Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неделя 1-я по Пятидесятнице - всех святых






 

В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.

 

Неделей (воскресеньем) всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха.

 

Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых до пятой недели (воскресенья) Великого поста включительно. В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Октоих употребляется только по воскресным дням. Период от Недоли всех святых и до Недели о мытаре и фарисее составляет 32 недели. Соответственно порядку этих Недель следуют столпы воскресных утренних Евангелий. Столпы осмогласия (гласов Октоиха) начинаются со второй Недели (воскресенья) по Пятидесятнице, после Недели всех святых.

 

Неделя 2-я по Пятидесятнице - ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИХ

 

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после Недели всех святых.

 

Служба совершается по особой книге: " Служба всем святым, в земли Российской просиявшим", изданной при Патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в

 

1946 году.

 

ПЕТРОВ ПОСТ

 

С понедельника после Недели (воскресенья) всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июня.

 

Об этом посте упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность поста бывает различной и зависит от праздника Пасхи. Самый продолжительный период этого поста - шесть недель, а наиболее короткий - неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня.

 

Экзаменационная программа по Литургике для учащихся 3-го класса Московской духовной семинарии (СЗО).

 

Билет

 

Понятие о двунадесятых праздниках и дни их празднования. Общие отличия Господских праздников от Богородичных. Великие (недвунадесятые) праздники, а также


чтимые св. Церковью. Дни их празднования (по церковному стилю). Неделя всех святых и всех святых в земле Русской просиявших.

 

Билет

 

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Порядок чтения паремий и краткое их содержание. Порядок пения тропарей на благословение хлебов и на «Бог Господь», если праздник совпадет с воскресным днем. Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви.

 

Билет

 

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Особенности Вечерни, Утрени и Литургии, если праздник совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника в воскресные дни.

 

Билет

 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника в воскресные и седмичные дни.

 

Билет

 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения. В какие дни Всенощное бдение начинается: с Великого повечерия, с Великой вечерни и Утрени?

 

Билет

 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Особенности Литургии и порядок ее соединения с Вечерней. Что означает слово «Кириопасха»? Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с Пасхой.

 

Билет

 

Праздник Сретения Господня. История праздника. Особенности Всенощного бдения в зависимости от подготовительных недель Великого поста. Богослужебные особенности Попразднества.

 

Билет

 

Праздник Сретения Господня. Богослужебные особенности Вечерни, Утрени и Литургии, если праздник совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Отдания праздника. Богослужебные особенности, если праздник Благовещения совпадет с Неделей Ваий.

 

Билет


Праздник Успения Божией Матери. История и установление праздника. Особенности Всенощного бдения. Попразднество и Отдание праздника. Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с воскресным днем.

 

Билет

 

Праздник Успения Божией Матери. Чин погребения Богоматери. Его происхождение и развитие. Чин погребения в современной богослужебной практике. Особенности богослужения, если праздник Благовещения совпадет с Великой Пятницей.

 

Билет

 

Праздник Рождества Христова. История праздника и его древность. Богослужебные особенности подготовительного периода праздника. Навечерие праздника и его богослужебные особенности. Великие часы и схема их построения.

 

Билет

 

Праздник Рождества Христова. Порядок совершения Вечерни в Сочельник (с Литургией св. Василия Великого и с Литургией св. Иоанна Златоуста). Чин «славления» Христа.

 

Билет

 

Праздник Рождества Христова. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Суббота и Неделя по Рождестве Христовом.

 

Билет

 

Праздник Крещения Господня. История праздника, богослужебные особенности в дни Предпразднества. Навечерие праздника и его богослужебные особенности. Великие часы и схема их построения.

 

Билет

 

Праздник Крещения Господня. Порядок совершения Вечерни в Сочельник с Литургией св. Василия Великого и с Литургией св. Иоанна Златоуста. Чтение паремий и пение стихом между ними. Чин «славления» Христа.

 

Билет

 

Чин и последование Великого освящения воды в Сочельник и в день праздника. Зничение и применение «великой агиасмы». Особенности богослужения, если Великая Суббота совпадет с Благовещением.

 

Билет

 

Праздник Крещения Господня. Особенности Всенощного бдения и литургии. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Суббота и Неделя по Просвещении.


Билет

 

Праздник Преображения Господня. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Чин освящения плодов, его история и символическое значение. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Порядок отправления канона на утрени в четверг на 1-й седмице Великого поста.

 

Билет

 

Праздник Воздвижения Креста Господня. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Порядок переноса Креста с жертвенника на престол. Вынос и воздвижение Креста.

