Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим автомобильных дорог общего пользования






В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч.2 ст. 5 Федерального закона). В свою очередь к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5 Федерального закона).

Исходя из анализа общего определения автомобильной дороги и из определения автомобильной дороги общего пользования, можно сделать вывод, что к землям общего пользования относится земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона, в зависимости от их значения автомобильные дороги общего пользования классифицируются на несколько видов.

Во-первых, автомобильные дороги федерального значения:

- соединяющие город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов РФ;

- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Помимо этого, к федеральным автомобильным дорогам общего пользования могут быть отнесены другие виды автомобильных дорог (ч. 6 ст. 5 Федерального закона):

- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Полный перечень таких дорог утверждается Правительством РФ[47]. Федеральные автомобильные дороги общего пользования находятся в федеральной собственности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона).

Во-вторых, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения. Критерии их определения и полный перечень утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации[48]. При этом в перечень таких дорог не могут быть включены автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. Дороги, относящиеся к данному виду, находятся в собственности субъектов Российской Федерации.

Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования (ч. 1 ст. 8 Федерального закона).

В-третьих, автомобильные дороги местного значения. В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

И наконец, закон допускает наличие частных автомобильных дорог общего пользования. К ним относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Данную норму можно назвать исключением из правила, установленного законом для земель общего пользования в границах полосы отвода частной автомобильной дороги: возможность нахождения в частной собственности. Вторым обязательным критерием является отсутствие устройств, ограничивающих проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Если автомобильная дорога не отвечает данному критерию, то она будет являться частной автомобильной дорогой необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования местного значения и частные автомобильные дороги общего пользования могут иметь наименования, которые им присваиваются соответственно соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или непосредственно собственником автомобильной дороги.

Помимо этого, закон (ч. 13 ст. 5 Федерального закона) подразделяет автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств на:

1) автомагистрали;

2) скоростные автомобильные дороги;

3) обычные автомобильные дороги.

Признаки автомагистрали перечислены в ч. 14 ст. 5 Федерального закона:

1) наличие на всей своей протяженности нескольких проезжих частей и центральной разделительной полосы, не предназначенной для дорожного движения;

2) она не пересекает на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) возможность доступа к ней только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях автомагистрали запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) оборудование специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомагистраль не предназначена для обслуживания прилегающих территорий и должна быть специально обозначена в качестве таковой.

К скоростным (ч. 16 ст. 5 Федерального закона) относятся автомобильные дороги:

1) доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки;

2) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

3) оборудованные специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Остальные автомобильные дороги, не отвечающие перечисленным выше критериям автомагистрали и скоростной дороги, относятся к обычным дорогам (ч. 17 ст. 5 Федерального закона).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[49] (ч. 18 ст. 5 Федерального закона).

Использование автомобильных дорог общего пользования осуществляется бесплатно. Однако закон (п. 1 ч. 1 ст. 36 Федерального закона) допускает использование их отдельных участков за плату на основании решения, принятого уполномоченным органом соответствующего уровня либо собственником автомобильной дороги (ч. 1.1, 2 ст. 36 Федерального закона).

Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами[50] (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Федерального закона).

Проблема автомобильных дорог в Российской Федерации, их качества является одной из важнейших. Недаром в народе бытует пословица, что дороги являются одной из серьезных «бед» России.

В связи с этим в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Указом Президента РФ от 27.06.1998 №728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» признано целесообразным создание и развитие сети платных автомобильных дорог.

В рамках реализации положений Указа Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 №973 были утверждены Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств; от 19.01.2010 №18 - Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог. Однако на сегодняшний день проблема не была решена.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал