![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема критериев прогресса.
Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы». Развитие – это вид изменения (движение). По мнению Э.Г. Юдин а, развитие отличается от функционирования. Функционирование – это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие – это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы. Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие: 1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта) 2. направленность изменений 3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) => Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления: 1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» – это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация. 2. прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему 3. регресс – это наоборот. Соотношение прогресса и регресса: 1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи. ü Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным). Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями: 1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы). ü Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. ü Для общественных систем применяется: 1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом – «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни». Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе. Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть? Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития. Представлены концепции: 1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера 2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.
ЛЕКЦИЯ 2. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ План: 1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику! 2. Взаимосвязь формы и содержания 3. Принцип системности 4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма.
|