 

Билет

 

Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Богослужебного устава. Порядок чтения кафизм в каждый из этих периодов. Понятие об отступке и приступке.

 

Билет

 

Великий пост. Его древность и значение. Свв. Отцы и Церковные правила, свидетельствующие о Великом посте. Понятие о Триоди Постной и великопостном богослужении. Богослужебные особенности подготовительного периода Великого поста.

 

Билет

 

Богослужебные особенности мясопустной и сырной седмицы. Уставные особенности Вечерни сыропустной недели. Чин прощения. Порядок Великопостных церковных служб и их особенности.

 

Билет

 

Последование Великого повечерия и его изменяемые части в связи с субботними и праздничными днями. Особенности великопостной Утрени и чтения канона. Богослужебные особенности великопостных служб в неделю вечера.

 

Билет

 

Уставные особенности субботней Утрени Великого поста (чтение канона). Особенности великопостных Часов, Изобразительных и Вечерни и их последовательность.

 

Билет

 

Литургия Преждеосвященных Даров. История ее происхождения. Приготовление к освящению Агнца и его хранение. Порядок совершения Вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров. Порядок отправления канона на Утрени во вторник 1-й седмицы Великого поста.

 

Билет


Первая и вторая седмицы и недели Великого поста и их богослужебные особенности. Канон Андрея Критского. Порядок отправления канона в среду на Утрени Великого поста.

 

Билет

 

Великий пост. Третья, четвертая и пятая седмицы и их богослужебные особенности. Порядок чтения Великого канона Андрея Критского и акафиста Божией Матери на 5-й седмице.

 

Билет

 

Лазарева суббота. Уставные особенности Утрени и Литургии. Праздник Входа Господня в Иерусалим. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Уставные особенности Вечерни в день праздника.

 

Билет

 

Страстная седмица. Воспоминаемые события первых четырех дней и уставные особенности богослужений.

 

Билет

 

Великая Пятница. Воспоминаемые события этого дня и уставные особенности утрени. Уставные особенности Вечерни и выноса Плащаницы. Время выноса Плащаницы, если Великая Пятница совпадет с Благовещением.

 

Билет

 

Великая Суббота. Воспоминаемые события этого дня и уставные особенности Утрени и Литургии. Последовательность чина погребения Спасителя.

 

Билет

 

Триодь Цветная, ее происхождение и содержание. Праздник Воскресения Христова. Богослужебные особенности пасхальной Утрени и Литургии. Чинопоследование пасхальных Часов на Светлой седмице. История и чин освящения артоса.

 

Билет

 

Великая пасхальная Вечерня в 1-й день Пасхи и ее богослужебные особенности. Уставные особенности богослужения пасхальной седмицы. Порядок крестного хода. Какими молитвословиями заменяются обычные входные молитвы на пасхальной седмице?

 

Билет

 

Неделя Фомина (Антипасха) и ее богослужебные особенности. Уставные особенности служб от недели Фоминой до Отдания Пасхи.

 

Билет


Праздник Вознесения Господня. История праздника. Богослужебные особенности Утрени и Литургии, а также Попразднства и Отдания. Троицкая родительская суббота.

 

Билет

 

Праздник святой Пятидесятницы. История праздника. Богослужебные особенности Утрени, Литургии и Великой вечерни, а также Попразднства и Отдания.

 

Примечание: Согласно учебной программы учащиеся должны знать наизустьтропари, кондаки и величания двунадесятых Господских и Богородичных праздников, а также указать, какие прокимны и Евангелия читаются в эти дни на Утрени и Литургии.

 

Доцент архимандрит Иоанн (Маслов)

 

О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, гл. 47.

 

Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднества не будет, но если случится в Вербное воскресение, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднества, ни попразднества, а только один день праздника.

 

В Типиконе (последование 2 февраля «аще в неделю») указывается, что если Сретение случится в неделю, то воскресная служба не отменяется, а поётся вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или ни кий храм Ея в неделю, и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентембрия и 8-й день». Вообще же в Типиконе (гл. 57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам.

 

Службы всех неподвижных двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Постной и Цветной.

 

Предпразднства не имеет по той причине, что в субботу совершается поминовение всех усопших.

 

Слово в день Рождества Богородицы.

 

Великая вечерня, стиховная стихира на «Слава, и ныне». Срав. 1 к. п. 1, 3.

 

I) Следует заметить, - говорит проф. архим. Киприан (Евхаристия (из чтений в православном Богословском институте в Парике). Париж, 1947, с. 153-154, - что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на Проскомидию, что после ее окончание никакого поминовение и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесением отпуста священнослужитель показывает, что эта часть богослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова после завершительных действий значит


считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослужение и возвращаться к ней в другой части богослужения невозможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена. словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязательно, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не противятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно священнослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до " Верую" и " Тебе поем". Русская практика выработала даже особый способ покровения проскомидии, а именно дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и подымается и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не допускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский, говоря, " Впрочем архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить дары на престол - во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: " Боже, Боже наш...", а именно - во время великой ектений". См. Устав Богосл. Православной Церкви. К. Никольский. СПб., 1900, с. 375). Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

 

На Востоке также при соборном служении литургии не вынимают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомисающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии находим такое примечание: " Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии один иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочий же служителе ничтоже проскомидии особо не глаголют".

 

Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы.

 

К. Никольский. Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 396.

 

Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как то бывает в Господские праздники, то " Свят Господь..." не поется (С.В. Булгаков. Настольная книга. Харьков, 1900, с. 786.

 

В конце 1-го часа, т.е, после молитвы " Христе свете истинный...", положено петь " Взбранной Воеводе...", но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как ис-ключение, поется кондак " Дева днесь..." (Там же, с. 789).

 

В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на " Слава, и ныне" поется стихира праздника, а в пятницу вечером на " Слава" поется стихира праздника, а на " И ныне" - догматик гласа (отдание его) (Типикон 7, 9 сентября).

 

Но по уставу В. Розанова, песнь рядовая будет вести свой счет от праздника. Например: Если праздник Рождества Богородицы совпадет в среду, то в четверг будет служить Рядовой песней 1-я и т.д. (стр. 287).

 

Никифор Каллист. Церковная история, кн. 2, гл. 3.


" Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх". (Тип., 25 ноября),

 

Но в Типиконе говорится тропарь: " Богородице Дево..." - трижды. Это - опечатка.

 

Восемь песен канона составил св. Феофан, митроп. Никейский, а десятую св. Иоанн Дамаскин.

 

Примечание. Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указания можно найти в " Богослужебных указаниях" за 1950-й год, вып. II, изд. Моск. Патр., стр. 6-46.

 

Следованная Псалтирь, с. 445.

 

Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, с. 600; Богослужебные указания, 1954, с. 136.

 

Примечание. В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип. 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. Никольский. Цит. соч., с. 566).

 

Типикон, послед. 26 марта; К. Никольский, цит. соч., с.566.

 

Примечание. В 20 и 43 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресения, Страстной и Светлой седмиц) на 9- й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь " Честнейшую" (см. также Церковный календарь 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем " Честнейшую". Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо " Честнейшую" (Типикон, 26 марта, и Марковы главы; В. Розанов, цит. соч., с. 626).

 

Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви, ч. 2, М., 1895, с. 57.

 

К. Никольский, с. 558.

 

См. Тип. Если случится Сретение в подгот. недели; Никольский, стр. 558.

 

См. Тип. 2 февраля Марковы главы, л. 226.

 

Если праздник Успения придется в среду или пятницу - разрешаетсл на трепезе только рыба, во все другие дни - мирянам разрешение " на вся", монахам - на рыбу.

 

Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: " Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере".

 

" Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии" - под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 году, совершался в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, - переведен с греческого проф. Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом


Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

 

Изд. Московской Патриархии, 1950 г.

 

После статьи можно пропеть " Хвалите имя Господне", без величания.

 

Кроме праздника Рождества Христова, такие подготовительное недели имеют еще два двунадесятых праздника - Крещение и Воздвижение, но они имеют только по одной такой неделе.

 

См. Богослужебные указания, изд. Московской Патриархии 1953 г., с. 248, и 1954, с. 313.

 

Трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни -полный отпуст, и священник произносит возглас: " Благословен Бог наш", чтец - обычное начало, т.е. " Царю Небесный" и т.д. Псалмы 50, 69, 142. Затем: " Слава в вышних Богу...", " Верую", после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются по дважды - в начале песни и на катавасию. После канона священник уходит в алтарь, чтец: " Достойно есть". Трисвятое и тропарь предпразднства. " Господи, помилуй" (40 раз) и т.д. В конце чтения: " Упование мое Отец...", священник выходит на амвон и произносит: " Слава Тебе, Христе Боже". Хор: " Слава, и ныне... Господи, поми-луй" (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: " Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Братия же освещают: ''Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных". Священник отвечает: " Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас". Далее - ектения: " Помолимся о великом Господине..." (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник пред престолом с кадилом произносит возглас утрени: " Слава Святей..." (см.: С.В.Булгаков. " Повечерие", стр.772-773; Служебник. Посл. повечерия и полунощ., изд. Киев, 1893, стр.37-38; см.Типикон, Посл. святой Четыредесятницы, изд. М., 1906, стр. 415 - 447).

 

В неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря).

 

Если неделя, св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству.

 

Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IХ-Х вв.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами.

 

Название " царские" великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Та-кое название им было присвоено в связи с обычаем присут-ствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов " великими", так как их служба посвящена Царю царей - Христу Спасителю.


Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час - 5 89 и 100 псалмы 3-й час - 16, 24 и 50 псалмы 6-й час - 53, 54 и 90 псалмы 9-и час - 83, 84 и 85 псалмы.

 

Типикон, 1904, 24 декабря, л. 148.

 

Порядок службы находится в Типиконе под 25 декабря.

 

Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а

 

архиерей - царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии (" Царю Небесный... Слава в вышних Богу..." и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает " Благослови, владыко! "; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: " Благословенно Царство...", после чего оба делают поклон престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец; " Приидите, поклонимся..." и 103-й псалом.

 

Интересно отметить разницу в подборе ветхозаветных чтений для праздника Рождества Христова в богослужебной практике Православной и Католической Церкви: ни одно из этих чтений не совпадает. В качестве ветхозаветных чтений для службы Рождества католиками взяты 9, 40 и 52 гл. книги Исайи (" Сие прежде испий, скоро твори земля Завулоня". " Утешайте, утешайте люди моя", " Восстани, восстани, Сионе").

 

В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется " Блажен муж" (в субботу - вся кафизма; в воскресенье - первый антифон); в остальные дни сразу после великой ектений поется " Господи, воззвах" (См. Типикон, гл.2). Диакон в это время совершает каждение и выход с Евангелием.

 

Примечание. Это чтение Апостола и Евангелия считается ошибочным. Следует читать на вечерни, особо совершаемой от литургии: Апостол к Евр., зач, 303, а Евангелие от Лк., зач.5. В субботу, когда совершается литургия св.Иоанна Златоуста, читается Апостол и Евангелие, указанное на вечерни, т.е. Гал., зач. 207 и Евангелие, Мф., зач. 53. Если неделя св.Отец приходится в Рождественский сочельник, то Апостол и Евангелие на литургии читаются недели св. Отец, т.е. Евр., зач. 328, Мф., зач. 1-е.

 

Тропарь по-русски: " Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом знания (богопознания), ибо во время его (т.е. рождения) служащие звездам (звездочеты) были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе".

 

Но если служит архиерей, то после входного стиха поется: " Приидите, поклонимся..." с концовкой: " Рождейся от Девы, поющия Ти, Аллилуиа".

 

Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется воскресный прокимен: " Господь воцарися...", а великий прокимен праздника переносится на пятницу, т.е. на Навечерие праздника.

 

См. Типикон. М., 1906, л. 181.


Воскресный прокимен (рядовой) опускается, а Апостол и Евангелие (воскресные) и их прочтение будет зависеть от отступки или приступки.

 

Минея, 3 января, стиховная стихира на утрени.

 

См. Типикон под 6 января, л.166.

 

Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на этой вечерни, см.: Дебольский Г. Дни богослужения, т.1, СПб., 1866, стр.61.

 

См. Типикон, 6 января.

 

Мансветов. Церковный устав, с.159.

 

Никольский. Цит.соч., с.61.

 

Никольский. Цит. Соч., с.829.

 

В самый праздник освящение воды совершается также по прочтении заамвонной молитвы. Порядок освящения и конец бывает точно так, как и на сочельник, в который совершается литургия св. Василия Великого. См.: Булгаков. Настольная книга. Изд. 2.

 

Харьков, 1900, с.18.

 

В Типиконе не указано, какой отпуст положен после освящения воды, но в практике бывает праздничный, а после литругии – обычный. Никольский, цит. соч., с.830.

 

Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоры и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может привести к ослаблению веры к этой святыне.

 

См. Ирмологий: «Припевы на 9-й песни на Господские праздники»; Месячная Минея, 7 января.

 

По Требнику Петра Могилы, в начале чина освящения плодов читается псалом 66-й; после прочтения молитвы " начатки овощей" (плодов) благословляются и освящаются окроплением св. водой. При этом священник говорит: " Благословляются и освящаются овощи сие кроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь".

 

Типикон, л. 88.

 

Но если от недели Всех святых и до недели Мытаря и фарисея окажется больше 32-х недель, то рядовые Апостол и Евангелие перенесем на те недели.

 

Указание об этом см. в служебном Евангелии и Апостоле, а также в Типиконе (под 8, 13, 15 и 21 сентября). В неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут читаться в том случае, если не будет отступки.

 

О чтении кафизм в период подготовительных недель к св. Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано в своем месте - при рассмотрении служб Четыредесятницы.


Св. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху и Беседа 2-я " О низвержении статуй".

 

Вторник 2-й седмицы Вел. поста, 3-я стихира на " Господи, воззвах".

 

Дебольский Г. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1866, ч. 2, стр. 60.

 

Типикон. Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице, л. 333.

 

См.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав.: архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная за-метка. - Русский инок. 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов.

 

Богослужебный устав 1902 г., с. 420-429.

 

По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовые субботы, потом -

 

святого (Типикон, Последование службы Недели о мытаре и фарисее).

 

Неделя о блудном сыне, на вечерне стихира на " Господи, воззвах".

 

Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: " На реках Вавилонских...", а затем воскресные тропари (см.: Розанов В. Цит. соч., с.402; Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах.

 

Владимир на Клязьме, 1891, с. 44).

 

Синаксарий мясопустной субботы.

 

Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира.

 

К тропарям заупокойного канона припевы: 1-й: " Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Ко 2-му тропарю: " Упокой, Господи, души усопших раб Твоих" (см.: Октоих, гл. 1-й, в субботу утра).

 

1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

 

2. Но если в субботу мясопустную случится храмовой праздник или Сретение Господне (2 Февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг.


 

Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.

 

Понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3.

 

Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1, 2.


Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершает таинства Брака.

 

Разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. I, Киев, 1903, стр. 139.

 

Эти тропари помещены в Типиконе. Во вторник вечера сырной седмицы, в Часослове, о малом повечерии см.: Никольский. Цит. соч., с.585; Булгаков. Цит. соч., с. 772.

 

Начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совершается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), но читаются.

 

См. Типикон, среда сырной седмицы.

 

Первый час, по Типикону, совершается вместе с утреней.

 

I. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие.

 

2. Если в среду и пятницу случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся

 

в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком случае состоит из великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пением " Буди имя Господне" произносится молитва св. Ефрема Сирина, а также в конце утрени после ектении " Исполним утреннюю молитву", т.е. перед " Премудрость" с тремя земными поклонами. Кроме того эти поклоны бывают на всех часах, а на 6-ом часе - паремия. Литургия служится Иоанна Злато-

 

уста в свое время.

 

Синаксарий сыропустной Недели.

 

В некоторых местах существует обычай на вечерни в Прощение воскресенье вместо обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: " Владыко Многомилостиве..." (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания.

 

После окончания молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (Еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 год).

 

В церковной практике перед этим чином после отпуста вечерни прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: " Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы".

 

Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893, л. 37 об.

 

На утрени четверга 5-й недели Великого поста читается канон св. Андрея Критского, поэтому по Уставу положено читать малое повечерие по домам (см. Типикон, л. 366). В этот день начало службы с двухпсалмия.


Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литургия Преждеосвяшенных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы.

 

В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: " Боже, в помощь мою вонми..." и после него - канон св. Андрея Критского. Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: " Внегда призвати..." (без слов " Приидите, поклонимся...) и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается вначале 3-й части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами.

 

Но во все субботы Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом.

 

1. На повечерии в пятницу вечерам 1-й седмицы по Три-святом поется тропарь св. великомученика Феодора Тирона: " Велия веры исправления...", " Слава, и ныне: Вся паче смысла...".

 

2. На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц - тропари: " Апостоли, мученицы и пророцы...", " Слава: Помяни, Господи...", " И ныне: Мати святая..." (см. Типикон - в пяток 2-й седмицы вечера).

 

3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия.

 

4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: " Общее воскресение...".

 

5. На великом повечерии накануне Благовещения - тропарь праздника.

 

6. Накануне Обретения главы Предтечи - 24 февраля,

 

40 мучеников - 9 марта, храмового святого - на повечерии читается тропарь праздника,

 

" Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по главу тропаря.

 

Но если память этим святым случится в первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы -Феодора Тирона (см. Типикон, 24 февраля).

 

На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей - кондак праздника.

 

Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятницы вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой недали (16 дней) (см. об этом: Розанов. Богослужебный устав. Ч.II., гл. 31, и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

 

После 3-й песни канона - кондак и седален Минеи, по 6-й песни - седален и Богородичен Октоиха.


В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

 

На великом повечерии в пятницу вечерам вместо " Господи сил, с нами буди" будет читаться:

 

1. на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;

 

2. на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак " Со святыми упокой...";

 

3. на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря.

