Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процессаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 2. Бюджетный процесс в Российской Федерации Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса Этапы составления проектов бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях Принятие бюджета Исполнение бюджета Составление отчетов об исполнении бюджетов Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи[1]: - определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития; - установление расходов бюджета по целевому назначению, а также объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий, предусмотренных бюджетом; - согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; - сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; - погашение долговых обязательств; - автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Бюджетный процесс основывается на следующих принципах: - принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти, проистекающей из того, что конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета; - принцип специализации бюджетных показателей, реализующийся через бюджетную классификацию; - принцип ежегодности бюджета, означающий обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года; - принцип гласности в бюджетном процессе, предполагающий широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета. Стадиями бюджетного процесса являются: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение проектов бюджетов; - исполнение бюджета; - составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. В соответствии Бюджетным кодексом участниками бюджетного процессаявляются[2]: - Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ. - Главы администраций республик, краев, областей в составе РФ определяют цели финансовой политики на соответствующих территориях, а также подписывают региональные законы о бюджете и иные законы, связанные с формированием доходной базы и принятием расходных обязательств. - Главы муниципальных органов власти устанавливают порядок составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; вносят на рассмотрение и утверждение в представительные органы власти проекты бюджета, проекты изменений в бюджеты, отчет об их исполнении; вносят на рассмотрение представительных органов власти проекты решений, предусматривающих установление, изменение или отмену местных налогов, сборов, применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и неналоговых платежей; устанавливают порядок разработки прогноза социально-экономического развития Волгограда на очередной финансовый год и плановый период и долгосрочных муниципальных целевых программ (подпрограмм). - Законодательные (представительные) органы государственной власти. К их полномочиямотносятся: рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующего уровня, а также отчетов об их исполнении; осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов; формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов. - Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), к их полномочиям относятся: обеспечение составления проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разработка и утверждение методики распределения и (или) порядков предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечение исполнения бюджета и составление бюджетной отчетности; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; управление государственным (муниципальным) долгом. - Финансовые органы, их полномочиямив бюджетном процессе являются: составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); представление его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган; организация исполнения бюджета; установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы обязаны ежемесячно составлять отчет о кассовом исполнении бюджета. - Федеральное казначейство, его основная функцияв бюджетном процессе заключается в осуществлении бюджетных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. - Банк России, будучи участником бюджетного процесса, совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Кроме названных полномочий Банк России обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. - Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ. - Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Примеры ГРБС: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» и пр. - Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Примеры РБС: Городская Дума, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. - Главный администратор доходов бюджета – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России или иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета. Пример: Федеральная налоговая служба; Банк России; Комитет по управлению муниципальным имуществом; Департамент земельных ресурсов (в Москве). - Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ. Пример: ИФНС; бюджетные учреждения; ПФР, ФСС. - Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета. - Администратор источников финансирования дефицита бюджета – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. - Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Получателем бюджетных средств осуществляется непосредственное использование бюджетных средств и исполнение бюджетных обязательств.
|