Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение а
Программа исследования на тему «Ценностные ориентации студентов НГУЭУ: состояние и тенденции развития»
Раздел 1. Формулировка проблемы
Изменения, произошедшие в российском обществе за последние десятилетия оказали большое влияние на жизнедеятельность людей, потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, широко распространена частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Для того, чтобы адаптироваться в этих условиях необходимо формирование нового ценностного сознания.
Особое внимание должно уделяться молодому поколению как естественной среде формирования будущего нашей страны. От того, какой ценностный потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям, его инновационный потенциал.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью факторов и механизмов ее развития. Вот почему нужны комплексные исследования ценностных ориентаций российской молодежи. Такие исследования имеют прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы.
Раздел 2. Определение целей и задач исследования
Цель: Изучить мнение студентов ИМ НГУЭУ, об их ценностных ориентациях и факторах, влияющих на них
Задачи:
1) Изучить иерархию терминальных ценностей
2) Изучить иерархию инструментальных ценностей
3) Изучить отношение к личностным ценностям: семьи, религии, образования, труда и здоровья
4) Изучить содержание повседневной жизнедеятельности студентов;
5) Выявить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у студентов.
6) Выявить проблемы формирования ценностных ориентаций у студентов ИМ;
7) Предложить направления совершенствования формирования ценностных ориентаций студентов.
Объект: студенты очной формы ИМ НГУЭУ 1, 2, 3 курса обучения
Предмет: ценностные ориентации студентов ИМ НГУЭУ
Раздел 3. Логический анализ основных понятий
Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).
Терминальные ценности – ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями.
Инструментальные ценности – ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей.
Личностные ценности - нравственные критерии, являющие основу мировоззрения и определяющие индивидуальность личности.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Когнитивные ориентации представляют собой все ценностные представления человека.
Эмотивные ориентации – это эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки, ее составляют относительно устойчивые чувства человека к объектам ценностных ориентаций.
Поведенческая ориентация представляет собой реализацию ценностных ориентаций в поведении личности.
Жизненные цели – проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотиваций индивида.
Повседневная жизнедеятельность – особый вид деятельности, направленный на созидание индивидуального жизненного пути и регулируемый динамической системой смысла жизни.
Учебная деятельность – один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Внеучебная деятельность – деятельность человека, не связанная с обучением.
Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении;
Факторы объективные - все те аспекты, которые не зависят от работника, но непосредственно влияют на его трудовую деятельность
Факторы субъективные - некоторая совокупность социально - психологических установок личности, которые влияют на его трудовую деятельность.
Интересы – стремление реализовать свои собственные, личные или групповые, интересы.
Установки – общая ориентация индивида на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении данного объекта.
Потребности – состояние недостатка в чем-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Друзья – люди, отношения между которыми основаны на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Уровень жизни – степень удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах в неразрывной связи с социальными условиями жизни и развитием производства.
Средства Массовой Информации – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
Раздел 4. Выдвижение гипотез и операционализация понятий
Гипотеза-основание: Ценностная ориентация молодежи испытывает наибольшее влияние от внешних факторов, таких как: материальные возможности студента, социальное окружение и т.д., нежели от внутренних факторов, обусловленных индивидуальными чертами личности (Интересы, потребности и т.д.).
Гипотезы-следствия:
1. В иерархии терминальных ценностей главное место занимает материальный достаток.
2. Предприимчивость, умение добиваться успеха находятся на вершине иерархии инструментальных ценностей.
3. Большинство студентов практически не пропускают занятия, а в свободное время общаются с друзьями.