 

4. Накануне праздников: 24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Предтечи; 9 марта - 40 мучеников и т.д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу - до субботы св. Лазаря), на повечерии также вместо " Господи сил, с нами буди..." поется кондак праздника (см.: Типикон, 24 февраля,

 

с. 250; Розанов. Цит. соч., с. 543) и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает).

 

5. В понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем " Господи сил, с нами буди..." (См.: Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Вторника).

 

Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как-то: 24 февр., 9 марта и т.д.- вместо молитвы " Владыко Многомилостиве..." бывает малый отпуст: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных

 

и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". Но чин прощения не отменяется во все дни (см.: Типикон, л. 250; Розанов. Богосл. устав, с. 543)

 

Типикон, послед. св. Четыредесятницы, М. 1906, л. 414, на обор.

 

См.: Типикон, 24. П., если случится Обретен. главы Иоанна Предтечи в седмичные дни, л. 216.

 

Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед трипеснцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца.

 

В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

 

См.: Розанов. Цит. соч., с. 495; Неаполитанский. Цит. соч., с. 58.

 

Трипеснец по вторникам состоит из 2- й, 8-й и 9-й песни, причем 2-я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй - на катавасию.

 

Этот тропарь бывает во все седмичные дни св. Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу.


Стихи 92-й и 93-й. Перед словом в тексте кафизмы " среда" - " Слава, и ныне" не произносится.

 

См.: Типикон, глава 12-я.

 

Полный отпуст бывает также в суббету 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст краткий. (Подробное указание о чтении канонов на великопостной утоени см.: Розанов - Богослужебный устав, М., 1902, стр. 492-500, а также: Богослужебные указания на 1950 и 1951 гг.).

 

Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м часе и в пятницы - на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду

 

на 1-м и 9-м часах.

 

На 6-м часе полагается чтение паремии из книги пророка Исайи, перед которой и после - поется прокимен.

 

В праздники: Благовещения, храмовый и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов.

 

Указание об этих тропарях см. в Часослове на 1-м часе.

 

На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: " Боже, ущедри ны...".

 

Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1-го тропаря. Например, на 3-м часе: " Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа..." и т.д.

 

В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородич-на часа бывает чтение Евангелия.

 

Слово " прокимен" чтец не произносит (см.: Типикон, по-следование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста).

 

На 9-м часе молитва Св. Ефрема Сирина читается только один раз с тремя великими поклонами, на остальных же часах и на изобразительных полагается 4 великих поклона и 12 малых. В праздники на часах только по 3 великих

 

поклона.

 

В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благовещения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу " Блаженны" не поются, а чита-ются (без поклонов).

 

Во вторник не читается кондак храма Предтечи, а в четверг - кондак храма апостольского.

 

В праздники полиелейные, Благовещения, храмовый и другие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются.

 

См. вечерня, служба на каждый день первой седмицы св. Четыредесятницы.


Во время пения стихир священнослужитель кадит алтарь и весь храм.

 

Хотя в Типиконе нет указания на возглас: " Мир всем ", однако обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечернях священнослужитель произносил: " Вонмем. Мир всем". В последовании вечерни, утрени и полунощницы (Изд. Киев, 1861 г.) указано, чтобы на малой и на вседневной вечернях иерей исходил из алтаря и, став у царских врат, произносил: " Вонмем. Мир всем. Премудрость" и прокимен дня со стихами (см.: Руководство для сельских пастырей, 1885, № 5; С. Булгаков. Таблица рядовых церковных служб. Вечерня, стр. 760, 767; Розанов.

 

Устав, стр. 103, 441).

 

Прокимны на вечерни поются не обычные дневные, а особые, помещенные на ряду в Постной Триоди.

 

Во всю Четыредесятницу на вечерни читаются две паремии: первая из книги Бытия, вторая - из книги Притчей.

 

В понедельник: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, (святого храма и дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

 

Во вторник: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою честнаго и животво-рящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол..." и т.д. В четверг - как во вторник (см.: Розанов. Цит. соч., с. 525).

 

Прот. Смирнов-Платонов. О лртургии Преждеосвященных Даров. " Православный собеседник" №№ 6-7, 1892; " Руководство для сельских пастырей", №№ 10-12, 1897; О литургии Преждеосвященных Даров. Москва, 1850.

 

В Александрийской хронике под 615 годом находим известие о введении в литургию Преждеосващенных Даров пения " Ныне силы небесныя" при патриархе Константинополь-ском Сергии.

 

В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, стр. 515-516. См. также: Служба на каждый день первой седмицы святой Четыредесятницы (среда), стр. 40.

 

Но если служит архиерей, то после отпуста священнослужители выходят на середину храма: архиерей - через царские врата, а духовенство - боковыми. Помолившись: " Боже, милостив буди мне грешному", первенствующий священник и диакон берут благословение у архиерея, затем священник идет в алтарь, а диакон - на амвон. Открываются царские врата, священник молится, целует Престол и вместе с диаконом кланяются архиерею. Диакон возглашает: " Благослови, владыко". Священник, - взяв Евангелие и начертывая им крест над антиминсом, произносит возглас: " Благосло-вено Царство...". Положив Евангелие на свое место, священник крестится, целует Престол и снова кланяется архиерею; царские врата закрываются. Архиерей читает " Прии-дите, поклонимся..." (3) и 103-й псалом. В церковной практике после возгласа мирной ектении все священнослужители уходят в алтарь боковыми дверями. На всех ектениях при архиерейской службе царские врата открываются.

 

Когда служит архиерей или случится праздник: Обретения главы св. Иоанна Крестителя, 40 мучеников или храмовый (кроме 1-й седмицы Великого поста, так как служба им в это


время переносится или на Неделю сыропустную или на субботу, когда совершается память вмч. Фоодора Тирона), тогда бывает вход с Евангелием.

 

По словам св. Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера -не потому только, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов, и поэтому в дни поста и покаяния положено для усугубления молитв петь этот псалом дважды и с коленопреклонением (см.: Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 416). Эти стихи псалма начали петь на литургии Преждсосвя-щенных Даров при Константинопольском патриархе Сергии (в 612 г.).

 

В первые три дня Страстной седмицы читается только Евангелие.

 

Если служит архиерей, то Дискос со Св. Агнцем он дает старшему священнику, который перед этим становится на оба колена (так же это он делает и перед царскими вратами), а Чаша дается другому священнику, но с Чашей

 

он не становится на колени и перед ней архиерей не совершает каждения, но священник вносит её в алтарь и отдает архиерею.

 

Неаполитанский, стр. 64.

 

Эта молитва читалась в Александрийской Церкви на литургии св. Василия Великого в Великом посту и уже позднее была усвоена литургии Преждеосвященных Даров (см. Руководство для сельских пастырей, 1897, М№ 10, 11, 12).

 

Типикон, доследование 24 февраля: " аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмицы Великого поста" (срав.: К. Никольский. Пособие по Уставу, стр. 490 -491; В. Розанов. Богослужебный устав..., стр. 515, 525, 540, 554). Но если по какому-либо случаю в день Обретения главы Иоанна Предтечи или 40 мучеников не бывает литургии Преждоосвящснных Даров,

 

а будут отслужены только часы с вечерней, то на отпусте вечерни не поминается святой настоящего дня, т.е. св. Иоанн Предтеча, или 40 мучеников, так как поминовение их заканчивается на часах, но следует на отпусте поминать только святых следующего дня (см.: Типикон, последование 24 февраля и 9 марта; срав. В. Розанов. Цит. соч., стр. 554; К. Никольский. Цит. соч., стр. 491.

 

Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в

 

последовании пятка 1-й седмицы, а также в " Богослужебных указаниях на 1951 год", Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: " Служба на каждый день первыя седмицы святые Четыредесятницы". Примечания.

 

1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).

 

2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы.


3. В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно -богослужебный обряд, называемый Пассией (" Страданием"). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (ХVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как напр., в Москве и в Троице -Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4- ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы (" Тебе одеюща-гося,..", " Приидите, ублажим.. "), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда.

 

О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданный в 1702 г, при Киево -Печерском архимандрите Иоаса-фе Кроновском; в конце описания чина сказано: " Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под раз-суждение Церкве Святыя Православныя подаются".

 

" Чин молебна в Неделю Православия" в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в " Богослужебных указаниях на 1949 г." (Изд. Московской Патриархии, с. 45-47).

 

Примечание. Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на ут-ренем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.

 

Примечание. Если случится в эти три субботы Обретение Главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников или же храмовый святой, то Заупокойная служба опускается. На утрени поется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6 и святому на 8. Субботний канон с библейскими стихами читается на Великом повечерии в свое время (См.: Типикон, 24 февр., Неаполитанский. Церковный Устав, Цит. соч., с. 74).

 

Полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. подробное указание о приготовлении и выносе Креста на праздник Воздвижения Креста Господня.

