Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Классификация хоров






Конспект №5

 

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров на четыре тип а:

мужские, жен­ские, детские и смешанные. Другие классификации ока­зались менее целесообразными.

Так, разделение хоров на два типа:

однородные и смешанные, в силу сущест­венного различия мужских, женских и детских хоров, практически всегда требует дополнительного уточнения («однородный мужской хор», «однородный женский хор», «однородный детский хор») [1] .

Объединение женских и детских голосов в один тип [2] не вполне правомерно. Каждый из этих типов имеет свой специфический репертуар, обусловленный прежде всего содержанием. В тех случаях, когда произведение может исполняться и детским, и женским хором, обычно принято указывать двойной адресат: «для женского и детского хора».

В отдельных пособиях по хороведению в качестве самостоятельного типа называется неполный смешан­ный хор, в котором отсутствует одна или две партии. Изложение хоровой партитуры (всего произведения или какого-то его раздела) для такого состава действи­тельно имеет место[3]. Но это — лишь один из приемов хорового письма. Исполнение данных произведений по­ручается «полным» смешанным хорам, ибо хоровые коллективы неполного смешанного состава не соз­даются.

 

Смешанный хор.

Диапазон смешанного хора составляет более четырех октав. Он простирается от ля контроктавы до до третьей октавы, т. е. охватывает, в основном, наиболее употребительный отрезок звуко­ряда.

Крайние низкие звуки диапазона от ля контроктавы до фа большой октавы используются, главным образом, в произведениях a cappella. Верхний звук диапазона смешанного хора — до третьей октавы — встречается довольно редко и, в основном, в хорах с сопровож­дением.

Чаще, чем до третьей октавы, встречается в хорах с сопровождением си второй октавы. Однако в хорах a cappella этот звук довольно редок.

 

Звуки си-бемоль и ля второй октавы встречаются часто в различных произведениях.

 

Смешанный хор позволяет применять разнообразные приемы изложения. Часто употребляется тесное распо­ложение голосов.

Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения, сопо­ставляя тембровые краски различных хоровых групп.

 

Смешанный хор обладает очень большой динамикой силы звука от еле слышного pianissimo до fortissimo, - способного «соперничать» с симфоническим оркестром. Столь же богаты и технические возможности смешан­ного хора. Известно, что отдельные коллективы успеш­но исполняли в переложении для хора a cappella вир­туозные оркестровые произведения, такие как увертюра и антракт к IV акту оперы «Кармен» Бизе 'и другие.

Однако самые большие возможности дает исполне­ние широких, распевных произведений. С красотой, раз­нообразием красок, тончайшими «акварельными» тем­бровыми оттенками и гибкостью в нюансировке с хором не может сравниться ни один музыкально-исполнитель­ский коллектив.

 

Так как в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дискантовых партий в хор вводились мальчики.

Однако в XV — XVI веках, в эпоху процветания полифонического стиля исполнители дис­кантовых партий не стали отвечать высоким техниче­ским требованиям новой музыки. Поэтому контральто­вые и сопрановые партии стали поручаться тенорам, исполнявшим эти партии фальцетом. Так, фальцетисты (в Испании их называли «тенорино») заменили маль­чиков в смешанном хоре. Вот почему в сочинениях того времени, рассчитанных на исполнение фальцетистов, в партиях сопрано и альтов не используются высокие звуки верхних регистров, которые стали применяться в произведениях более позднего периода.

 

 

Мужской хор.

 

Диапазон мужского хора: ля контроктавы —до второй октавы. В мужских хорах a cappella нижний октавный звук ля используется не часто

При наличии в хоре хороших октавистов им часто поручают дополнительные, не обозначенные в парти­туре, удвоения басового звука в контроктаве.

Верхний звук диапазона — до второй октавы в одно­родных мужских хорах встречается довольно редко, особенно в хорах a cappella. В произведении «День кончается» из сюиты Эрнесакса «Как живется рыба­кам» до второй октавы используется дважды. В первом случае при общем напряженном звучании хора в высо­кой тесситуре на forte до исполняется плотным миксто- вым звуком, с преобладанием грудного звучания. Во втором случае используется фальцет.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов. Однако нередко применяется и широкое расположение аккордов, охватывающее зна­чительную часть диапазона хора

Мужские хоры обладают большой динамичностью звучания от pianissimo до fortissimo, яркими тембро­выми красками. Партия теноров мужского хора яв­ляется ведущим мелодическим голосом и в отличие от одноименной партии смешанного хора обычно поет бо­лее плотным грудным звуком, на нее ложится большая голосовая нагрузка.

Мужские хоры разнообразны но своему исполни­тельскому профилю.

 

 

Существуют:

· академические муж­ские капеллы,

· народные мужские хоры,

· ансамбли песни и пляски и г. д.

У многих народов мужские хоры со­ставляют основу национальной хоровой культуры.

 

Весь­ма широкое распространение имеют мужские хоры в республиках Прибалтики, в Чехословакии, Болгарии, Югославии. Из русских композиторов XIX века для мужских хоров a cappella писали Чайковский, Римский- Корсаков, Танеев, Рубинштейн, Аренский и другие. Но особенно широко использовались мужские хоры в опе­рах. Многими русскими композиторами созданы пре­красные обработки народных песен для мужского хора (Мусоргский, Кастальский и другие). Из советских ком­позиторов следует прежде всего назвать Александрова, Давиденко, Шехтера, Эрнесакса. Превосходные муж­ские хоры создали Шуберт, Шуман, Григ, Лист, Мен­дельсон

 

Женский хор.

Женский хор имеет диапазон от фа малой октавы до до третьей октавы. В литературе для женского хора a cappella крайние звуки диапазона применяются довольно редко. Примером использования очень низких звуков в женском хоре может служить хор Римского-Корсакова «Ночевала тучка золотая», где встречается ми малой октавы.

Практически предельно низким звуком женского хора является фа малой октавы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал