![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общепедагогические методы
· Словесный · Сенсорный метод (наглядного воздействия) Ни одним из методов нельзя ограничиваться, как наилучшим, в физическом воспитании. Только сочетание всех методов в целом обеспечивает успешное решение комплекса задач в физическом воспитании. Метод регламентированного упражнения предусматривает: твёрдо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений; по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки). Этот метод в Физкультурно-спортивной практики имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей. Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми - футбол, волейбол. Основными методическими особенностями игрового метода являются: - обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. - наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей; - широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств; - соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм; - присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1. В виде официальных соревнований различного уровня (ОИ, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенства страны, города, отборочные соревнования). 2. Как элемент организации занятий, любого Физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: - стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; - выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; - обеспечивать максимальную физическую нагрузку; - содействовать воспитанию волевых качеств. Словесные и сенсорные (наглядный) методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщить необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему студентов, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: · Дидактического рассказа, беседы, обсуждения; · Инструктирования (объяснения заданий, правил их выполнения); · Сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания); · Указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении); · Оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов); · Словесного отчёта и взаиморазъяснения; · Самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»). Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализовываться в форме: · Показа самих упражнений; · Демонстрации наглядных пособий; · Предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурами игроков); · Кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений); · Избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
|