 

Выражение: " по отпусте часов" указывает не на отпуст произносимый перед вечерней, а вообще на конец, утрени т.е. поклонение Кресту совершается до отпуста. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено определеннее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии ча-сов, па последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас... " Приидите, вернии..." (Триодь Постная, последовдние пятка 4-и седмицы). Последнее же Трисвятое то, что бывает по окончании великопостных часов, находится в чине Изобразительных. А чин Изобразительных относится к службе часов (См. Никольский, стр. 598).

 

Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.

 

См.: Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочинан-ные в Ленинградской духовной

 

семинарии, ч. 2, с.... Также Богослужебные указания на 1957 г., стр...

 

Начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой Среды начинают произноситься особые ектении о готовящихся к Просвещению (Крещению).

 

Житие Марии Египетской в переводе на русский язык напечатано в " Богослужебных указаниях на 1950 год", стр. 124-131.


В практике чтение жития преп., Марии Египетской бывает так: первая часть - после " Аллилуиа" и трочных тропарей, а вторая - после кафизмы.

 

Каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных малое каждение.

 

По Типикону, акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (См.: Типи-кон. с. 435; Николъский, с. 601).

 

Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять в том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаюттся на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона.

 

Если случится праздник 40-ка мученикам, то служба им переносится на воскресенье 5-й недели (см.: Типикон, 9 марта, Маркова глава).

 

По Уставу, в субботу Ваий канон следует петь со стихами библейских песен: " Поим Господови". Но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в празд-ники канон с библейскими песнями, то в этот день, как

 

в неделю Ваий, припев к тропарям'четверопеснца: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" (см.: " Богослужебное указание на 1958 г.", с. 94; Типикон, " в субботу Лазареву").

 

Начиная с этого дня, " Честнейшую..." не поем до понедельника Фоминой седмицы.

 

Поскольку в Типиконе нет указаний, что нужно петь " Воскресый из мертвых...", то значит поем обычно " Во святых дивен..." (см.: Богослужебные указания на 1957 г. 1958 гг., стр. 116, 94).

 

Там же.

 

В Типиконе, а какже в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершается в церковной практике по аналогии с освящением артоса (Требник; 2-ая часть, л.9).

 

Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной: " Се ныне благословите Господа...". Вход с кадилом. За-тем переоблачается престол и священнослужители в черные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).

 

Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обычного отпуста: " Грядый Господь на вольную страсть...", священник лицом к народу читает молитву: " Владыко много-милостиве..." и по окончании ее произносит: " Благословите отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыре-десятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чув-ствы". Ему отвечают: " Бог да простит тебя и помилует, отче честный. Помолись и о нас грешных ". Священник произ-носит: " Бдагодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас". И далее возглас: " Молитвами святых отец наших..." и следует литургия Преджеосвященных Даров.


Святые дня, храма и составитель литургии не поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г., с.98, а также: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).

 

На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочи- I тываются после псалмов часа, а затем произносится тропарь, например, " Иже в шестый день же и час на Кресте...", Далее Богородичен часа и Евангелие.

 

В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Великого поста, то накануне вечерня, по Уставу, совершается без 18-и кафизмы, даже, и тогда, когда вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет, (А Служебник предписывает перенесение святых Даров с Престола на жертвенник именно во время 18-й кафизмы, В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник^при пении стихир на " Господи, воззвах..."

 

с обычными священнодействиями, т.е. - поклонами, каждением и т.д.).

 

Если храмовый праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг}, то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальнойслужбой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия).

 

Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды - с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо " Аллилуиа" " Бог Господь" и 3-жды тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах - молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.

 

Русский перевод: " Когда славные {досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых - Ин. 13, 3-15), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жадный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности - вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да будет слава Тебе! "

 

Богослужебные указания на 1949 г,, с. 81.

 

См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. Розанов. Цит. соч., с. 574-575.


В Великий Четверг и Пятницу на Изобразительных не бывает припева, как в предыдущие недели, - " Помяни нас, Господи...", но вычитывается все подряд.

 

В воспоминание событий этого дня, после заамвонной молитвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посреди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает и вытирает полотенцем ноги сидящим по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников Господа.

 

Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после Великого входа, совершается Патриархом еще другой чин - освящение св. Мира.

 

Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Среду вечером всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литургии и на стиховне - стихиры Благовещения, на благословении хлебов - тропарь праздника (трижды).

 

На утрени, на " Бог Господь" поется тропарь Благове-щения (дважды), " Слава, и ныне: Егда славнии ученицы..." Затем - полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира - Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия - ирмосы канона Великого Четверга, На 9-й песни вместо " Честнейшую" - припевы праздника. Светилен праздника, " Слава" - дня, &qu


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.129 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал