Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и характеристики социального бытия
Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами. Определение сущностных сил индивида – см. тема «Человек», лекция 1. Характеристики социального бытия: I. Основу социального бытия образует совместно-разделённая совокупная деятельность людей. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру; содержание этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность предполагает: 1) противопоставление субъекта и объекта деятельности 2) цель, средства, результат, а также сам процесс деятельности 3) осознанность (в большей или меньшей степени) 4) единство чувственно-практических и теоретических форм 5) многомерность Например: деятельность индивида есть трёхмерный процесс, поскольку он включает в себя ü отношение человека к предмету своей деятельности ü отношение человека к другому человеку, или общение ü отношение человека к самому себе, или самореализация. 6) деятельность всегда носит предметный характер Предметная деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания (термины имеют свой источник в ранних работах Маркса. Это теоретическая основа культурологии как философской дисциплины). Опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или (по выражению К. Маркса) человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем (вещном) результате, но и в качествах своего субъекта. В результате опредмечивания формируется социальная предметность. Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность или (по выражению К. Маркса) логика предмета становится достоянием человеческих способностей, которые благодаря этому развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание самого человека происходит как его приобщение к другим людям, как его включение в межчеловеческие отношения. Социальная предметность – понятие «социальная предметность» выражает понимание вещей и предметов человеческого обихода, включая и самого человека не только в физическом смысле, а именно раскрытие в этих предметах: 1. воплощённых в них человеческих сил и формирующих их человеческих способностей 2. раскрытие в этих предметах социальных форм, т.е. форм, направляющих движение предметов от человека к человеку. Социальная предметность – это свойство предмета обладать социальным значением, быть носителем социальных качеств и сил, концентрирующих форму и энергию человеческой деятельности. Вещь как социальный предмет является кристаллизацией различных социальных связей, а также сплетением социальных значений и смыслов.
|