![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения государственных и международных стандартов ИСО в постсоветский период
Международные стандарты ИСО серии 9000(1987 г.) и Государственные стандарты на систему качества (регистрация — 1988 г.) стали основой для другой версии ГОСТ Р ИСО на систему качества (регистрация —- 1996 г.): ГОСТ Р ИСО 9001—96. ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании≫; ГОСТ Р ИСО 9002—96. ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже≫; ГОСТ Р ИСО 9003—96. ≪ Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях≫. - Требования ГОСТ Р ИСО серии 9000 во многом ориентированы на удовлетворение запросов потребителей. В соответствии с этим вся деятельность по управлению качеством должна соответствовать: 1) интересам и потребностям предприятия-изготовителя, обеспечивающего необходимый уровень качества и конкурентоспособность своей продукции при оптимальных затратах; 2) требованиям потребителей, уверенных в возможностях изготовителя поставлять им продукцию необходимого технико-экономического уровня качества. Анализ опыта управления качеством показывает, что, применительно к рыночным отношениям и сложившимся в нашей стране условиям, однозначное использование только отечественных или зарубежных подходов к управлению не позволит достичь желаемых результатов. Однако главное — это необходимость развития и более широкого использования системного подхода при обеспечении качества, к этому следует добавить: • Цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества должны находиться в центре экономической политики каждого из предприятий, их объединений и т.п.; целями их деятельности, как правило, должны быть: о удовлетворение запросов и требований потребителей; о достижение ожидаемого потребителем качества (с учетом иены) с минимальными издержками; поставка продукции и оказание услуг потребителям в установленные сроки. • В качестве основного критерия следует принимать удовлетворение требований потребителей. • Необходимы признание и реализация системного подхода к управлению качеством как наиболее эффективному методу достижения целей и задач в области качества. • При производстве продукции и оказании услуг высокого качества следует использовать соответствующие средства труда. • Необходимы непрерывное и систематическое обучение, специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров и постоянное повышение их квалификации в обеспечении качества и управлении им. • Необходима постоянная добросовестная творческая работа всех сотрудников по повышению, обеспечению и улучшению качества. • Требуется воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, всех работников глубоко уважительного отношения к потребителю, заказчику. • Необходимо создавать атмосферу заботы и уважения к работникам любой должностной категории, внимания к их нуждам, за- просам и быту. Приоритетные направления улучшения существующих систем управления качеством исходя из передового опыта зарубежных промышленно развитых стран: • Создание системы непрерывного обучения и воспитания всех работников (начиная от учащегося, студента, рабочего, мастера и кончая министрами) в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Особенно это необходимо для рабочих, специалистов, мастеров и первых руководителей предприятий. Система управления качеством должна быть понятна всем. Для этого целесообразно подключать все средства массовой информации, в том числе телевидение, радио, печать. Необходимо издавать массовые журналы по качеству продукции для различных категорий трудящихся (рабочих, мастеров и т.п.). Нужны специализированные центры по обучению и повышению квалификации, различные школы и курсы качества, преподавание в которых могли бы осуществлять также специалисты других стран. Это направление исключительно важно, так как конкурентоспособную продукцию и услуги могут создавать только высококвалифицированные специалисты. • Повышение роли стимулирования для достижения высокого и стабильного качества. Необходимо усилить поощрительные меры за высокое качество, дополняя их жесткими штрафами за работу, не соответствующую требованиям НТД. Целесообразно также расширять практику проведения различных конкурсов, направленных на повышение и улучшение качества. • Привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся, повышение их активности и эффективности работы. •Проведение целого комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях. • Использование профессионалов при проведении всех работ по совершенствованию СМ К.
|