![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Странная жидкость в научном аппарате сторожа Веревкина
«Интересно, в чем придет профессор на лекцию в этот раз? — думала Марина Рубинова. — Может быть, в коньках?» Профессор пришел в тренировочном костюме и в кедах. Он был суров и деловит. Он сразу спросил: — Где батут? Марина Рубинова сразу ответила: — Тут! — Очень хорошо, — сказал профессор и забрался на сетку. Он стал прыгать вверх и вниз, вверх и вниз, тренируясь, пока телевизионная бригада в студии готовилась к передаче: выставляла свет, прогревала аппаратуру. Но оказалось, что летать над батутом непросто. Профессор Чайников все время почему-то переворачивался в воздухе и норовил опуститься в сетку головой, а не ногами. При этом он сплющивался, как гуттаперчивый, и на его лице проступали мелкие квадраты от сетки. Под конец он стал похож на тетрадку в клеточку. На нем можно было даже играть в крестики-нолики. А однажды он вообще вылетел из сетки и приземлился на осветителя с фонарем. Было много шума и треска, и было много чайникового электричества. Наконец все было готово. Даже движущаяся доска в стене, на которой можно было все писать. — Начали! — сказал профессор и на глазах у всех телезрителей полез в сетку. Он стал прыгать на ней вверх и вниз и спрашивать: — Дорогие товарищи телезрители, что я делаю? Телезрители молчали, и чтобы как-то разрядить обстановку, Марина Рубинова ответила: — Вы прыгаете на батуте. — Вовсе ничего подобного. Я совершаю колебательный процесс. Видите — я подпрыгнул высоко. А теперь лечу вниз глубоко. Теперь снова подлетаю. И так далее… А вот сейчас я перестаю прыгать и постепенно останавливаюсь. Такие колебания называются затухающими. Когда профессор окончательно затух, он попросил подозвать к нему Мишу Кувалдина: — Где этот светоч разума, этот значительный маяк интеллигентности? Значительный маяк интеллигентности немедленно предстал перед профессором. Он держал в руках два больших стеклянных шара. Между ними находилась большая катушка из стеклянной трубки. В одном из сосудов плескалась жидкость. — Что это? — спросил профессор Чайников. — Научный прибор сторожа моего папы для колебания жидкости. Он в сарае лежал. — А… — неуверенно сказал профессор. — Это было на прошлом занятии… Видно было, что он потерял интерес к колебательным процессам, связанным с жидкостью. Его научная мысль вела его дальше, к колебательным процессам на батуте. — Вы видели, как я колебался на сетке? — спросил профессор у Миши. — Видел. — Как я колебался? — Вверх, вниз. Вверх, вниз — ответил Миша. — Могли бы вы зарисовать этот процесс? Сделать график? — Нет, — испугался Миша. — Мы этого не проходили. — А вы? — спросил знаменитый лектор Марину. Марина не стала спорить. Она молча взяла мел и стала рисовать. Причем она сделала это так. Одной рукой приставила мел к доске, а другой включила большую красную кнопку на стене. Гибкая доска, как перила метрополитена, немедленно поехала направо, и мел сам стал рисовать ровную-преровную прямую линию. — Это батут, — сказала Марина. Потом она нарисовала толстую точку на батуте. — А это вы.
После этого она начала приподнимать точку все выше и выше вверх. — Это вы летите. Вот вы долетели почти до потолка. А теперь вы падаете вниз. Вот вы долетели до самого низа и снова полетели вверх. А потом снова вниз. И так далее.
— Вы можете показать на этом чертеже, где я был через две секунды после начала прыгательных колебаний? — Вот здесь, — показала Марина точку на самом верху вертикальной прямой. — Вы как раз сюда долетели. — А через три секунды? — Вот здесь. Вы уже повернули вниз. — А через десять секунд? — Не знаю, — сказала Марина. — Я запуталась. Профессор попросил: — Сейчас я снова стану прыгать, а вы по моей команде «Давай» включите подвижную доску. — Можно я? — попросил Миша Кувалдин. Ему тоже хотелось принять участие в учебном процессе. — Пожалуйста. Миша для пробы нажал кнопку, и доска поехала. Это была очень удобная, вделанная в стену доска. Ее можно было всю исписать, потом нажать на кнопочку, и она уезжала вбок. А с другой стороны выезжала вся уже чистая. Такая доска-лента. Немного полюбовавшись на невиданную технику, Миша остановил доску. — Отлично, — похвалил Мишу профессор. — Теперь перетащим сюда батут, поближе к доске. После этого профессор Чайников начал прыгать на батуте около доски. При этом он вытянул руку с кусочком мела в сторону и все время чертил на доске такую же прямую то вверх, то вниз, какую Марина чертила перед этим.
— Теперь включайте. Теперь «Давай». Миша нажал красную кнопку и доска поехала. Профессор летал вверх и вниз около доски, держа мел прижатым к ней. И пока она ехала мимо, на ней вычерчивалась такая линия:
— Теперь выключайте, — скомандовал профессор, когда он нарисовал уже целых три затухающие кривые. Миша Кувалдин стал искать выключательную кнопку. Но она не находилась. Миша стал нервничать, и вдруг он увидел целый пульт кнопок на стене рядом. Он радостно нажал первую из них. Доска продолжала двигаться как ни в чем не бывало, а сверху спустилась длиннющая кулиса с веселой лесной занавеской из детской передачи про природу. — Не то! — закричал Чайников, схватившись за занавеску. — Другую! Миша нажал другую кнопку, и занавес вместе с Чайниковым уехал под потолок, метров на пять в высоту. — Караул! — закричал профессор. — Опустите меня! К пульту подбежала Марина Рубинова. Она нажала третью кнопку, и сразу заработал круг для перестановки декораций. Батут уехал и вместо него выехал стол с графином, приготовленный для передачи про космонавтов. На помощь побежал механик-электрик студии. Но не успел добежать: Миша Кувалдин нажал еще одну кнопку, и механик уехал с невиданой скоростью вместе со столом и графином. Это была кнопка увеличения скорости. Более того, уехал сам Миша. Около кнопок не осталось никого. — Главный рубильник! — закричал профессор сверху. — Отключите главный рубильник!
Главный рубильник отключили. Все остановилось, студия погрузилась во тьму. А профессор Чайников съехал со своим занавесом вниз. Прямо на Мишу Кувалдина. Передача исчезла с экранов телевизоров. Телезрители стали звонить на телевидение. Что случилось?
И в студию прибежал взмыленный дежурный по эфиру. — Я — дежурный по эфиру. Что в студии? Включите главный рубильник немедленно.
Главный рубильник включили. И все началось снова. Профессор поехал под потолок. Сцена закружилась уже вместе с дежурным по эфиру. Миша Кувалдин покачнулся и, чтобы не упасть, схватился за графин для космонавтов и упал вместе с графином. Марина Рубинова в последнюю секунду ухватила профессора Чайникова за кед. Но профессор все-таки уехал, а профессорские брюки и один кед остались у Марины в руках. — Дорогие телезрители, — кричал Чайников с потолка. — Вы видите, как крутится сцена. Это типичный случай вращательного движения. А мы с вами проходим колебания. Поэтому не обращайте на нее никакого внимания. Лучше следите за моей научной мыслью. Но проследить за мыслью было трудно. Отвлекала лесная занавесочка. На ней была нарисована елка, и профессор Чайников, сидящий на ветвях в спортивных трусах, напоминал, пожалуй, не лектора, а новогоднюю белочку. Слава богу, кто-то сумел нажать правильные кнопки и все успокоилось. Профессор съехал вниз и, шатаясь, подошел к столу с графином. — Воды! — потребовал он. Воды в графине не было. Помощник Миша Кувалдин нацедил ему воды из научного аппарата сторожа с дачи его ответственного папы. Чайников выпил полстакана и спросил: — Что это? — Вода, — ответил Миша. — Научная. — Да?! — удивился профессор. — Никогда не пил! — Он выпил еще глоток и зашатался. Марина тоже попробовала научной воды и тоже зашаталась: — Одеколон. И все, кто пробовал научную воду, немедленно начинали шататься, а некоторые уходили в буфет покупать огурцы. — Продолжаем занятие с телезрителями! — тем не менее твердо заявил профессор. — У нас на очереди электронная лампа. По команде профессора Марина внесла в студию целую охапку электронных ламп всех размеров. От крошечной, с муравьиную головку, до огромной, размером с хорошего индюка. — Электронная лампа состоит из двух стеклянных баллонов! — сказал профессор Чайников. — Из одного, — поправила Марина. Профессор удивился, посмотрел на лампу и на Марину: — Очень может быть. А вы, две сотрудницы, меня не отвлекайте. — Я одна, — поправила его Марина. — Действительно, — согласился профессор. — Так почему же мне иногда кажется, что у нас в студии всего по двое. Это научная жидкость Миши Кувалдина так действует. Есть увеличительное стекло, а есть увеличительная жидкость.
Тут зазвонил телефон. Звонил Фома Неверующий: — Какая к черту увеличительная жидкость. Это же самогон. А по-простому водка. Сдайте этот аппарат вместе со сторожем в милицию. — Не отвлекайте нас, — строго сказал профессор Чайников. — Продолжаем лекцию. Итак, электронная лампа устроена очень просто. У нее есть катод и анод. Катод — это такой раскаляющийся волосок, который поставляет электроны. Можно сказать еще, что это детская площадка для электрончиков. — Почему? — спросила Марина. — Потому что он присоединен к батарейке. Ток из батарейки нагревает волосок докрасна. Когда волосок нагревается, вокруг него возникают и роятся электрончики. — Мне жалко электрончиков, — сказал Миша Кувалдин. — Они там могут сгореть. — Ничего им не сделается. Они привычные, — ответил профессор Чайников. — Они даже на солнце могут жить. Так вот они все время роятся вокруг катода, а сами хотят полететь на анод к иончикам. Помните, это няни такие с колясочками? — Помним, — ответил Миша Кувалдин. — Они еще пузатые и с пряничками. — А чего же они не летят? — спросила Марина Рубинова. — У них сил нет, — ответил профессор Чайников. — Но если к катоду и аноду подсоединить провода и дать напряжение, то есть пустить сильный ток, то все электрончики так и полетят от катода к аноду. Так и попрыгают. Он нарисовал на движущейся доске такой рисунок.
Миша Кувалдин подошел к Марине Рубиновой и тихонько объявил: — Я знаю, почему электрончики с катода попрыгают. Они балбеса Э. Дээса боятся. Он в этом ящике сидит.
И Марине тоже показалось, что в углу ящика сидит кривоватопузый балбес Э. Дээс с резиновой дубинкой в руках и со страшной силой скалит свои большущие зубы, какие обычно рисуют на карикатурах японским захватчикам. — По такой лампе ток может идти только в одну сторону, — продолжал профессор. — И такая лампа называется диод. Если вы попытаетесь пустить ток в обратную сторону, у вас ничего не получится. — У нас в метро полно таких диодов, — согласился с профессором Миша Кувалдин. — Они людей только в одну сторону пропускают. Я попытался в обратную сторону пойти, потому что я газету в вагоне забыл, мне этот диод как треснет по ногам! Вся доска уже была заполнена рисунком, и профессор очень осторожно нажал кнопку, чтобы приехал чистый кусочек. Он нажимал эту кнопку, а сам боялся, вдруг что-нибудь неожиданное выйдет: лифт приедет или пол провалится. Но ничего ниоткуда не свалилось, никакой люк не открылся. А приехал чистый кусок доски. — Теперь я вам расскажу про другую лампу — триод, — сказал профессор и нарисовал такую схему:
— Видите, здесь все то же самое. Только в середине добавилась сетка. И когда электрончики со страшной силой бегут к аноду, чтобы встретиться со своими ненаглядными иончиками, мы можем помочь им бежать, а можем, наоборот, их затормозить с помощью этой сетки. — А как? — спросила потрясенная Марина Рубинова. — А так. Мы напустим на эту сетку электрончиков из другого источника, они возьмут и закроют все дырочки на сетке. Вот и все — путь закрыт. Или наоборот: мы заберем с сетки половину электрончиков, вот и все — половина пути открыта. А если мы заберем их всех с сетки — пожалуйста, все электроны с катода до анода долетят, весь поток. Профессор задумался: — С чем бы это сравнить? Он походил по аудитории, посмотрел в окно, что-то увидел там и сказал: — Это как при сражении в горах: маленькая горстка воинов может пропускать или сдерживать большой поток врагов. Ясно вам, товарищи ассистенты? — Ясно, — сказала Марина Рубинова и протянула профессору расческу. — Что это? — Расческа. Причешитесь, пожалуйста. Профессор взял расческу и выбросил ее в окно. — Не отвлекайте меня!
А за окном в это время шли съемки телевизионного фильма «Полководец Суворов», 15-я серия. Большое войско стояло наготове с ружьями и пушками, чтобы идти на штурм Измаила. Все они ждали красную ракету. Зеленую расческу они не заметили. — Продолжаю, — сказал профессор. — Вы видите, добавляя и убирая электроны с сетки, можно управлять сильным током аккумулятора. Поэтому электронную лампу можно назвать усилителем. — А что же в ней усиливается? — спросил Миша Кувалдин. — Слабые колебания тока на сетке превращаются в сильные колебания тока аккумулятора. И фара, например, горит или ярко, или еле как. А этой мощной фарой управляет горстка дохленьких электрончиков. — Это как у нас при Брежневе, — заметил Миша Кувалдин. — Горстка дохленьких руководителей управляла всей страной. Марина Рубинова увидела, что профессор разгуливает по студии в одном красном кеде. Она решила профессору помочь. — Профессор, — сказала она, — возьмите это! — и протянула Чайникову тапок. Профессор схватил кед и выбросил его в окно: — Я же сказал, не отвлекайте меня! А за окном, как вы помните, ждали красной ракеты, чтобы начать штурмовать неприступную крепость. Как только они увидели красный кед, все пошли в атаку. — Ура! — кричали тысячи участников. — Вперед! Хотя штурмовать грозный Измаил было еще рано — выдающийся полководец Суворов еще не сказал своих замечательных слов: — Вперед, братцы! Мы возьмем его или умрем как один! Вместо этих замечательных слов он закричал: — Назад! Ни с места! Куда вы, мои солдаты? Еще не было красной ракеты! Это просто ошибка! Отдайте Измаил обратно! И режиссер, который снимал картину, тоже кричал: — Товарищи массовочники — солдаты России, немедленно вернитесь на свои места! Товарищи массовочники — турецкие янычары, перестаньте бросать вниз бутафорские камни! Произошла ошибка.
Шум был просто удивительный. Профессор Чайников выглянул в окно и сразу все понял. — Товарищи телезрители, — сказал он. — Вот вы сейчас видели, как армия пошла в атаку. Мы бросили в окно простой тапочек, а в движение пришли очень большие силы, то есть просто огромные. Это и есть типичный пример усиления. Точно так же слабенькие электроны при помощи электронной сетки усиливают большой ток. То есть руководят им. Теперь вы тоже сами можете придумать примеры усиления. — А я уже придумал такой пример, — сказал Миша Кувалдин. — Пожалуйста, приведите его. — Это моя научная жидкость. — Миша подал профессору стаканчик. — Выпьешь один глоток — и сразу всего больше становится. Он приложился к стаканчику: — Вот, например, сюда идут два милиционера с двумя собаками. А это был один милиционер с Пальмой. Он сказал Мише: — Ваша игра окончена, вы конфискованы. А ваш аппарат арестован. То есть наоборот. И это никакая не увеличительная жидкость, а обыкновенный самогон. — Я не знаю, что такое самогон, — ответил Миша. — И не понимаю, за что я конфискован. — Вы конфискованы за то, что производить самогон в нашей стране запрещено, — ответил милиционер и увел Мишу в милицию. На этом шестая научная лекция о радиотехнике была закончена.
|