Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
Экспликация – это план реализации анализа и режиссерской идеи в конкретную сценическую форму.
1.Режиссерская тенденция. 1.1. Мировоззренческая идея. 1.2. Сверхзадача спектакля. 2. Режиссерская концепция. 2.1. Творческая идея (выбор режиссерской системы). 3. Режиссерская трактовка. 3.1. Художественная идея. 3.2. Режиссерская поэтика. 3.2.1. Идиофоника. Режиссерская идиофоника – это аудиовизуальный и интонационный строй сценического высказывания. 3.2.2. Стилистика. Сценическая стилистика – свойства и особенности сценических форм художественного выражения образного содержания спектакля. Художественная выразительность образа зависит от мотивированности в конкретном контексте использованных автором выразительных средств. Для художественной выразительности типично непрерывное (динамическое) использование средств выразительности (языка) подчиненной задачам воплощения режиссерского замысла. В сценических формах выражения (стилистике) выразительные средства (язык) выступают не только в качестве средства отображения бытия сценической истории, но и в качестве предмета изображения (как самостоятельной эстетической ценности) в их отборе, сочетании, преображении и употреблении в композиции спектакля. Стилистика – это изобразительно-экспрессивное построение сценического представления. В стилистику также входят: a. Лексика – отбор выразительных средств; b. Морфология – значение выразительных средств; c. Синтаксис – соединение выразительных средств. 3.2.3. Топика. 3.3. Синтагма. 3.4. Установление правил театральной игры. 3.5. Установление принципов сценической игры. 3.6. Установление манеры актерской игры. 3.7. Установление меры условности сценического высказывания. 3.8. Распределение ролей. 3.8.1. Совпадает ли природа темперамента актера и персонажа. 3.8.2. На сколько роль в творческих и выразительных возможностях актера. 4. Режиссерская интерпретация. 4.1. Организация театрального пространства. 4.2. Организация театрального времени. 4.3. Постановочная парадигматика. 4.4. Принципы организации сценического действия. 4.5. Отбор и моделирование комбинаций случайностей, коллизий, перипетий, интриг и ходов для воплощения сценической истории. 4.6. Моделирование событийного ряда, ситуаций, положений и акциональных цепочек. 4.7. Отбор и организация интонаций всего спектакля и каждого режиссерского эпизода. Коллизия – это столкновение, противоречие, борьба действующих сил; подразумевает масштабность, глобальность этих противоречий, чаще всего исторических. Перипетия – это следствие вторгающегося в действие случая и сопричастна категории возможного. Перипетия – структурообразующий компонент драмы, особенно с ярко выраженной интригой. Это резкая, неожиданная перемена в судьбе персонажей, а так же взлеты и падения действия (препятствия, приключения), неожиданное, невероятное появление персонажа. С помощью действия, насыщенного поворотными событиями, жизнь познается как прихотливая с резкими сменами стечений обстоятельств, а люди предстают при этом подвластными судьбе, полной неожиданностей. Катастрофа – это момент или период в жизни героев характеризующийся остро кризисным положением. Интрига – это сложное, напряженное сплетение действий персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок и сокрытия намерений. Интонация – это одно из выразительных средств в сценическом искусстве, которое: a. Организует сценическое высказывание для восприятия, расчленяя последнее сообразно смыслу на эпизоды, куски, части фразы; b. Выражает конкретный смысл любого высказывания; c. Сообщает куску, фразе и т.д. конкретную целеустановку, т.е. оттенок значения: повествовательный, вопросительный, побудительный, восклицательный и др.; d. Выявляет эмоциональную природу, ведущее состояние: торжественное, интимное, насмешливое, гневное и др.; e. Соответствует смыслу высказывания или противоречит ему (подтекст/второй план); f. Несет в себе, как и жанр, принцип синтагмы. 4.8. Отбор и организация выявления модусов и атрибутов сценического произведения. 4.9. Организация темпа и ритма сценического высказывания. 4.10. Моделирование атмосферы сценической истории. Атмосфера сценической истории – это качество окружающей действительности или предлагаемых обстоятельств, отраженное в сценическом отношении и оценке факта через единичное, обыденное, всеобщее зрителей и персонажей и связанное с их жизненным опытом через аналогии и ассоциации; реализуется в эмоциональной сфере, в линии поведения персонажей и в темпоритмическом построении атмосферного эпизода. 4.11. Решение сценографии сценического произведения. 4.11.1. Сценический образ 4.11.2. Грим. 4.11.3. Костюмы. 4.12. Решение музыкально-шумового оформления спектакля. 4.13. Решение светового оформления спектакля. 4.14. Режиссерская трактовка ролей. 4.15. Организация структуры и определение функций персонажей в сценической истории. 4.16. Определение взаимодействия между актером и персонажем. 4.17. Определение персонажей осуществляющих ведущее стремление-цель, т.е. ведет линию идеи. 4.18. Определение персонажей сохраняющих и развивающих линию конфликта. 4.19. Определение сценической задачи на каждый режиссерский эпизод. 4.20. Организация единства статичных и динамичных искусств в синтезе и потоковости сценического произведения.
Приложение к экспликации. 1. Эскиз сценографического решения. 2. Эскизы костюмов, причесок и грима. 3. Эскизы афиши и программы спектакля. 4. Макет сценографии. 5. Выписка реквизита. 6. Партитура света. 7. Партитура музыкального оформления. 8. Партитура шумов. 9. Режиссерский экземпляр пьесы.
|