Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура процесса впечатления.
Восприятие – форма отражения мира. Ассоциативное восприятие – это отражение в сознании связей феноменов, когда представление об одном вызывает ассоциативные ряды о другом/других. Ассоциативное восприятие всегда находится в динамической расширяющейся прогрессии: a. По сходству; b. По смежности; c. По контрасту. Аналоговое восприятие – это познавание феноменов (различных, не похожих, разнородных) по сходству, подобию, соответствию. Аналоговое восприятие вызывает эмоционально-чувственное или интеллектуальное отношение. Создает основу образного мышления. Восприятие создает условие рождения целостного образа, а так же ощущения и понимания этой целостности. Ощущение – форма отражения мира. Простейшие ощущения основываются на органах чувств или 9 анализаторах. Сложные ощущения основываются на казуальном рефлексе (интуиции), бессознательных и надсознательных процессах отражения и постижения. Эмоциональная окраска от восприятия и ощущения: a. Чувства; b. Эмоции; c. Настроения; d. Аффекты; e. Стрессы; f. Экстаз; g. Страсть; h. Катарсис. Переживание – это процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром, проходящий с эффектом целостного участия в психическом микромире человека как телесно-душевно-духовная целостность. 1. Переживание «дежа вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то переживании. 2. Переживание «жами вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то впечатлении. 3.Переживание сопротивления – как изначальное предощущение столкновения субъекта с непознаваемостью внешнего мира. 4. Переживания духовные. 5. Переживания интеллектуальные. 6. Переживания эстетические. 7. Переживания утилитарные. 8. Переживания рефлексивные. 9. Переживания моральные. 10.Переживания утрат/потерь – находок /приобретений. 11.Переживания победа/поражение. 12.Переживания взлеты/падения. Запечатление – это процесс сохранения, запоминания.
2. Качество впечатлений. Качество впечатлений и избирательность источников впечатлений зависит от: 1.Отношений к прошлому, настоящему и будущему через приоритеты: a. Ценно – не ценно; b. Безразлично – увлеченно; c. Пассивно – активно; d. Положительно – отрицательно; e. Важно – не важно. 2. Миропостижения. 3. Миропонимания. 4. Миросозерцания. 5. Мировосприятия. 6. Мироощущения. 7. Потребностей (ценностные ориентиры): a. Моральные ценности; b. Эстетические ценности; c. Социальные ценности; d. Личностные ценности; e. Утилитарные ценности. 8. Интереса – это участие в том, что возбуждает человеческое внимание, делает его заинтересованным и занимает его мысли и чувства: a. Материальный интерес; b. Потребительский интерес; c. Познавательный интерес; d. Духовный интерес; e. Рефлекторный интерес; f. Художественный интерес; g. Всеобщий интерес; h. Частный интерес; 9. Установка на «смысл жизни» т.е. личностная философия жизни: a. Поиск смысла. b. Отказ от поиска. c. Знание смысла. d. Принятие «на веру» знание смысла других. e. Отсутствие знания смысла. f. Отсутствие знания о существовании смысла. 10. Интеллект (сумма представлений). 11. Эстетический (художественный) вкус.
II. ВООБРАЖЕНИЕ.
Воображение (в психологии) – форма представления или предположения как обобщенное познание через процесс творчества. Относится к области преднаходимого. Создается на основе уже имевшихся восприятий, впечатлений, понятий и идеалов. Восприятие – образ настоящего. Память – образ прошлого. Воображение – образ будущего. Воображение бывает: 1. Репродуктивное (воссоздающее воображение) – создающее образы, соответствующие описанию их. 2. Творческое (моделирующее воображение) – создающее новые образы и понятия. 3. Произвольное (преднамеренное воображение) – создающее образы волевым началом. 4. Непроизвольное (спонтанное воображение) – создающее образы вопреки или без участия воли. Воображение (в искусстве) – способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать образы, модусы, топосы, атрибуты и модели бытия в соответствии с принципами художественно-духовного освоения Мира. Отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Цель творческого воображения – создание новой художественной реальности, инобытия. Творческое воображение характеризуется: a. Организованной направленностью; b. Спонтанной непредсказуемостью; c. Включенностью в реальную жизнь художника; d. Осознанием вероятности и необходимости. Творческое воображение выполняет: a. Поисковую, эвристическую функцию; b. Расширяет прогностические горизонты; c. Активизирует опережающее предвосхищение; d. Реализует отражение прошлого и будущего; e. Претворяет возможное и желаемое в осуществленное; f. Позволяет «видеть» Мир во всем его многообразии; g. Выполняет роль проводника архетипов и прототипов в открытое творческое сознание через интуицию. Творческое воображение осуществляется в различных формах: a. Агглютинации (создает инобытийные Миры и существа); b. Гиперболизации; c. Типизации; d. Символизации; e. Индексации. Творческое воображение существует только на уровне открытого сознания. III. ФАНТАЗИЯ.
Фантазия (в психологии) – это творческая сила воображения, изменяющая облик действительности, отраженной в сознании с характерной перестановкой элементов реальности. Активность фантазии спонтанна, она связана с одаренностью и опытом личности. Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней является игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия. Фантазия (по Юнгу) – это самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями коллективного бессознательного. Фантазия (в искусстве) – это творческая сила воображения, являющаяся элементом художественного творчества, выражающего в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения и создания чувственного воспринимаемого образа того, что в данном виде не встречается в действительности. Особенностью творческой фантазии является мечта – как игра рассудка или сознания с желаниями и зависимостями личности. Творческая фантазия играет важную роль в совершенствовании художественной формы и языка искусства. Творческая фантазия составляет фундаментальную основу творческой интуиции. Фантазм – это постоянный фон сознания и надсознательного как единство воображения, впечатлений и неосознанного желания осуществления. Театр фатазма (Ибсен, Метерлинк, Стриндберг, Пиранделло, О’Кейси, Уильямс, Олби, Адамов и др.) – это театр, где представление, становясь непосредственной транскрипцией воображаемого в пространстве, отрицает себя как представление.
IV.ИНТУИЦИЯ.
Интуиция (в психологии) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств, т.е. это непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира. Имеется две формы интуиции: a. Каузальный рефлекс – непосредственное (без участия понятий) отражений связей. b. Неосознанное мышление на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщений и опыта. Интуиция (в искусстве) Лосский. a. Чувственная интуиция (иллюзии, галлюцинации, ясновидение, предчувствие); b. Интеллектуальная интуиция (осознание смысла, идеи, нового); c. Творческая интуиция (видение топосами тропами); d.Мистическая интуиция. Бергсон. a. Интуиция противоположна – рацио, рассудку и чувственному восприятию; b. Единственный стимул творчества. Кроче. a. Способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное; b. Интуитивизм – наука о выражении. Платон. a. Утверждение неразумного состояния художника в момент творчества. Шопенгауэр. a. Интуитивное искусство более глубоко проникает в суть бытия, чем рассудочное, рациональное искусство. Гуссерль. a. Творческая интуиция – высшая форма познания, безграничное созерцание, полное слияние субъекта с объектом, слияние с Миром и его отражение; b. Творческая интуиция всегда формообразующая. Творческая интуиция – непосредственное усмотрение, осознание и постижение скрытого ценностного смысла в явлениях и феноменах действительности и необоримое стремление отразить постигнутое.
V. ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Импровизация – творческий акт создания художником произведения искусства, в момент исполнения без предварительной подготовки; это экспромт, фантазия на заданную тему. Импровизационность изначально присуща природе истинного актерского искусства. Существует множество степеней театральной импровизации: a. Придумывание текста на основе четкой сюжетной канвы; b. Драматическая игра на заданную тему; c. Пластическая импровизация при отсутствии модели; d. Импровизация вопреки условности и правилу; e. Вербальная деконструкция (отступление от текста); f. Поиск нового «физического языка»; g. Поиск нового «вербального выражения»; h. Экспрессионизм тела; i. Спонтанные репризы и т.д. Импровизация обусловлена высоким исполнительским мастерством, подлинно творческим опытом, развитым творческим воображением, творческой интуицией, чувством целого и композиции художественного произведения.
|