Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития физической культуры






Физическое воспитание и спорт в жизни общества занимает одну из важных ступеней. Но всегда ли так было? Всегда ли человек стремился к спортивным рекордам, делал зарядку по утрам, задумывался о своём телосложении? Нет!

Физическое воспитание, как таковое существует только с середины XIX века. До этого периода физическим воспитанием занимались непреднамеренно, а для подготовки к военным действиям, охоте, земледелию, скотоводству.

Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всём мире в целом. Олицетворением гармоничного развития личности в древности является образ былинного богатыря.

Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до 18 века была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Основными источниками, из которых мы узнаём о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины. Первый письменный источник ­первая русская летопись «Повесть временных лет» (начало 12 века). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 годом.

При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-­физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения(забавы), связанные с двигательной деятельностью.

Ведущим военным учреждением 16-18 в.в. являлся разрядный приказ, в ведении которого находилось дворянское войско, составлявшее основу вооруженных сил. Обучение велось главным образом непосредственно в ходе боевых действий. Лишь незадолго до Северной войны (1700-1721) правительство Петра I начало делать попытки к решению проблемы подготовки отечественных военных кадров в специальных военных учебных заведениях. В Школе математических и навигационных наук (1701), в последствии Морская академия (1719), в гражданской гимназии (1703), в Кадетском корпусе (1732) наряду со специальными дисциплинами обучали «телесным упражнениям» - фехтованию, верховой езде, плаванию, лазанию по реям, лестницам-трапам.

Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передовые взгляды на эту проблему прогрессивных слоёв зарождающейся в 18 в. буржуазии. Если обобщить их отношения к физической культуре, то:

· физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности;

· с помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей;

· ставился вопрос о физическом воспитании девочек;

· большое значение в физическом воспитании уделялось процессу закаливания;

· прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства.

Вторая половина 19 в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области ФВ и С. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта. И становление практики физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Петр Францеви Лесгафт (1837-1909) является основоположником отечественной научной системы физического воспитания (образования). Большое значение для развития физической культуры в дореволюционной России имело возникновение нового типа физкультурных организаций - общественные фuзкультурно-спортивные органuзациu.. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей физического воспитания детей. К 1914 году таких обществ насчитывалось около 360.

Условия для зарождения спорта были лишь в ряде городов, городское население страны к концу 19в. составляло 13%. Если иметь ввиду, что среди городского населения спортом могли заниматься в основном представители буржуазии, чиновники, купцы, интеллигенция, то в масштабе страны число занимающихся едва ли превышало 3%. Вообще зарождение и последующее развитие многих видов спорта в Росси началось примерно на 50 и более лет позже, чем в большинстве западных стран.

Тяжёлая атлетика первоначально (д030-х гг. 20в.) объединяла поднятие тяжестей, борьбу и бокс. 1885 г. в Петербурге Краевский создал Кружок любителей атлетики. С 1892г., когда в Петербург из Варшавы приезжает известный польский борец Пытясинский, берёт своё начало французская (I'реко-римская) борьба.

Конькобежный спорт берёт своё начало с 1877 г., когда в Петербурге образуется Общество любителей бега на коньках.

1890-х в городах России начали увлекаться велосипедным спортом. Двухколёсный педальный велосипед построил уральский мастер Ефим Артамонов. 15 сентября 1801 года во время коронации царя Александра 1 на площади перед московским кремлём появилась необыкновенная тележка, на которой, словно на лошади сидел мужчина. Руками он держался за руль, а ноги его нажимали на специальные рычаги переднего большого колеса. Однако это изобретение было надолго забыто, конструктором первого в мире велосипеда (он был без педалей) считается немец Драйс, хотя сделал он его в 1817 году.

Академическая гребля как вид спорта сформировалась в России в конце 19 в.

Спортивное плавание берёт своё начало с 1908 года, когда в дачном местечке Шувалово под Петербургом открывается Шуваловская школа плавания.

Датой зарождения лыжного спорта является декабрь 1895 года, когда состоялось открытие Московского клуба лыжников. В конце 19в. первые шаги в России делал отечественный футбол. Распространили футбол в России англичане, которые создали первые команды по этому виду спорта. Первые клубы почти целиком состояли из англичан, шотландцев, немцев и единицы представляли Россию.

Пожалуй, нет вида спорта, который имел бы такую древнюю историю, как легкая атлетика. Бег, прыжки, метания появились вместе с человеком, эти движения всегда были связаны с его трудовой деятельностью и бытом. Но как вид, как соревнование он появился в России в конце 19 в. Лёгкую атлетику в силу сложившихся традиций продолжают называть отдельным видом спорта, хотя на самом деле она состоит более чем из 50 разнообразных, порой совершенно различных движений. Что общего, например, у спринтерского бега и метания молота, у прыжка в высоту и марафонского бега, метания диска и бега на 3000 с препятствиями? Этот вид спорта требует от человека всего многообразия его двигательных возможностей. Недаром её называют «королевой спорта»! Годом рождения отечественной лёгкой атлетики считается 1888 г., когда в дачном местечке Тярлево, неподалеку от Царского села, возникает первый в Росси кружок, члены которого - студенты, гимназисты, служащие - стали заниматься бегом.

Зарождение спортивной гимнастики связано с открытием в 1883 году в Москве Русского гимнастического общества.

После революции 1917 года в СССР была разработана система физического воспитания, определились принципы, направления, средства и методы ф.в и спортивной тренировки.

Создание основ советской системы ф.в. началось с введения в ней государственных органов управления. В 1920-е годы развитие ф.к. и спорта отличалось разнонаправленностью: медицинское направление, пролетарская физическая культура, скаутская система воспитания, концепция сторонников национально-буржуазных систем.

В 30-50-е годы советская ф.к. и с. становятся частью идеологии тоталитарного режима, их методологической основой провозглашается философия марксизма-ленинизма. Основные усилия науки в СССР были направлены на развитие спорта высших достижений, так как он рассматривался как средство демонстрации преимущества социалистической системы над капиталистической.

Программной и нормативной основой советской системы физического воспитания в период 30-80-х годов является комплекс ГТО, отражавший уровень физической подготовленности населения СССР. Изменения его прикладного содержания были обусловлены в основном спецификой того или иного исторического этапа развития нашей страны.

В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы ф.в. были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физкультуры.

Нормативной основой физической подготовленности в сфере спорта в СССР являлась «Единая всесоюзная спортивная классификация» (ЕВСК). В настоящее время она существует в России под названием «Единая всероссийская спортивная классификация». Она регламентировала выполнение спортивных разрядов и званий по отдельным видам спорта.

Приоритетное развитие, особенно после ВОВ, получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем ­социалистической и капиталистической. В СССР сложилась стройная и хорошо отлаженная система подготовки спортсменов высокого класса, подкреплённая организационно-материальной, методической и научной базой.

С 1930 г. в СССР работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах проводили коллективы физической культуры (КФК) или спортивные клубы (СК). Такая организационная форма, основанная на производственном принципе, оправдала себя и показала целесообразность существования и в дальнейшем. В60-80-е годы в нашей стране имели место многие массовые формы работы с детьми по физической культуре и спорту. Они дали толчок развитию физической культуры и спорта среди детей.

После распада СССР благодаря ряда Федеральных программ удалось сохранить государственную систему управления физической культурой и спортом, включающую федеральный орган управления - Государственный комитет РФ по ф.к. И туризму, а в субъектах РФ - комитеты (департаменты) по ф.к., с. И туризму.

Наиболее существенные изменения в период социально-экономического реформирования произошли в спорте высших достижений, управление развитием которого передали федерациям по видам спорта. В результате развитие видов спорта, ранее полностью осуществлявшееся за государственный счёт, было поставлено в жесткие финансовые условия, в которых спортивным федерациям приходится самостоятельно искать дополнительные источники финансирования. Если финансовые затруднения в РФ не сказались серьёзным образом на выступлениях сборных команд России в официальных международных соревнованиях, то состояние детско-юношеского спорта и массовой оздоровительной ф.к. населения России не может не вызывать тревоги. Имеют место случаи закрытия спортивных школ в связи с материальными затруднениями. Особенно тревожное положение в сельских школах

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал