Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У девочек - шестиклассниц появляется тембр женского голоса.
В методических пособиях по детскому хоровому пению приводятся различные характеристики диапазонов детских голосов. Это объясняется тем, что на практике наблюдается большое разнообразие диапазонов голосов у детей-ровесников. Известно, что еще Глинка восхищался голосами мальчиков, отобранных для Петербургской певческой капеллы в Переяславле и писал, что отдельные дисканты могут брать ми третьей октавы. Дисканты Синодального училища в возрасте 10—12 лет брали до третьей октавы, а альты — ля второй октавы. Подобными голосами располагает и Московское хоровое училище и другие профессиональные хоровые учебные заведения. Однако в основной массе хоры, состоящие из детей среднего школьного возраста, имеют диапазон от ля — си малой октавы до фа — соль второй октавы. Исполнительские возможности среднего школьного хора весьма широки. Ему доступна специальная детская хоровая литература, народные песни, разнообразные произведения классиков и советских композиторов. Наряду с сочинениями малой формы, хоры часто обращаются и к отдельным разделам произведений крупной формы, а некоторые из них исполняются целиком. Хорошо подготовленные коллективы весьма успешно справляются с четырехголосными гомофонно-гармони- ческими и полифоническими хорами. В старшем школьном возрасте (15—17 лет) у девочек, в основном, заканчивается формирование голоса. У мальчиков, напротив, идет активный процесс мутации. В период мутации происходит сложная перестройка всего организма — нервной системы, сердца, дыхательных органов. Большинство специалистов считают, что петь в период мутации полезно для голоса и прекращать пение следует только в самый острый момент перестройки голоса. Однако петь рекомендуется с небольшой нагрузкой на голос, не пользуясь крайними звуками диапазона, ограничивая силу звучания. Хоры старших школьников — это смешанные хоры с ограниченным диапазоном. Диапазон теноров и басов в старшем школьном хоре обычно бывает в следующих границах: тенора — ре малой октавы — ми первой октавы; басы — си-бемоль большой октавы — до (ре) первой октавы. Нужно отметить, что в юношеских хорах очень важно учитывать тесситурные условия. Никоим образом не следует длительное время заставлять петь на крайних звуках диапазона. Нельзя форсировать развитие диапазона, особенно его нижней части, переводить на более низкое пение рекомендуется постепенно, следуя за естественным понижением голоса. Практика показывает, что мутация у мальчиков протекает различно в зависимости от индивидуальных особенностей развития организма. Однако доказано также, что при правильной организации певческой работы срок острой перестройки голосового аппарата значительно сокращается, а течение ее проходит наименее болезненно. В хоровых коллективах, где певческая работа с мальчиками в период мутации проводится правильно, активная перестройка голоса длится не более 3 — 4 недель. В после мутационный период голоса юношей не обладают большой громкостью и вокальной выносливостью. Поэтому естественный диапазон силы звука для этих хоров простирается от тихого до умеренно громкого звучании.
Выше говорилось, что почти до XX века в смешанных хорах партии сопрано и альтов исполняли мальчики. Детские голоса в смешанном хоре отличаются по своим качествам от женских. Если женские голоса обладают большей силой, разнообразными тембровыми красками и упругостью звука, т о детским голосам свойственна прозрачность, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблевой слитности. Необходимо отметить еще одно прекрасное качество детских хоров — это живая непосредственность, непринужденность, искренность исполнения, которую труднее добиться в хоре взрослых.
Детские хоры обладают большими исполнительскими возможностями. Об этом свидетельствуют успешно исполняемые детскими хорами произведения Орландо Лассо, Палестрины, Бартока, Кодаи, Прокофьева, Кабалевского. Лейпцигский Томаннер-хор отлично исполняет многие циклические произведения Баха, в том числе «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». Партии теноров и басов в хоре поют старшие учащиеся. Превосходные исполнительские [4] образцы сложнейших хоровых произведений демонстрирует хор Московского хорового училища под руководством А. В. Свешникова, хор Института художественного воспитания, руководимый В. Г. Соколовым, болгарский хор «Бодра смена», чешский, брнинский и многие другие профессиональные и самодеятельные детские хоры. Состав хора
|