Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Dasein (дазайн)
Официальный перевод этого термина принадлежит Бибихину: присутствие, «вот бытие». Это слово значит, что человеческое существование вообще не отделимо от переживания каждым отдельным человеком значимости своего сознательного присутствия в мире. Dasein – это место, где человек присутствует всей полнотой своего духовного существа, своей сознательной жизни; именно в этом месте может быть задан вопрос о смысле бытия. Экзистенция Человеческое существование понимается как экзистенция. Экзистенция трактуется как подлинное (аутентичное, моё собственное) существование. Понятие «экзистенция» указывает на уникальность каждого существования путём указания на открывающиеся только в этом существовании, только в этом месте возможности понимания. Экзистенция предполагает настроенность человека на зов бытия. 3. фундаментальнейшая характеристика человеческого бытия – временность. Приоритет переживания временности принадлежит будущему. Будущее переживается как направленность к ничто. Исходя из этого, Хайдеггер характеризует человеческое существование как «бытие к смерти», «предстояние концу». Хайдеггер описывает следующие способы человеческого существования (экзистенциалы): 1. универсальный способ – «в-мире-бытие»: человек и мир лишаются смысла, если их разорвать, они не могут существовать друг без друга. Отношение человеческого существования к миру всегда адекватно и практично. Эту практически-духовную связь человека с миром Хайдеггер называет заботой. Одновременно и вещи мира (внутримировые сущие) обретают смысл => и бытие только в отношении к человеческой деятельности. 2. дасман (Das Man) – люди, т.е. неопределённый субъект. Под этой сферой понимается сфера общественных отношений, где человек действует в качестве представителя безликой массы. Эта сфера есть особый субъект. Эта сфера лишает человека ответственности за его поступки, «его мира» (его собственного мира). В этой сфере человеческое существование не подлинно, не аутентично. Ужас Отличие ужаса от страха: страх имеет понятный земной предмет, причину. Ужас – это непонятный, навязчивый, беспредметный страх. Ужас связан со способом человеческого существования (а именно с тем, что человеческое существование есть «предстояние концу», «бытие при смерти»). Переживание смерти – это факт, постоянно присутствующий и создающий фон духовной жизни человека. Изначальный страх открывает человеку ту истину, что именно смерть – это последняя личная особенность человека, т.к. нельзя умереть в качестве представителя толпы, каждый умирает для себя и от собственного имени. Через изначальный страх (ужас) человек приходит к пониманию разницы между подлинным и не подлинным существованием.
|