Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отсюда норма минимального состава смешанного хора—12—16 человек.
Такой хор может исполнять только те произведения, в которых нет разделений (divisi) в партиях. Хоры с минимальным составом певцов раньше имели довольно широкое распространение. Они вполне удовлетворяли практике отправления церковных служб, а позднее принимали участие в концертных выступлениях в дворянских салонах.
В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16—20 человек.
Меньшие коллективы обычно называются ансамблями.
Такими же нормами принято руководствоваться и в практике однородных хоров.
· Средний состав хора
предполагает возможность разделения каждой партии, как минимум, на две. Следовательно, он должен иметь не менее 24 человек. Обычно эти хоры имеют от 30 до 60 человек. Исполнительские возможности! среднего хора весьма значительны. Недостаточность количественного состава среднего хора обнаруживается при исполнении крупных сочинений с большим оркестром, а также многоголосных и многохорных сочинений. Во всех других случаях этот хор может успешно справляться с исполнительским репертуаром. Известно, что Лейпцигский хор, в котором работал Бах и в котором впервые прозвучало большинство его произведений, имел состав 20—25 человек. В составе знаменитой Сикстинской капеллы было 15 — 20 взрослых певцов. Хорошим примером возможностей среднего состава хора, укомплектованного высококвалифицированными певцами, является камерный хор О. Шоу. Этот коллектив, состоящий из 31 певца it небольшого камерного оркестра, имеет чрезвычайно широкий исполнительский диапазон. В его репертуаре — негритянские спиричуэллсы, разнообразные |произведения для хора a cappella, такие крупные произведения, как Месса си минор Баха. Хор успешно выступает как на малых, так и на самых крупных концертных площадках. Серьезную ошибку допускают те руководители, которые в погоне за численным составом утрачивают качественный критерий при приеме певцов в хор. Наличие в хоре певцов, не обладающих достаточными данными, тормозит рост коллектива, снижает творческую заинтересованность, расшатывает организационные устои.
· Большой хор должен иметь такой состав, который обеспечил бы ему Исполнение любого хорового произведения. В таких хорах обычно от 80 до 120 человек. Вот данные о численном составе некоторых хоров:
Государственный академический русский хор СССР — 100. Большой хор Всесоюзного радио — 95. Ленинградская академическая капелла — 90. Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии— 100. Государственный мужской хор Эстонской ССР — 80. Государственный академический хор Латвийской ССР — 80. Государственная русская республиканская капелла РСФСР — 80. Государственная заслуженная академическая капелла УССР «Думка» — 80.
· Максимальным составом хора принято считать 120—130 человек Дальнейшее увеличение постоянного состава хора не способствует улучшению его исполнительских качеств. Хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчетливость, ансамбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным.
Для выступлений на торжественных собраниях, праздниках песни, на демонстрациях создаются многочисленные · сводные хоры, объединяющие десятки любительских и профессиональных коллективов. Так, на традиционных праздниках песни в (республиках Прибалтики выступают сводные хоры, состоящие ив 30 — 40 тысяч исполнителей. Для сводных хоров обычно подбирают не очень сложные, «броские», «плакатные» произведения. Нередко эти хоры исполняют и довольно трудные произведения крупной формы. В целом ряде городов Поволжья и Урала, например, проводилось исполнение большими сводными хорами и оркестрами «Патетической оратории» Свиридова, а сводный мужской хор, выступавший в 1965 году на празднике песни в Риге, исполнил сложное многоголосное произведение Э. Каппа «Северное побережье». Известны случаи, когда в массовом пении принимали участие до ста и более тысяч людей. Так, автору данной книги привелось управлять хором, состоявшим из 130 тысяч участников (VI Всемирный фестиваль молодежи). Руководство многотысячными хорами имеет свои особенности и трудности. Эти трудности, в основном, акустического порядка, связаны прежде всего с установлением ритмического ансамбля .
|