![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
самоопределения личности⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Сущность профессионального самоопределения определяется как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение - процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого рею и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов. Е.А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1) учет своих желаний; 2) учет своих способностей и возможностей; 3) учет потребностей общества, потребностей рынка. Фактически опираясь на эти составляющие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Факторы выбора профессии («восьмиугольник Климова»): наличие склонностей (интересов), наличие способностей, притязания (предпочтения), мнение родителей, семьи, сверстников, личный профессиональный план, знания о профессии и т.д. В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если специалист не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы работы, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание представляет собой систему, в которой традиционное и современное тесно переплетены и взаимосвязаны. Специалисту приходится находить баланс между традиционными, незыблемыми аспектами и постоянно меняющимися современными веяниями и тенденциями. В профессиональном саморазвитии можно выделить три основных направления: а) приобретение новых знаний; б) рефлексию; в) приобретение и использование навыков саморегуляции. Приемы саморазвития профессионально важных качеств: самоконтроль компетентности, инвентаризация перемен в работе и в себе, умение учиться у других, таблица жизненных и профессиональных целей, дневник достижений и неудач, моделирование своего профессионального портрета и т.д. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят коллектив, стиль руководства учреждением и фактор свободного времени. Этапы процесса профессионального самовоспитания - самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Совершенное овладение интегральным умением профессионально мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий. Научное мышление выражается в свободном оперировании научными фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в различных явлениях. Для этого необходимо научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
|