Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема лекции 11: Дивидендная политика. Стоимость бизнеса.
В функции финансового менеджера входят разработка и обоснование предложений по распределению прибыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и формирование денежных фондов. При этом важнейшими задачами являются согласование дивидендной и инвестиционной политики и обеспечение оптимальных пропорций между реинвестирование прибыли и использованием ее на потребление. Особое внимание дивидендной политике уделяют открытые акционерные общества, поскольку дивидендная политика оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Финансисты таких организаций должны учитывать реакцию фондового рынка на повышение или снижение дивидендов. Информация о дивидендной политике крупнейших акционерных обществ отслеживается специалистами финансового рынка. Они анализируют следующие показатели:
Информация о значениях этих показателях по крупнейшим компаниям публикуется в финансовой прессе, поэтому сбои в выплате дивидендов могут привести к снижению рыночной стоимости акций. Интересы акционеров связаны с повышением их совокупного дохода, поэтому необходимо оценить как влияет на него дивидендная политика. Выбор дивидендной политики предполагает решение трех вопросов: Первый - влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров. Второй - если да, то каковы должна быть их оптимальная величина. Третий- какая дивидендная политика даст наибольший прирост дохода акционеров. Существуют 2 различных подхода к решению этих вопросов: 1) теория «начисления дивидендов по остаточному принципу», то есть дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все инвестиционные проекта). Сформулирована Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Названные ученые считали, что после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до получения при были – дивидендная политика - не нужна. 2) Теория вложения дивидендов на величину совокупного богатства акционеров. Идеолог этой теории М.Гордон считал, что «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» – то есть текущие дивиденды уменьшают уровень неопределенности инвесторов, и их удовлетворяет меньшая норма доходности на вложенный капитал. – Этот подход наиболее распространенный. В практических ситуациях финансовым менеджерам необходимо учитывать конкретные обстоятельства и выбирать подход сообразно обстановке. Приходится балансировать между выплатой достаточных дивидендов (чтобы были удовлетворены акционеры) и реинвестированием прибыли (для обеспечения дальнейшего развития бизнеса). Лучше чтобы в курсе дивидендной политики не было существенных колебаний и акционеры знали, что им обеспечен стабильный доход на вложенный капитал. В некоторых случаях можно выплачивать дивиденды акциями с тем, чтобы сохранить прибыль в обороте предприятия и продолжить ее реинвестирование не в ущерб дивидендной политике. Факторами, определяющими дивидендную политику, являются: 1) Ограничения правового характера (на выплату дивидендов может расходоваться только прибыль и эмиссионный дохода, а если предприятие объявлено банкротом, то выплата дивидендов запрещена). 2) Ограничения контрактного характера (во многих странах предусматривается нижний предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, в России эта практика не распространена). 3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью, то есть дивиденды могут быть выплачены только в том случае, если есть деньги на расчетном счете, хотя теоретически модно было бы взять в кредит. 4) Ограничения в связи с расширением производства, то есть дополнительные источники финансирования нужны самому предприятию 5) Ограничения в связи с интересами акционеров – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. 6) Ограничения рекламно-финансового характера – сведения о дивидендной политике тщательно отслеживаются менеджерами брокерами и т.д. Согласно российскому законодательству порядок выплаты дивидендов оговаривается при выпуске ценных бумаг и излагается на оборотной стороне акции или сертификата. Совету директоров и общему собранию акционеров запрещается объявлять и выплачивать дивиденды в следующих случаях: имеются убытки; общество неплатежеспособно или может стать таковым в результате выплаты дивидендов. Оценка стоимости бизнеса– это процесс определения его стоимости как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль. Он включает: - обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, материальных и нематериальных активов – оценка имущества предприятия; - обоснованную оценку текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени. Оценку имущества действующего предприятия осуществляет оценщик – независимый специалист по оценке собственности, который действует на основании Единых стандартов профессиональной оценки, определяющих следующие принципы ее проведения: 1) принцип наилучшего использования предполагает оптимальную увязку характеристик самого объекта с внешними условиями, то есть юридически разрешенный способ его эксплуатации, при котором достигается самая высокая стоимость объекта на дату оценки; 2) принцип замещения – это метод сравнимых продаж в равной степени привлекательного имущества; 3) принцип изменений – состоит в том, что социальные, политические и другие изменения, происходящие в мете нахождения имущества, влияют на стоимость; 4) принцип будущих преимуществ подразумевает, что стоимость объекта – это текущая стоимость прав на получение будущих преимуществ. 5) принцип спроса и предложения показывает, что на стоимость объекта влияет объем спроса и объем предложения на данный товар на рынке; 6) принцип вклада – определяется вкладом, который каждый элемент вносит \в общую стоимость объекта; 7) принцип предельной полезности заключается в том, что до определенного момента затраты на улучшение объекта будут расти медленнее стоимости самого объекта, после этого предела наоборот, быстрее; 8) принцип сбалансированности подразумевает, что стоимость создается и поддерживается достаточной сбалансированностью между элементами имущества, то есть они должны быть гармоничными 9) принцип соответствия – подразумевает, что однородность объектов поддерживает имущественные стоимости на определенном уровне и гарантирует что стоимость объекта не опуститься ниже его. Существуют три различных подхода к оценке недвижимости, представленные в экономической науке и используемые в хозяйственной практике: доходный, рыночный, Затратный. В соответствии с доходным подходом стоимость объекта оценивается на основе его способности приносить доход. Доходный метод, раскрывается в экономической теории и экономике и редко используется в практике. Суть его состоит в расчете потенциальных прибылей, генерируемых объектом оценки на протяжении определенного промежутка времени. При расчете потенциальных прибылей принимают во внимание: существование нескольких вариантов использования недвиждимости с различной структурой генерируемых ими денежных потоков; временную стоимость денег и риски; цели использования объекта имущества и его значение. Рыночный метод подразумевает прямое сравнение продаж, при котором стоимость объекта оценивается на основе прошлых цен продаж сравнимых объектов. Рыночный метод, в отличие от доходного широко используется в хозяйственной практике при определении реальной стоимости оцениваемого имущества для его продажи, обмена, дарения и др. Актов перехода прав собственности на него. Этот метод подразумевает: - существование и высокую ликвидность рынка аналогичных объектов имущества и доступность информации о цене сделок на нем; - наличие специалистов, обладающих эмпирическим опытом, осуществляющих оценочную деятельность; - существование определенных подходов к оценке объектов имущества данного рода (алгоритмов, формул, коэффициентов, оценочных таблиц). Затратный метод рассматривает стоимость объекта как сумму расходов по его восстановлению в первоначальном виде за вычетом накопленного износа.Затратный метод используется в основном хозяйствующими субъектами для оценки стоимости принадлежащего им имущества. Подразумевает исчисление: затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию и поддержанием состояния имущества, а также в случае продажи – дополнительных затрат, связанных с реализацией объекта имущества и доходов, полученных от использования имущества или начисленной на него амортизации. В реальной практике цена объекта недвижимости будет определяться: - для внешних целей – рыночным методом или затратным; - для внутренних целей (затратным или доходным методом). Каждый из трех подходов опирается на собственные приемы и методы. Какой из них использовать для оценки конкретного объекта, зависит от характеристик объекта, а также от объема и надежности имеющихся данных. Итоговая оценка стоимости не является средней арифметической результатов трех подходов к оценке. Важность каждого из подходов определяется видом оцениваемого имущества, назначением оценки, а также тем, насколько глубоко данный подход подкрепляется фактическими данными. Оценщик вправе вообще абстрагироваться от результатов одного (или даже двух подходов, при условии, что в отчете даны соответствующие разъяснения.
Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование и другие специальные вопросы финансового менеджмента. Тема лекции 12: Финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование является важнейшей частью внутрифирменного планирования. Финансовое планирование представляет собой разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, доходов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: - воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; - обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане пропорции развития бизнеса; - содержит возможности определения жизнеспособности бизнеса в условиях конкуренции - служит инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов. Планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области управления финансовыми ресурсами и уменьшением числа неиспользованных возможностей. Планирование должно осуществляться исходя из интересов владельцев бизнеса с учетом обстановки во внешней и во внутренней среде хозяйствующего субъекта. Основными задачами финансового планирования являются: - обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами; - установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.; - выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; - выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; - осуществление контроля за образованием и расходованием средств. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) состоит в изучение возможных в перспективе основных параметров финансово-хозяйственной деятельности организации: финансового состояния, финансовых результатов, деловой активности и др. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся тенденциях изменения ситуаций на рынке позволяет определить один из вариантов развития бизнеса. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы прогнозирования должны позволять своевременно учитывать эти изменения. Вместе с тем, отправным моментом прогнозирования является признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности организации от одного отчетного периода к другому. Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей бизнеса. Перспективное финансовое планирование включает следующие виды: 1) с точки зрения поставленных целей и способов их детализации: стратегическое и тактическое, 2) с точки зрения временной детализации (долгосрочное и краткосрочное). Причем, реализация стратегического планирования начинается в долгосрочной перспективе и продолжается в краткосрочной, а реализация тактического планирования осуществляется в краткосрочной перспективе. В рамках стратегического долгосрочного планирования осуществляется разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности, определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов, ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития бизнеса. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Прогноз может казаться в чем-то менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан. Краткосрочное финансовое планирование является продолжением долгосрочного планирования и представляет собой конкретизацию его показателей. Краткосрочное финансовое планирование представлено двумя видами: текущим и оперативным. В рамках текущего планирования осуществляется конкретизация показателей перспективного плана. Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности организации состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Эти три документа являются результирующими сметами, для составления которых необходимо составить: смету продаж (реализации продукции); смету производства; смету прямых материальных затрат (расхода основных материалов); смету расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат); смету накладных (косвенных) общепроизводственных расходов; смету себестоимости реализованной продукции; смету текущих периодических общехозяйственных расходов; смету капитальных затрат. Рассмотрим механизм составления этих смет. Смета продаж обычно составляется в первую очередь и обычно включает в себя информацию: о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;) ожидаемую цену единицы каждого товара. Пример сметы продаж проиллюстрирован в табл.4.1. Смета продаж на год Таблица 7.1
В смете производства определяется объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом (табл. 4.2). Смета производства на год., руб. Таблица 4.2
Сметный расчет себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку производства, а также накладные расходы. Структура сметы себестоимости будет зависеть от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указывать отдельно для каждого вида продукции. Смета себестоимости реализованной продукции составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет: прямых материальных затрат; затрат по оплате труда; накладных расходов. Рассмотрим названные виды смет. Смету прямых материальных затрат составляют на основании данных об объемах производства, содержащиеся в смете затрат производства. Порядок составления сметы прямых материальных затрат представлен в табл. 4.3., в которой материалы «m» и «n» используются для производства продукта «А», а материалы «m» «т» и «k» для производства продукта «В». Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между производственным отделом и отделом снабжения, что позволяет удерживать величину материальных запасов в разумных пределах. Смета прямых материальных затрат Таблица 4.3
Смету расходов на оплату труда составляют на основании потребности производства в трудовых ресурсах, определенной в смете производства. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты «А» и «В» производятся как в цехе 1, так и в цехе 2. Смету расходов по оплате труда можно представить следующим образом (табл. 4.4). Смета расходов по оплате труда на год, руб. Таблица 4.4
В смете накладных расходов отражается ожидаемая величина накладных расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы (табл. 4.5). Смета накладных расходов на год, руб. Таблица 4.5
На основании операционных смет: затрат на материалы, затрат на оплату труда, накладных расходов и сметы продаж составляется смета себестоимости реализованной продукцией, вид которой представлен в табл. 4.6. Смета себестоимости реализованной продукции на год, руб. Таблица 4.6
Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в: смете продаж; смете себестоимости реализованной продукции и смете периодических расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу (табл. 4.7).