4. Семья оказывает наибольшее влияние на формирование ценностных ориентаций студентов
Переменные
| Теоретические понятия
| Операциональные определения
| Операциональные понятия
| Понятия-индикаторы
| Шкала измерений
| - Ценностные ориентации
| 1.1. Базовые ценности
| 1.1.1. Терминальные
| 1.1.1.1. Значимость терминальных ценностей
| 1.1.1.1.1. Здоровье
1.1.1.1.2. Материальный достаток
1.1.1.1.3. Семья
1.1.1.1.4. Друзья
1.1.1.1.5. Работа
1.1.1.1.6. Свобода
1.1.1.1.7. Развлечения
1.1.1.1.8. Любовь
1.1.1.1.9. Справедливость
1.1.1.1.10. Творчество
1.1.1.1.11. Образование
1.1.1.1.12. Любимое дело
1.1.1.1.13. Независимость
1.1.1.1.14. Религиозная вера
| Ранговая
| 1.1.2. Инструментальные
| 1.1.2.1. Значимость инструментальных ценностей
| 1.1.2.1.1. Трудолюбие
1.1.2.1.2. Предприимчивость, умение добиваться успеха
1.1.2.1.3. Законопослушание
1.1.2.1.4. Инициативность, активность, творческий подход к делу
1.1.2.1.5. Честность
1.1.2.1.6. Профессионализм
1.1.2.1.7. Чувство долга
1.1.2.1.8. Рациональность, прагматизм
1.1.2.1.9. Бесконфликтность, толерантность
1.1.2.1.10. Умение приспосабливаться
| Ранговая
| 1.1.3. Личностные
| 1.1.3.1. Главные ценности личности
| 1.1.3.1.1. ценность религии
1.1.3.1.2. ценность семьи
1.1.3.1.3. ценность здоровья
1.1.3.1.4. ценность ЗОЖ
1.1.3.1.5. ценность труда
1.1.3.1.6. ценность образования
1.1.3.1.7. ценность саморазвития
| Ранговая
| 1.2. Ориентации
| 1.2.1. Когнитивная ориентация
| 1.2.1.1. Считают ли себя здоровыми
| 1.2.1.1.1. Да
1.2.1.1.2. Скорее да
1.2.1.1.3. Отчасти да
1.2.1.1.4. Скорее нет
1.2.1.1.5. Нет
1.2.1.1.6. Затрудняюсь ответить
1.2.1.1.7. Другое
| Номинальная
| 1.2.1.2. Цель получения образования
| 1.2.1.2.1. Для устройства на интересную работу
1.2.1.2.2. Для карьерного роста
1.2.1.2.3. Для того, чтобы меня уважали
1.2.1.2.4. Для проявления своих способностей
1.2.1.2.5. Способ избежать тяжелой физической работы
| Номинальная
| 1.2.1.3. Значимость получения образования
| 1.2.1.3.1. Очень важно
1.2.1.3.2. Важно
1.2.1.3.3. Важно отчасти
1.2.1.3.4. Не совсем важно
1.2.1.3.5. Не важно
1.2.1.3.6. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 1.2.1.4. Цель получения дополнительного образования
| 1.2.1.4.1. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда
1.2.1.4.2. Для личного развития
1.2.1.4.3. Для самореализации
1.2.1.4.4. Для того, Вас уважали
1.2.1.4.5. Затрудняюсь ответить
1.2.1.4.6. Другое
| Номинальная
| 1.2.1.5. Значимость получения дополнительного образования
| 1.2.1.5.1. Очень важно
1.2.1.5.2. Важно
1.2.1.5.3. Не совсем важно
1.2.1.5.4. Не важно
1.2.1.5.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 1.2.1.6. Наличие работы
| 1.2.1.6.1. Работаю
1.2.1.6.2. Не работаю
1.2.1.6.3. Другое
| Номинальная
| 1.2.1.7. Кто должен заниматься воспитанием в семье
| 1.2.1.7.1. Мать
1.2.1.7.2. Отец
1.2.1.7.3. Мать и отец в равной степени
1.2.1.7.4. Родственники
1.2.1.7.5. Затрудняюсь ответить
1.2.1.7.6. Другое
| Номинальная
| 1.2.1.8. Представление о жизненном успехе
| 1.2.1.8.1. Богатство
1.2.1.8.2. Интересная работа
1.2.1.8.3. Наличие надежных друзей
1.2.1.8.4. Возможность быть самому себе хозяином
1.2.1.8.5. Наличие крепкой семьи, детей
1.2.1.8.6. Уважение окружающих
1.2.1.8.7. Наличие престижной собственности
1.2.1.8.8. Высокая должность
1.2.1.8.9. Достижение известности, популярности
1.2.1.8.10. Победа над своими врагами
1.2.1.8.11. Обладание властью
1.2.1.8.12. Честно прожитая жизнь
1.2.1.8.13. Быть первым во всем
1.2.1.8.14. Яркие жизненные впечатления
1.2.1.8.15. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.2. Эмотивная ориентация
| 1.2.2.1. Интерес к учебе
| 1.2.2.1.1. Повысился
1.2.2.1.2. Понизился
1.2.2.1.3. Не изменился
1.2.2.1.4. Затрудняюсь ответить
1.2.2.1.5. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.2. Вероисповедание
| 1.2.2.2.1. Православие
1.2.2.2.2. Ислам
1.2.2.2.3. Буддизм
1.2.2.2.4. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.3. Является ли образцом семейная жизнь родителей
| 1.2.2.2.5. Да
1.2.2.2.6. Нет
1.2.2.2.7. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.2.3. Отношение к родителям
| 1.2.2.3.1. Независимо от достоинств и недостатков родителей каждый должен всегда любить и уважать их.
1.2.2.3.2. Родителей можно не любить и не уважать, если они своим поведением и чертами характера не заслуживают этого.
1.2.2.3.3. Затрудняюсь ответить
1.2.2.3.4. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.4. Причины для вступления в брак
| 1.2.2.4.1. Любовь друг к другу
1.2.2.4.2. Уважительное отношение к личности друг друга
1.2.2.4.3. Общность интересов
1.2.2.4.4. Наличие материальных основ для создания семьи (квартира, финансовое обеспечение)
1.2.2.4.5. Ответственность за семью
1.2.2.4.6. Другое
1.2.2.4.7. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.2.5. Самое главное в семье
| 1.2.2.5.1. Любовь
1.2.2.5.2. Дети
1.2.2.5.3. Поддержка, забота, взаимопонимание
1.2.2.5.4. Совместное времяпровождение
1.2.2.5.5. Эмоционально-психологический комфорт
1.2.2.5.6. Материальная обеспеченность
1.2.2.5.7. Преемственность поколений
1.2.2.5.8. Постоянные сексуальные отношения
1.2.2.5.9. Стабильность
1.2.2.5.10. Затрудняюсь ответить
1.2.2.5.11. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.6. Значимость создания собственной семьи
| 1.2.2.6.1. Очень важно
1.2.2.6.2. Важно
1.2.2.6.3. Важно лишь отчасти
1.2.2.6.4. Не очень важно
1.2.2.6.5. Совсем не важно
1.2.2.6.6. Затрудняюсь ответить
1.2.2.6.7. Другое
|
| 1.2.2.7. Наиболее важные компоненты здоровья
| 1.2.2.7.1. Здоровый сон
1.2.2.7.2. Высокая работоспособность
1.2.2.7.3. Возможность легко и быстро концентрироваться
1.2.2.7.4. Стабильный вес
1.2.2.7.5. Рабочее пищеварение
1.2.2.7.6. Гибкость и подвижность мышц
1.2.2.7.7. Ощущение легкости в теле
1.2.2.7.8. Стабильное хорошее настроение
1.2.2.7.9. Легко переносятся перелеты, длительные поездки, физические нагрузки
1.2.2.7.10. Неподверженность простудным заболеваниям, даже когда кругом буйствует эпидемия
1.2.2.7.11. Быстрое заживление ран
1.2.2.7.12. Отсутствие одышки
1.2.2.7.13. Затрудняюсь ответить
1.2.2.7.14. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.8. Значимость здоровья
| 1.2.2.8.1. Очень важно
1.2.2.8.2. Важно
1.2.2.8.3. Важно отчасти
1.2.2.8.4. Не очень важно
1.2.2.8.5. Совсем не важно
1.2.2.8.6. Затрудняюсь ответить
1.2.2.8.7. Другое
| Порядковая
| 1.2.2.9. Отношение к трудовой деятельности
| 1.2.2.9.1. трудиться необходимо, чтобы прокормить, обеспечить самым необходимым себя и свою семью;
1.2.2.9.2. труд есть средство, при помощи которого можно удовлетворить свои материальные и духовные потребности;
1.2.2.9.3. труд – это потребность, без которой немыслима жизнь человека, хотя конечно, это источник дохода и материального благополучия;
1.2.2.9.4. Затрудняюсь ответить
1.2.2.9.5. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.10. Наиболее важные стороны труда
| 1.2.2.10.1. Разнообразие в работе
1.2.2.10.2. Самостоятельность в работе, наличие личной ответственности за порученное дело
1.2.2.10.3. Хорошие санитарно-гигиенические условия труда
1.2.2.10.4. Хорошая организация труда
1.2.2.10.5. Уровень заработной платы
1.2.2.10.6. Содержание работы, чтобы она была интересной
1.2.2.10.7. Уважение людей к вашей профессии
1.2.2.10.8. Возможность при выполнении данной работы иметь достаточно времени для личной и семейной жизни
1.2.2.10.9. Возможность повышения квалификации, изучение нового
1.2.2.10.10. Соответствие работы уровню образования
1.2.2.10.11. Затрудняюсь ответить
1.2.2.10.12. Другое
| Номинальная
| 1.2.2.11. Отношение к выбранной специальности
| 1.2.2.11.1. Вполне доволен
1.2.2.11.2. Скорее доволен, чем нет
1.2.2.11.3. Не совсем доволен
1.2.2.11.4. Совсем не доволен
1.2.2.11.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 1.2.2.12. Отношение к ценностям успеха и благополучия
| 1.2.2.12.1. Природная одаренность, способности
1.2.2.12.2. Связи, поддержка влиятельных лиц
1.2.2.12.3. Предприимчивость, находчивость
1.2.2.12.4. Трудолюбие, добросовестность
1.2.2.12.5. Качественное образование
1.2.2.12.6. Везение, удачное стечение обстоятельств
1.2.2.12.7. Умение устраивать свои дела всеми доступными средствами
1.2.2.12.8. Материальная поддержка родителей, родственников
1.2.2.12.9. Перспективная специальность
1.2.2.12.10. Затрудняюсь ответить
1.2.2.12.11. Другое
| Номинальная
| 1.2.3. Поведенческая ориентация
| 1.2.3.1.Намерение продолжить учебу при возможности обустроить свою жизнь без высшего образования
| 1.2.3.1.1. Да
1.2.3.1.2. Скорее да, чем нет
1.2.3.1.3. Скорее нет, чем да
1.2.3.1.4. Нет
1.2.3.1.5. Затрудняюсь ответить
1.2.3.1.6. Другое
| Порядковая
| 1.2.3.2.Влияние религии на поведение
| 1.2.3.2.1. Вера позволяет взглянуть на мир шире
1.2.3.2.2. Вера позволяет относиться к людям лучше
1.2.3.2.3. Религия зомбирует человека
1.2.3.2.4. вера определяет мою жизнь в целом
1.2.3.2.5. Вера дисциплинирует человека
1.2.3.2.6. Другое
1.2.3.2.7. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.3.3.Частота посещения церкви
| 1.2.3.3.1. Часто
1.2.3.3.2. Время от времени (по праздникам)
1.2.3.3.3. Очень редко
1.2.3.3.4. Никогда
