Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
одноголосными, двухголосными, трехголосными и т. д. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны. Это, например, рабочие песни X. Эйслера, в частности, знаменитые «Песня солидарности». Возможности гармонического «расцвечивания» данного произведения минимальны (отмечено мелкими нотами в 9 и 10 тактах). Всякая попытка аранжировать подобные, одноголосные по своей природе, произведения на многоголосный хор может привести к искажению их художественного образа. С овладения одноголосием начинает формироваться хоровой коллектив. Вместе с тем совершенное унисонное пение является сложнейшей формой хорового исполнительства. Известно, что многие хоровые дирижеры, например Н. М. Данилин, много работали над унисоном в своих хорах и добивались изумительной слитности и выразительности звучания. В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры для однородных хоров довольно многочисленны, для смешанного хора встречаются значительно реже. Акустические свойства унисона позволяют в отдельных случаях при аранжировке заменять им многоголосные аккорды. Это создает мощное компактное звучание, не (снижающее общего напряжения даже в тех случаях, когда отдельные голоса оказываются в более низком регистре. · Двухголосное и трехголосное изложение хоровых произведений широко распространено как в гомофонно- гармонической, так и в полифонической музыке. Наиболее часто такие произведения пишутся для однородного хора. Однако имеются двух- или трехголосные произведения для смешанного хора. Особую форму составляет смешанное двух- трехголосие. Эта форма присуща массовым песням. Хоровая партитура в таких произведениях обычно записывается на одной строчке. При исполнении в смешанном хоре часто бывает нецелесообразным делать четырехголосное гармоническое переложение хора. Для сохранения характера звучания массовой песни обычно в таких случаях применяют смешанное двух- трехголосие, т. е. голоса женского хора удваиваются голосами мужского хора.
· Четырехголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. · Пяти- восьмиголэсное изложение встречается, в основном, в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях. В период расцвета полифонии строгого стиля композиторы создавали хоровые произведения на 16, 20, 24 и более голосов. 8-, 10-, 12- и 15-голосные хоры есть в «Священных симфониях» Джованнп Габриели. Окегему принадлежит огромный 36-голосный канон.
Многоголосные созвучия часто образуются при divisi (ит. divisi — разделенно). В отличие от самостоятельных голосов дополнительные голоса, возникающие в результате divisi, не получают мелодического материала и появляются эпизодически. Divisi обычно возникает в связи с необходимостью заполнения широких расстояний между голосами, введения недостающих ступеней гармонии, в целях создания комбинированных тембровых красок и т. д. Divisi несколько ослабляет силу звука, его отчетливость, снижает упругость голосов, но придает звучанию компактность, разнообразие и красочность. Голоса в divisi, как правило, не выписываются на самостоятельном нотоносце. Примером четырехголосного хора с divisi во всех голосах может служить «Соловушка» Чайковского.
В хоровой литературе имеются произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя, четырьмя п более самостоятельными группами. Такие произведения называются двуххорными, треххорными и т. д., в зависимости от количества хоровых групп.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон (от греческого antiphonos — звучащий в ответ)—песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами. Антифонное пение широко (Применялось в античном театре. Начиная с I века нашей эры оно утвердилось в христианском богослужении. По мере развития светского искусства антифонное пение стало использоваться в музыкальном театре, на концертной эстраде и в массовых певческих празднествах.
· Многохорные сочинения создавались в период расцвета классической полифонии строгого стиля.
В частности, венецианцы (А. Габриели и другие) писали свои произведения для нескольких хоров различных составов с инструментальным сопровождением. Многохорное письмо было распространено также у нидерландских композиторов-полифонистов. Двуххорные сочинения имеются у И. С. Баха (восьмиголосные двуххорные мотеты, некоторые номера из Мессы си минор, «Страсти по Матфею» и т. д.) и у других западноевропейских композиторов. Немало превосходных многохорных произведений создано русскими композиторами XIX и XX века. «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин», «Эдип» Мусоргского, «Увидал из-за тучи утес»,, «3везды», «По горам две хмурых тучи», «В дни, когда над сонным морем», второй и финальный хоры! из кантаты «По прочтению псалма» Танеева—двуххорные произведения. Оратория «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна — трех- хорное сочинение. Значительно расширили выразительные средства многохорной музыки Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Шебалин, Шапорин. Много интересных произведений для двух и более хоров создано современными зарубежными композиторами. Хоровые группы в двуххорных произведениях могут быть различным» по количеству исполнителей. Многие композиторы писали хоры под названием «Эхо». Это — двуххорные сочинения, в которых сопоставляется звучность большого и малого хора (или ансамбля). К двуххорным также относятся сочинения, в которых сопоставляются большой хор и группа корифеев. Двух-, трех-, четырех-, пятихорными являются многие оперные сцены. Разделение хора на две, три и более самостоятельных групп в операх обусловливается содержанием сценического действия. Так, в опере «Князь Игорь» Бородина—двуххорный финал I акта (хор бояр и хор женщин); в III действии оперы — несколько самостоятельных групп: хор половцев, хор половецких ханов, хор русских пленниц. В опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в прологе поют: хор Комиков (тенора), хор Трагиков (басы), хор Лириков (сопрано и тенора), хор Пустоголовых (альты и баритоны), десять Чудаков (пять теноров и пять басов). Каждая из названных групп представляет самостоятельный хор и имеет свои художественные задачи. В целом образуется многохорная композиция. В 6-й картине оперы «Декабристы» Шапорина хор народа (смешанный) и хор солдат (мужской) поют антифонно. В опере «Млада» Римского-Корсакова — двуххорна сцена торга (хор первый: сопрано I, альты I, тенора I, басы I; хор второй: сопрано II, альты II, тенора II, басы II); двуххорна 2-я сцена II действия: чехи (8 альтов и 8 басов) и хор народа (полный смешанный); сцена гадания: жрецы и жрицы (8 теноров и 8 сопрано) и хор народа (полный смешанный), поющие одновременно и антифонно; треххорно «Адское коло»: злые духи (полный смешанный хор), Чернобог (12 басов, поющих в рупоры), Кащей (12 теноров); треххорен Идоложерт- венный хор: жрецы и жрицы (8 сопрано и 8 теноров), чехи (8 альтов и 8 басов), хор народа (полный смешанный). Каждая группа ведет самостоятельные музыкальные линии
|