Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника художественного творчества в «Улиссе» Дж. Джойса.






Улисс» — второй (и наиболее известный) роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в американском журнале «The Little Review». «Улисс» — сложное полистилическое произведение, повествующее об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского обывателя и еврея по национальности — Леопольда Блума. Этот день Лео Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против нее никаких мер.

Джойс, написав этот роман, претендует на создание новой «Одиссеи». На энциклопедичность. Но вместо 10 лет странствия показан один единственный день. Некоторые события романа соответствуют действительности (автобиографичны). Например, первый день интимной связи с будущей женой.

В романе события происходят в течение одного дня, но за это время героями была инициирована вся мировая культура. Для того, чтобы это выразить слову требуется новая поэтика. Почти каждый новый эпизод – новый эксперимент. Энциклопедия формального эксперимента.

Центральный прием романа – прием «потока сознания». Отличие потока сознания Джойса от Пруста: у Джойса – продолжение языка, аллюзии с подтекстом мировой культуры, у Пруста – поток сознания однороден. У каждого героя Джойса свой поток сознания, наделенный индивидуальными чертами, кругом интересов. Отражаются так же и разные состояния героя (голод, усталость, сонливость). Модификация потока сознания.

Характеристика «потока сознания» у Джойса:

Отсутствие логической связи, нелинейность и зигзагообразность движений достигается за счет:

- условного единства темы (# материнство, рождение, пуповина)

- включения в текст романа внешних впечатлений (# море и акушерская сумка)

- так же логику определяют помехи, идущие из глубины: комплексы и навязчивое поведение героя.

Джойса интересует не передача действительность, а формальный эксперимент. Массив культурных ассоциаций: Стивен видит их сам. Блум в силу заурядности их не видит, но ему их достраивает автор.

Текст у Джойса – некая плоть со своей органикой. Это новая форма бытия для человека. Новая литературная форма для героя.

Поток сознания связан с преодолением слова. Слово оказывается способным сделать то, на что раньше не было способно. Аналогия – Велимир Хлебников. Не все находки Джойся удачны, но он перепробовал все. Любой эксперимент после Джойса – это повторение Джойса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал