Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Классификация хоровСтр 1 из 4Следующая ⇒
Конспект №5
В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров на четыре тип а: мужские, женские, детские и смешанные. Другие классификации оказались менее целесообразными. Так, разделение хоров на два типа: однородные и смешанные, в силу существенного различия мужских, женских и детских хоров, практически всегда требует дополнительного уточнения («однородный мужской хор», «однородный женский хор», «однородный детский хор») [1] . Объединение женских и детских голосов в один тип [2] не вполне правомерно. Каждый из этих типов имеет свой специфический репертуар, обусловленный прежде всего содержанием. В тех случаях, когда произведение может исполняться и детским, и женским хором, обычно принято указывать двойной адресат: «для женского и детского хора». В отдельных пособиях по хороведению в качестве самостоятельного типа называется неполный смешанный хор, в котором отсутствует одна или две партии. Изложение хоровой партитуры (всего произведения или какого-то его раздела) для такого состава действительно имеет место[3]. Но это — лишь один из приемов хорового письма. Исполнение данных произведений поручается «полным» смешанным хорам, ибо хоровые коллективы неполного смешанного состава не создаются.
Смешанный хор. Диапазон смешанного хора составляет более четырех октав. Он простирается от ля контроктавы до до третьей октавы, т. е. охватывает, в основном, наиболее употребительный отрезок звукоряда. Крайние низкие звуки диапазона от ля контроктавы до фа большой октавы используются, главным образом, в произведениях a cappella. Верхний звук диапазона смешанного хора — до третьей октавы — встречается довольно редко и, в основном, в хорах с сопровождением. Чаще, чем до третьей октавы, встречается в хорах с сопровождением си второй октавы. Однако в хорах a cappella этот звук довольно редок.
Звуки си-бемоль и ля второй октавы встречаются часто в различных произведениях.
Смешанный хор позволяет применять разнообразные приемы изложения. Часто употребляется тесное расположение голосов. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения, сопоставляя тембровые краски различных хоровых групп.
Смешанный хор обладает очень большой динамикой силы звука от еле слышного pianissimo до fortissimo, - способного «соперничать» с симфоническим оркестром. Столь же богаты и технические возможности смешанного хора. Известно, что отдельные коллективы успешно исполняли в переложении для хора a cappella виртуозные оркестровые произведения, такие как увертюра и антракт к IV акту оперы «Кармен» Бизе 'и другие. Однако самые большие возможности дает исполнение широких, распевных произведений. С красотой, разнообразием красок, тончайшими «акварельными» тембровыми оттенками и гибкостью в нюансировке с хором не может сравниться ни один музыкально-исполнительский коллектив.
Так как в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дискантовых партий в хор вводились мальчики. Однако в XV — XVI веках, в эпоху процветания полифонического стиля исполнители дискантовых партий не стали отвечать высоким техническим требованиям новой музыки. Поэтому контральтовые и сопрановые партии стали поручаться тенорам, исполнявшим эти партии фальцетом. Так, фальцетисты (в Испании их называли «тенорино») заменили мальчиков в смешанном хоре. Вот почему в сочинениях того времени, рассчитанных на исполнение фальцетистов, в партиях сопрано и альтов не используются высокие звуки верхних регистров, которые стали применяться в произведениях более позднего периода.
Мужской хор.
Диапазон мужского хора: ля контроктавы —до второй октавы. В мужских хорах a cappella нижний октавный звук ля используется не часто При наличии в хоре хороших октавистов им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре, удвоения басового звука в контроктаве. Верхний звук диапазона — до второй октавы в однородных мужских хорах встречается довольно редко, особенно в хорах a cappella. В произведении «День кончается» из сюиты Эрнесакса «Как живется рыбакам» до второй октавы используется дважды. В первом случае при общем напряженном звучании хора в высокой тесситуре на forte до исполняется плотным миксто- вым звуком, с преобладанием грудного звучания. Во втором случае используется фальцет. Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов. Однако нередко применяется и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть диапазона хора Мужские хоры обладают большой динамичностью звучания от pianissimo до fortissimo, яркими тембровыми красками. Партия теноров мужского хора является ведущим мелодическим голосом и в отличие от одноименной партии смешанного хора обычно поет более плотным грудным звуком, на нее ложится большая голосовая нагрузка. Мужские хоры разнообразны но своему исполнительскому профилю.
Существуют: · академические мужские капеллы, · народные мужские хоры, · ансамбли песни и пляски и г. д. У многих народов мужские хоры составляют основу национальной хоровой культуры.
Весьма широкое распространение имеют мужские хоры в республиках Прибалтики, в Чехословакии, Болгарии, Югославии. Из русских композиторов XIX века для мужских хоров a cappella писали Чайковский, Римский- Корсаков, Танеев, Рубинштейн, Аренский и другие. Но особенно широко использовались мужские хоры в операх. Многими русскими композиторами созданы прекрасные обработки народных песен для мужского хора (Мусоргский, Кастальский и другие). Из советских композиторов следует прежде всего назвать Александрова, Давиденко, Шехтера, Эрнесакса. Превосходные мужские хоры создали Шуберт, Шуман, Григ, Лист, Мендельсон
Женский хор. Женский хор имеет диапазон от фа малой октавы до до третьей октавы. В литературе для женского хора a cappella крайние звуки диапазона применяются довольно редко. Примером использования очень низких звуков в женском хоре может служить хор Римского-Корсакова «Ночевала тучка золотая», где встречается ми малой октавы. Практически предельно низким звуком женского хора является фа малой октавы.
|