Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переход управления качеством на международные стандарты
В условиях начинающейся демократизации и при стремлении отечественной экономики войти в рыночное мировое экономическое пространство Госстандартом СССР ряд стандартов ИСО по управлению качеством продукции серии 9000 ≪ методом обложки≫ (с точным, аутентичным переводом) были утверждены и впервые в СССР введены в действие с 01.01.1989 т. в качестве государственных стандартов на систему качества (С К) предприятии: ГОСТ Р 40.9001 (ИСО 9001—87) ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, мои гаже и обслуживании≫; ГОСТ Р 40.9002 (ИСО 9002-8?) ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже≫; ГОСТ Р 40.9003 (ИСО 9003-87) ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях≫. Указанные выше стандарты разрабатывались и внедрялись на предприятиях добровольно или по соглашению между производителями и заказчиками продукции. В дальнейшем они получили свое развитие уже в постсоветское время. Международные стандарты ИСО серии 9000 в последние десятилетия, начиная со второй половины восьмидесятых годов, были признаны наиболее эффективными в мировой экономике. Данные стандарты были разработаны ИСО и утверждены Советом этой организации. Стандарты ИСО серии 9000 во многом аккумулировали и сконцентрировали большую часть передового опыта управления качеством поставляемой потребителям продукции. В принципе, системы качества, удовлетворяющие требованиям МС ИСО серии 9000, во многомсхожи с отечественными КС УК, Поэтому для многих отечественных предприятий наличие у них систем качества, удовлетворяющих требованиямГОСТ и МС ИСО, стало правилом. Принятые Россией и многими странами — членами ИСО международные стандарты ИСО серии 9000 в качестве национальных, естественно, обусловили терминологическую и понятийную интеграцию. Это, например, наглядно просматривалось в МС ИСО 8402—87 ≪ Качество. Словарь≫. Однако, несмотря на определенную общность этого аспекта, в отечественных терминах и понятиях управления качеством и ИСО есть некоторые различия. Общая модель СК, обусловленная требованиями МС ИСО и явившаяся результатом эволюционного развития моделей подобных систем (КС УК, Фейгенбаума, Джурана, Эттингера—Ситтига), назывется ≪ петлей качества≫. В отличие от спиралевидных моделей ≪ петля качества≫ имеет замкнутый вид и включает логически следующие один за другим десять этапов: 1) маркетинг, поиск и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; 3) подготовка и разработка производственных процессов; 4) производство; 5) контроль, проведение испытаний и обследований; 6)упаковка и хранение; 7) реализация и распределение продукции; 8) монтаж и эксплуатация; 9) техническая помощь в обслуживании; 10) утилизация после использования. Несмотря на наличие в МС ИСО серии 9000 87 (ГОСТ Р 40.9001-88 н- ГОСТ Р 40.9003-88) ряда недостатков, их требования целесообразно было принимать на том этапе развития экономики в качестве минимально необходимых. Естественно, что систему качества нельзя было рассматривать в отрыве от общего руководства качеством, выполняемого органами высшего иерархического уровня управления предприятием. В соответствии с МС ИСО 8402—87 общее руководство качеством представляло собой аспект1 функции управления, определяющей политику в области качества и включающей ответственность руководства, планирование качества, распределение ресурсов, проведение работ, оценку и другие действия в области качества. При этом вся деятельность по общему руководству качеством по требованиям рассмафиваемых стандартов не только должна была соответствовать интересам и потребностям предприятия-изготовителя, обеспечивающего необходимый уровень качества и конкурентоспособность своей продукции при оптимальных затратах, но и требованиям и запросам потребителей продукции, объективно уверенных в возможностях изготовителя поставлять им продукцию необходимого технико-экономического уровня качества.__ятий наличие у них систем качества, удовлетворяющих требованиям ГОСТ и МС ИСО, стало правилом.
|