![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марксистское учение о возникновении и сущности сознания
В марксистской философии сознание рассматривается как высшая форма отражения. Ленин: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу различным с ощущением, - свойством отражения». Сознание – это высший уровень психической активности человека, это способность отражать объективный мир в субъективных, идеальных образах. Сознание человека (в отличие от психики животных): 1. способно фиксировать свои образы в языке 2. сознание человека всегда предполагает способность к понятийному, абстрактному мышлению 3. включает способность к целеполаганию, т.е. к формированию целей и идеалов человеческой деятельности 4. опережающий характер отражения на уровне сознания человека связан с предвидением на основе познания объективных законов. Сознание идеально, т.е. оно не тождественно 1) тому, что отражается в его образах (не тождественно объективному миру и его связям) 2) тому, при помощи чего происходит этот процесс отражения, т.е. мозгу и физиологической деятельности (соответствующим физиологическим процессам). Однако противопоставление материи и сознания относительно. Почему? Возникновение сознания связано со становлением человека и общества, т.е. социальной формой движения материи. Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Сознание уже с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди». М.К. Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» // «Как я понимаю философию» (читать). Энгельс «Диалектика природы»: «Сначала труд, а затем вместе с ним (одновременно) и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг». Это спорное утверждение. Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Язык также древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, подобно сознанию, язык возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми». «Язык есть непосредственная действительность мысли». Самое общее определение: язык представляет собой систему знаков, служащую средством общения и внешнего выражения (объективации) мысли. Элементом языка является знак, т.е. знак – это материальный заместитель предмета, несущий для человека информацию об этом предмете. Знак выражает значение, знак обозначает предмет, а значение – отражает предмет. Язык как система знаков – это материальная реальность.
|