| Порядковая
| 1.2.3.4.Помощь родителям
| 1.2.3.4.1. Да
1.2.3.4.2. Нет
| Номинальная
| 1.2.3.5.Желание создавать собственную семью
| 1.2.3.5.1. Да
1.2.3.5.2. Нет
1.2.3.5.3. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.3.6.Ведение ЗОЖ
| 1.2.3.6.1. Да
1.2.3.6.2. Нет
1.2.3.6.3. Другое
| Номинальная
| 1.2.3.7.Ведение ЗОЖ
| 1.2.3.7.1. Правильное питание
1.2.3.7.2. Отказ от вредных привычек
1.2.3.7.3. Физическая активность
1.2.3.7.4. Закаливание
1.2.3.7.5. Утренняя зарядка
1.2.3.7.6. Чередование умственной нагрузки с физической
1.2.3.7.7. Затрудняюсь ответить
1.2.3.7.8. Другое
| Номинальная
| 1.2.3.8.Желание работать по выбранной специальности
| 1.2.3.8.1. Да
1.2.3.8.2. Нет
1.2.3.8.3. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.2.3.9.Готовность жертвовать чем-либо для достижения успеха
| 1.2.3.9.1. Соблюдением закона
1.2.3.9.2. Отношениями с близкими людьми
1.2.3.9.3. Здоровьем
1.2.3.9.4. Личными интересами и хобби
1.2.3.9.5. Материальным благополучием других людей
1.2.3.9.6. Жизнью других людей
1.2.3.9.7. Ничем из перечисленного выше
1.2.3.9.8. Затрудняюсь ответить
1.2.3.9.9. Другое
| Номинальная
| 1.3. Жизненные цели
| 1.3.1. Стремления студентов
| 1.3.1.1.Главные жизненные цели
| 1.3.1.1.1. Открыть свой бизнес
1.3.1.1.2. Иметь хорошую семью
1.3.1.1.3. Жить в достатке
1.3.1.1.4. Устроиться на любимую работу
1.3.1.1.5. Самореализация
1.3.1.1.6. Духовный рост
1.3.1.1.7. Получить хорошее образование
1.3.1.1.8. Иметь свою квартиру
1.3.1.1.9. Обеспечить будущее своим детям
1.3.1.1.10. Стать обладателем дорогих вещей
1.3.1.1.11. Затрудняюсь ответить
1.3.1.1.12. Другое
| Номинальная
| 1.4. Повседневная жизнь
| 1.4.1. Учебная деятельность
| 1.4.1.1.Время, затрачиваемое на подготовку к учебе
| 1.4.1.1.1. менее 1 часа в день
1.4.1.1.2. 1-3 часа в день
1.4.1.1.3. 4-6 часов в день
1.4.1.1.4. 7-8 часов в день
1.4.1.1.5. более 8 часов в день
1.4.1.1.6. затрудняюсь ответить
1.4.1.1.7. Другое
| Метрическая
| 1.4.1.2.Посещение занятий
| 1.4.1.2.1. посещаю все занятия, записываю все лекции и активно работаю на семинарах
1.4.1.2.2. стараюсь посещать все занятия
1.4.1.2.3. посещаю только семинары, а лекции беру у одногруппников
1.4.1.2.4. посещаю только лекции
1.4.1.2.5. редко посещаю институт, так как изучаю все самостоятельно
1.4.1.2.6. редко посещаю институт, так как работаю
1.4.1.2.7. Затрудняюсь ответить
1.4.1.2.8. Другое
| Номинальная
| 1.4.1.3.Успеваемость
| 1.4.1.3.1. Отличник
1.4.1.3.2. Хорошист
1.4.1.3.3. Троечник
1.4.1.3.4. Двоечник
1.4.1.3.5. Затрудняюсь ответить
1.4.1.3.6. Другое
| Порядковая
| 1.4.1.4.Получение дополнительного образования
| 1.4.1.4.1. Да
1.4.1.4.2. Нет
| Номинальная
| 1.4.2. Внеучебная деятельность
| 1.4.2.1.Время на досуг
| 1.4.2.1.1. менее 1 часа в день
1.4.2.1.2. 1-3 часа в день
1.4.2.1.3. 4-6 часов в день
1.4.2.1.4. 7-8 часов в день
1.4.2.1.5. более 8 часов в день
1.4.2.1.6. затрудняюсь ответить
1.4.2.1.7. Другое
| Порядковая
| 1.4.2.2.Содержание внеучебного времени
| 1.4.2.2.1. хожу в кино, театр, на концерты и т.д.
1.4.2.2.2. читаю книги
1.4.2.2.3. встречаюсь с друзьями
1.4.2.2.4. занимаюсь спортом
1.4.2.2.5. работаю
1.4.2.2.6. сижу дома
1.4.2.2.7. хожу в ночные клубы
1.4.2.2.8. провожу время с семьей
1.4.2.2.9. играю в компьютерные игры
1.4.2.2.10. «сижу в интернете»
1.4.2.2.11. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.3.Компания в свободное время
| 1.4.2.3.1. Друзья
1.4.2.3.2. Родственники
1.4.2.3.3. Семья
1.4.2.3.4. Один
1.4.2.3.5. Затрудняюсь ответить
1.4.2.3.6. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.4.Достаточно ли свободного времени
| 1.4.2.4.1. Да
1.4.2.4.2. Нет
1.4.2.4.3. Затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 1.4.2.5.Предпочтения в проведении свободного времени
| 1.4.2.5.1. на общение с друзьями
1.4.2.5.2. на отдых и развлечения
1.4.2.5.3. на свои любимые дела
1.4.2.5.4. на самообразование
1.4.2.5.5. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.6.Участие во внеучебных мероприятиях вуза
| 1.4.2.6.1. Да
1.4.2.6.2. Нет
1.4.2.6.3. Затрудняюсь ответить
1.4.2.6.4. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.7.Внеучебные мероприятия
| 1.4.2.7.1. Принимаю участие в конкурсах
1.4.2.7.2. Принимаю участие в концертах
1.4.2.7.3. Принимаю участие в выставках
1.4.2.7.4. Принимаю участие в фестивалях
1.4.2.7.5. Принимаю участие в работе творческих кружков
1.4.2.7.6. Работаю в творческом коллективе
1.4.2.7.7. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.8.Хобби
| 1.4.2.8.1. Да
1.4.2.8.2. Нет
1.4.2.8.3. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.9.Занятие спортом
| 1.4.2.9.1. Да
1.4.2.9.2. Нет
1.4.2.9.3. Затрудняюсь ответить
1.4.2.9.4. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.10. Цель занятия спортом
| 1.4.2.10.1. Для поддержания здорового образа жизни
1.4.2.10.2. Для высоких достижений
1.4.2.10.3. Для самореализации
1.4.2.10.4. Для самоутверждения
1.4.2.10.5. Для того чтобы меня уважали
1.4.2.10.6. Затрудняюсь ответить
1.4.2.10.7. Другое
| Номинальная
| 1.4.2.11. Значимость занятия спортом
| 1.4.2.11.1. Очень важно
1.4.2.11.2. Важно
1.4.2.11.3. Не очень важно
1.4.2.11.4. Совсем не важно
1.4.2.11.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации
| 2.1.Объективные
| 2.1.1. Материальные возможности
| 2.1.1.1.Доход семьи
| 2.1.1.1.1. Материальных затруднений не испытываем
2.1.1.1.2. Материальных затруднений не испытываем, хотя на дорогостоящие покупки приходится копить
2.1.1.1.3. Не можем позволить себе покупку некоторых важных вещей и продуктов
2.1.1.1.4. Приходится экономить даже на самом необходимом
2.1.1.1.5. Затрудняюсь ответить
2.1.1.1.6. Другое
| Порядковая
| 2.1.1.2.Жилищные условия
| 2.1.1.2.1. Хорошие
2.1.1.2.2. Удовлетворительные
2.1.1.2.3. Плохие
2.1.1.2.4. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 2.1.2. СМИ
| 2.1.2.1.Что пропагандируется в СМИ
| 2.1.2.1.1. Деньги
2.1.2.1.2. Ценности семьи
2.1.2.1.3. Здоровый образ жизни
2.1.2.1.4. Любовь
2.1.2.1.5. Развлечения
2.1.2.1.6. высокое положение в обществе
2.1.2.1.7. другое
2.1.2.1.8. затрудняюсь ответить
| Номинальная
| 2.1.1.2.Роль СМИ
| 2.1.1.2.1. СМИ держит в курсе всех происходящих событий
2.1.1.2.2. СМИ повышают общую культуру населения;
2.1.1.2.3. Необходимо ужесточение цензуры в СМИ
2.1.1.2.4. СМИ – это кривое зеркало реальности
2.1.1.2.5. СМИ снимают социальную напряженность
| Номинальная
| 2.1.2. Семья
| 2.1.3.1.Утверждения о влиянии семьи
| 2.1.3.1.1. Ценности родителей очень далеки от меня
2.1.3.1.2. Я стараюсь быть таким, каким хотят меня видеть родители
2.1.3.1.3. Мнение друзей для меня важнее, чем мнение родителей
2.1.3.1.4. Мои родители редко ошибаются
2.1.3.1.5. Мои родители не одобряют того, как я провожу свое свободное время
| Номинальная
| 2.1.3.2.Состав семьи
| 2.1.3.2.1. В полной семье
2.1.3.2.2. Неполной
2.1.3.2.3. Другое
| Номинальная
| 2.1.3. Социальное окружение
| 2.1.4.1.Пример для подражания
| 2.1.4.1.1. Родственники, близкие
2.1.4.1.2. Учитель, преподаватель
2.1.4.1.3. Духовный наставник
2.1.4.1.4. Друг
2.1.4.1.5. Руководитель производственного коллектива
2.1.4.1.6. Спортсмен
2.1.4.1.7. Артист
2.1.4.1.8. Литературный герой
2.1.4.1.9. Герой фильма
2.1.4.1.10. Другое
| Номинальная
| 2.1.3.2.Выбор специальности
| 2.1.3.2.1. Моем личном решении
2.1.3.2.2. Рекомендации родителей, родственников
2.1.3.2.3. Советах друзей
2.1.3.2.4. Затрудняюсь ответить
2.1.3.2.5. Другое
| Номинальная
| 2.2. Субъективные
| 2.2.1. Интересы
| 2.2.1.2.Сфера интересов
| 2.2.1.2.1. Техника
2.2.1.2.2. Природа
2.2.1.2.3. Проблемы взаимоотношения полов
2.2.1.2.4. Культура и искусство
2.2.1.2.5. Мода
2.2.1.2.6. Экономические проблемы
2.2.1.2.7. Спорт
2.2.1.2.8. Политика
2.2.1.2.9. Проблемы морали
| Ранговая
| 2.2.2. Потребности
| 2.2.2.1. потребности студентов
| 2.2.2.1.1. Физиологические потребности (отдых, материальное благополучие, благоприятные условия жизни и т.д.)
2.2.2.1.2. Безопасность (охрана здоровья, гарантированность, уверенность в безопасности)
2.2.2.1.3. Социальная потребность (общение, взаимопонимание с окружающими людьми)
2.2.2.1.4. Уважение (самоуважение, уважение со стороны других, престиж, авторитет, похвала)
2.2.2.1.5. Самореализация (творчество, осуществление собственных замыслов, реализация индивидуальных способностей, развитие, обучение)
| Ранговая
| 2.2.3. Социально-демографические
| 2.2.3.1. Пол
| 2.2.3.1.1. Мужской
2.2.3.1.2. Женский
| Номинальная
| 2.2.3.2. Возраст
|
| Текстовая
| 2.2.3.3. Проживание
| 2.2.3.3.1. Живу с родителями
2.2.3.3.2. Живу в общежитии
2.2.3.3.3. Снимаю квартиру
2.2.3.3.4. Я живу в собственной квартире без родителей
2.2.3.3.5. Другое
| Номинальная
| 3. Проблемы формирования ценностных ориентаций
| 3.1.Проблемы ценностей студентов
| 3.1.1. Отношение к проблеме нравственности
| 3.1.1.1.Проблемы морали
| 3.1.1.1.1. Сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели
3.1.1.1.2. Традиционные моральные нормы, независимо от времени, по-прежнему актуальны
| Номинальная
| 3.1.1.2. Утверждение об уважении старшему поколению
| 3.1.1.1.3. Полностью согласен
3.1.1.1.4. Скорее согласен
3.1.1.1.1. Частично согласен, частично нет
3.1.1.1.2. Скорее не согласен
3.1.1.1.3. Полностью не согласен
3.1.1.1.4. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 3.1.2. Проблема высшего образования как инструментальной ценности
| 3.1.2.1.Для нынешней молодежи главное получить сам диплом, нежели знания
| 3.1.2.1.1. Полностью согласен
3.1.2.1.2. Скорее согласен
3.1.2.1.3. Скорее не согласен
3.1.2.1.4. Полностью не согласен
3.1.2.1.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 3.1.3. Проблема материальных ценностей
| 3.1.3.1.Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы
| 3.1.3.1.1. Полностью согласен
3.1.3.1.2. Скорее согласен
3.1.3.1.3. Скорее не согласен
3.1.3.1.4. Полностью не согласен
3.1.3.1.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 3.1.4. Проблема ценности труда
| 3.1.4.1. ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы
| 3.1.4.1.1. Полностью согласен
3.1.4.1.2. Скорее согласен
3.1.4.1.3. Скорее не согласен
3.1.4.1.4. Полностью не согласен
3.1.4.1.5. Затрудняюсь ответить
| Порядковая
| 3.2.Совершенствование формирования ценностных ориентаций студентов
| 3.2.1. Рекомендации студентов по совершенствованию ценностных ориентаций
| 3.2.1.1.Рекомендации по совершенствованию ценности здоровья на уровне ВУЗа
| 3.2.1.1.1.
| Текстовая
| 3.2.1.2.Рекомендации по совершенствованию ценности образования в вузе
| 3.2.1.2.1.
| Текстовая
| Раздел 5. Определение выборочной совокупности
Генеральная совокупность – студенты очной формы обучения 1, 2, 3 курса Института Менеджмента НГУЭУ
Тип выборки: Случайная репрезентативная. Для репрезентативности выборки мы провели отбор единиц для исследования с помощью специальной программы по расчету необходимого количества опрашиваемых единиц.
Выборочная совокупность – 158 человек
Таблица 1 – Выборочная совокупность
Направление
| Количество опрашиваемых (%)
| Социология
| 13, 2
| Реклама и связи с общественностью
| 18, 9
| Управление персоналом
| 15, 1
| Торговое дело
| 16, 4
| Государственное и муниципальное управление
| 19, 6
| Менеджмент
| 16, 4
|
Раздел 6. Выбор метода и составление инструментария
В исследовании используется массовый анкетный опрос, так как он обладает следующими преимуществами:
• Экономичность
• Возможность охвата широкого круга лиц;
• Возможность всесторонне исследовать людей (то есть, применимость к разнообразным сторонам жизни респондентов);
• Легкость и простота обработки полученных результатов;
• Минимальная степень влияния анкетера на респондента;
• Оперативность не только проведения опроса, но и обработки анкет;
• Значительная экономия как финансовых, так и временных ресурсов
В качестве инструментария была разработана анкета, включающая в себя 67 вопросов.
Раздел 7. Полевое обследование
Полевое обследование, которое было проведено среди студентов ИМ НГУЭУ, помогло выявить недостатки инструментария.
Раздел 8. Обработка и интерпретация полученных данных
Обработка осуществляется машинным способом с помощью специальной социологической программы SPSS (20 версия).
Раздел 9 Выводы и подготовка научного отчета
На данной стадии осуществляется непосредственный анализ – основной вид работ социологического исследования и пишется научный отчет.
|