Смета текущих расходов на год Таблица 4.7
Составленная на основе сметы продаж; сметы себестоимости реализованной продукции и сметы периодических расходов, смета прибылей и убытков представлена в табл. 4.8. Смета прибылей и убытков аккумулирует в себе информацию из всех других смет (в выручке, переменных и постоянных затратах), а следовательно позволяет проанализировать, какую прибыль получит предприятие в плановом периоде. Она содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет управленцам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Смета прибылей и убытков на год, руб. Таблица 4.8
Смету капитальных вложений и источников финансирования инвестиций необходимо составлять перед составлением сметы движения денежных средств и сметного баланса. Смета капитальных затрат предназначена для обобщения перспектив по покупке основных фондов. Большинство основных фондов характеризуются относительно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты существенно меняются год от года, поэтому на практике обычно составляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. В табл. 4.9 приведена смета капитальных затрат. Смета капитальных затрат Таблица 4.9
Возможные варианты финансирования, просчитываемые в смете капитальных затрат, должны приниматься во внимание при составлении текущих смет. К примеру, ожидаемая величина амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Отметим, что способ финансирования капитальных затрат также отразится на смете движения денежных средств. Смета движения денежных средств (денежных потоков) содержит сведения об ожидаемом приходе и расходе денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного периода. В сметах движения денежных средств, как правило, приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Полученная на основании плановых данных разница между приходом и расходом денежных средств за период (сальдо денежных средств на конец периода) сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (исходя из оптимального размера, определенного на предприятии); их разность будет представлять собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств. Смета движения денежных средств тесно взаимосвязана с другими сметами: сметой продаж, различными сметами производственных и текущих расходов, сметой капитальных затрат и др. Пример сметы денежных средств на 3 месяца приведен в табл. 4.10. Смета денежных средств на 3 месяца, руб. Таблица 4.10
Сметный плановый баланс предприятия группируется в соответствии с рекомендациями международный стандартов. Плановый баланс в форме, рекомендуемый международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия. (табл. 4.11).
Сметный баланс на 31 декабря Таблица 4.11
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность поступлений и выбытий денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы. По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности организации. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием имеющихся финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составлении и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временного сопоставления денежных поступлений и предстоящих расходов организации; формирование информации о движении денежных потоков; анализ неплатежей организации и разработка мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите, в случае временного разрыва между поступлением денежных средств и необходимостью гашения обязательств; расчет временно свободных денежных средств организации и анализ инструментов финансового рынка, с позиции их надежного и выгодного размещения. Во многих организациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна уплатить организация- налогоплательщик. Это повышает платежную дисциплину, что позволяет избегать просрочек и пени. Кроме платежного календаря в организациях составляется кассовый план, представляющий собой план оборота наличных денежных средств, который необходим для контроля за поступлением и расходованием имеющихся денежных средств. При прогнозировании финансовых показателей используются следующие методы: 1. Эвристические методы – основаны на усреднении сведений, полученных при опросе специалистов. 2. Методы прогнозирования временных рядов используются для учета в прогнозах временных колебаний и включают методы: экстраполяции и учета цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдения за динамикой показателей на будущее. Методы анализа цикличности позволяют учитывать изменения, связанные со временем изменения показателей. 3. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выражать тесноту взаимосвязи показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности и факторов их определяющих. При прогнозировании основных финансовых показателей используются предикативные и нормативные модели, позволяющие структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используемые для прогнозирования доходов организации и ее будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки безубыточности, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа. Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности организации с ожидаемыми, плановыми. Их сущность сводится с установлением нормативов по каждой статье расходов для дальнейшего анализа отклонений фактических данных от этих нормативов. 4. Методы экономического анализа позволяют определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей и выявить резервы, которые могут быть использованы в прогнозируемой перспективе. 2. Нормативный метод заключается в том, что на основе задаваемых норм и технико-экономических нормативов рассчитывается прогнозная потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. 3. Метод балансовых расчетов предназначен для определения прогнозной потребности в финансовых средствах на основе временного сопоставления поступления и расходования средств в определенном временном интервале. 4. Метод денежных потоков носит универсальных характер и служит инструментов для прогнозирования размеров и сроков поступления финансовых ресурсов. 5. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбирать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Основанное на построении моделей финансовое прогнозирование деятельности организации состоит в расчете всех составляющих притоков и оттоков финансовых средств, исходя из обоснованных нормативов, устанавливаемых в результате анализа как внешних, так и внутрипроизводственных факторов.
|