельности. Основной проблемой для осуществления деятельности предприятия являются трудности с финансированием. Отсутствие достаточного капитала, сложность, невыгодность, а иногда и невозможность получения привлеченных средств замедляют развитие бизнеса. Поэтому основной из задач государственной поддержки предпринимательства является создание предпосылок, стимулирующих вложение инвестиций и предпринимательской энергии в данный сектор экономики. Следует также отметить, что неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике, основными из которых являются: • отсутствие инфраструктуры предпринимательства; • перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торговых операций; • недолговечность деятельности большинства субъектов предпринимательства, которая обусловлена не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие бизнеса; • переход предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и вследствие неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур. В современной экономике Украины на развитие предпринимательской деятельности оказывают воздействие разнообразные факторы, которые не всегда последовательно и ясно выражают направления экономической политики государства и регионов. Перед последними в настоящее время стоит та же задача, что и перед государственными органами, - создание на региональном уровне благоприятного климата для развития деятельности субъектов предпринимательства. От эффективных направлений региональной поддержки предпринимательства во многом зависит и будущее регионов. Таким образом, государству необходимо разработать конкретные мероприятия по содействию развитию предпринимательскому сектору страны. Государственная поддержка – это комплекс мер, направленных государственными структурами на формирование правового, организационного, экономического и технического механизмов с учетом интересов рынка и субъектов предпринимательства. Государство осуществляет долгосрочную и текущую политику, направленную на реализацию и оптимальную согласованность интересов субъектов хозяйствования, потребителей и населения в целом. Основными направлениями политики государства являются: - структурная политика, направленная на осуществление государством структурных изменений в экономике, стимулирование развития инновационных видов деятельности, которые обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения; - инвестиционная политика, которая направлена на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств для расширенного воспроизводства в видах деятельности, развитие которых определено приоритетными направлениями структурной политики, обеспечение эффективного использования этих средств; - ценовая политика направлена на соблюдение необходимой паритетности цен между видами деятельности, обеспечение стабильности цен; - антимонопольно-конкурентная политика направлена на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования; - бюджетная политика направлена на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использования государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности инвестиций в экономику; - налоговая политика направлена на обеспечение обоснованной налоговой политики, стимулирование деятельности субъектов хозяйствования; - денежно-кредитная политика направлена на обеспечение экономически необходимого объема денежной массы, привлечение средств субъектов хозяйствования и населения в банковскую сферу, их использование для функционирования и развития экономики; - внешнеэкономическая политика направлена на регулирование государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами. Следует выделить следующие направления государственной поддержки предпринимательской деятельности: - формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства; - создание льготных условий предоставления субъектам предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; - установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции; - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными государствами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий – субъектов предпринимательства и др. Государственным органам исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку предпринимательства, целесообразно: - разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства Украины в области государственной поддержки предпринимательства; - проводить анализ состояния предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливать прогнозы развития предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представлять указанные предложения на рассмотрение правительственных органов Украины; - организовывать разработку и реализацию программ государственной поддержки предпринимательства, обеспечивать участие субъектов предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для государства; - подготавливать предложения об установлении для субъектов предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств государственного бюджета и специализированных внебюджетных фондов Украины для поддержки предпринимательства; - оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Украины при разработке и реализации мер по поддержке предпринимательства; - координировать деятельность государственных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку предпринимательства и др. Государственные и региональные программы поддержки предпринимательства должны включать в себя следующие положения: - меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства на государственном, региональном и местном уровнях; - перспективные направления развития предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов предпринимательства; - меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки предпринимательства; - меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения; - предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку предпринимательской деятельности; - меры по обеспечению передачи субъектам предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ; - меры по обеспечению передачи субъектам предпринимательства незавершенного строительства и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях; - меры по обеспечению субъектам предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств и др. Государственные программы поддержки предпринимательства должны быть согласованы с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предприятиям, учреждениям, организациям независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, общественным объединениям должно предоставляться право самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки предпринимательства, создавать фонды поддержки предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные программы поддержки предпринимательства. Кредитование субъектов предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки предпринимательства. Оказало бы положительное воздействие на развитие предпринимательства создание обществ взаимного кредитования субъектов предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. При этом их права заключались бы в следующем: не размещать обязательные резервы в Национальном Банке Украины; возможность предоставить управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; не предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ и др. Страхование субъектов предпринимательства должно осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов предпринимательства, должны пользоваться льготами. Фонды поддержки предпринимательства также должны компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов предпринимательства. Государственные и региональные органы исполнительной власти должны разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена этой информацией между собой. Информационное обслуживание субъектов предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях. При этом предприятиям, учреждениям и организациям, предоставляющим информационные услуги субъектам предпринимательства, также должны предоставляться льготы. Государственные и региональные органы исполнительной власти должны разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов предпринимательства современным оборудованием и технологиями, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов предпринимательства. Осуществлять меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования, видов продукции для субъектов предпринимательства. Содействовать в создании и организации специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества. Также должна оказываться поддержка в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательства, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства, добросовестной конкуренции, повышения ответственности и компетентности субъектов предпринимательства, защиты их интересов в органах государственной власти. Поддержка должна осуществляться путем обеспечения на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций. Для активизации предпринимательской деятельности также необходимо проводить организационные или публичные мероприятия, привлекать представителей союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, региональных программ социально-экономического развития Украины, предоставлять возможности для использования средств массовой информации. В целях совершенствования системы государственной поддержки предпринимательства, координации деятельности союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательства из числа представителей органов государственной власти, союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательства, общественных объединений предпринимателей при органах исполнительной власти Украины, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления должны создаваться советы по развитию предпринимательства. Необходимо поручить государственному комитету статистики разработать мониторинговую систему анализа состояния предпринимательства; выделить средства для обеспечения её работы; продолжить решение проблемы существующих, но формально не закрытых предприятий и частных предпринимателей, проблемы двойников и т.д. Разработать программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования предпринимательства. Создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудованию. Осуществить меры по поддержке и развитию лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других эфективных финансово-производственных схем предпринимательства. Создать благоприятные условия для развития всех сфер предпринимательства, предотвратить тенизацию экономики, особенно в сфере торговли и услуг. Совместно со средствами массовой информации целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства. Совместно с общественными организациями, торгово-промышленными палатами разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя. С целью совершенствования системы налогообложения предпринимательских структур предполагается осуществление следующих мер: 1. Осуществление постоянного мониторинга финансово-экономической деятельности предприятий для наблюдения за последствиями изменений в налоговом законодательстве. Данный механизм также необходим для выявления экономически неустойчивых предприятий; 2. Освобождение предприятий от части местных налогов, составляющих незначительную часть доходов бюджета и прямо препятствующих развитию коммерческой деятельности (например, от налога на рекламу); 3. Обеспечение равенства при налогообложении всех субъектов предпринимательства. Налоговые льготы, в виде налоговых кредитов, должны предоставляться только тем предприятиям, которые включены в государственную программу поддержки предпринимательства на условиях «прозрачности» бизнеса и на определенный срок. 4. Обеспечение равного доступа к государственному имуществу. Существующий механизм конкурсов и тендеров, предусматривающий приоритет критериев финансовой обеспеченности, практически исключает из конкурсных процедур малые предприятия. Таким образом, следует отметить, что соблюдение всех выше указанных направлений реформирования и оптимизации управленческих решений в отношении субъектов предпринимательства обеспечит эффективное развитие предпринимательской деятельности Украины в будущем.
Выводы к разделу 3 Производственная функция характеризует изменения объема реализованной продукции (работ, услуг)субъектами предпринимательства Украины () под влиянием численности занятых (L) и валовых капитальных инвестиций (К). Фактор времени введен в модель для устранения автокорреляции, т.е. зависимости текущих уровней показателей деятельности субъектов предпринимательства от значений предыдущих периодов. Соотношение параметров и определяет, что в сфере предпринимательства Украины за 2001-2010 гг. под влиянием основных факторовпроизводства, включенных в модель производственной функции, сложился интенсивный тип экономического роста, инвестиционнозатратного и трудоинтенсивного характера . Таким образом, выявлено, что изменение объема реализации зависит от измененияобъема валовых капитальных инвестиций и численности занятых в предпринимательстве. Более существенное влияние оказывает изменение численности занятых в предпринимательстве (коэффициент эластичности при этом факторе выше). По совокупности критериев аппроксимации и учитывая особенности и сложившуюся ситуацию в сфере предпринимательства Украины, для прогнозирования численности занятых в предпринимательстве была выбрана модель Олимп, валовых капитальных инвестиций – модель Бокса-Дженкинса. С учетом сложившейся тенденции в среднем ежегодно за 2010-2014гг. численность занятыхв предпринимательстве будет снижаться на 0, 06 млн. чел. (0, 8%).Валовые капитальные инвестиции будут возрастать на 12, 46 млрд. грн. (10, 0%).Объем реализованной продукции субъектами предпринимательства Украины в последующие годы будет увеличиваться. В сложившихся условиях макроэкономической нестабильности и влияния негативных факторов представляется необходимым разрабатывать следующие направления поддержки предпринимательства: содействие развитию сотрудничества между малыми и крупными субъектами предпринимательства; обеспечение малых предприятий материально-технической базой на льготных условиях; увеличение объемов льготного кредитования малого бизнеса; сокращение общей налоговой нагрузки; систематизация и сокращение количества контрольных мероприятий субъектов предпринимательства.
|