Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6..






ТРИАДНОСТЬ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Проблема, рассмотрению которой посвящена настоящая глава, имеет чрезвычайное значение в понимании конкретных реалий театрального искусства и степени всеобщности, обнаруживаемых при этом закономерностей.

Принципы троичности позволяют более полно выявлять системность в комплексе важнейших, связанных с поэтикой сценического произведения понятий. Естественность обращения театра к триадным системам обуславливаются основными двумя причинами. Одной из них является необходимость применения тех троичных систем, которые характеризуют способ существования сценического произведения в трехмерном пространственно-временном континууме сцены. Другой, еще более существенной причиной, является фактор субъективности художественного творчества – присутствие в нем человека, как меры всех вещей, воспринимающего мир трехмерно.

Еще в античной философии категории могли рассматриваться и вполне самостоятельно, и в составе полярных пар, и в триадическом единстве.

В трансцендентальной логике Канта триадическое деление категории было противопоставлено дихотомическому делению, принятому в формальной логике. Исходя из утверждения о синтетической природе знаний, Кант выделил четыре группы суждений, каждая из которых представляет триаду, образуемую двумя противоположными категориями и третьей, которая «…возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса». /Кант/

1. По количеству (общее – частное – единичное).

2. По качеству (утвердительное – бесконечное – отрицательное).

3. По отношению (категорическое – гипотетическое – разделительное).

4. По модальности – т.е. степени истинности- проблематическое (допускающее возможность), ассерторическое (констатирующее), аподектическое (достоверное).

В послекантовский период идее триадичности особое значение придает Гегель. Именно Гегелем был введен и сам термин «триад а», выражающие трехступенчатость всякого процесса развития, в том числе и развития понятия. Он раскрывает содержание различных триад: качество – количество – мера, единичное – особенное – общее, тезис - антитезис – синтез.

Следует особо выделить проблему рациональности иррационального в троичном способе осмысления и отражения мира, столь существенную для механизмов художественного творчества. За противопоставлением этих категорий стоит традиционная для европейской культуры концепция «двух логосов»: логоса дискурсивности – понятийного мышления, опирающегося на закрепленности значений элементов языка, и логоса континуальности – интуитивного «надлогического» мышления. Диффузия этих сфер мышления, ставшая особенно заметной в современной культуре, стимулирует поиск адекватных определений. Здесь может служить термин «рефлективное мышление» - бинарное управление континуальным потоком мысли. Основные моменты в переосмысливании соотношения рационального и иррационального видятся в единстве триады: «периферийность иррационального – актуализация иррационального – рационализация иррационального».

Тенденция перехода от полярности к триадичности характеризует и современные работы по психологии. В ходе научных исследований была выявлена возможность не только антагонизма, но и синергизма (сотрудничества) между сознанием и бессознательным (интуицией, с одной стороны, и сознанием и рассудком – другой), т.е., открыто некое новое измерение психической реальности. Фрейд предположил и обосновал трехчленную систему: «бессознательное – подсознательное – сознание». Плодотворная идея триады была творчески развита и школой академика Узнадзе. Исследуя триаду отношений –«психика – деятельность – личность», психолог сформулировал новую триаду: «до-сознательное (установка) – сознание – надсознательное».

Кроме двух основных типов мышления – анализ и синтез, современные психологи определили третий тип – синкретизм. Триада «синкрезис – анализ – синтез» сформулирована в линейной традиции, выражающейся в рассмотрении причинно-следственных связей элементов триады.

Триады имеют возможность развиваться как линейно, так и циклично, замкнуто, ступенчато, спиралевидно, многопланово.

 

ТИПОЛОГИЯ ТРИАД

 

1. Типы философского отражения.

 

Качество – количество – мера.

Эмпирия – умозрение – теория.

Цель – средство – результат.

Единичное – особенное – всеобщее.

Необходимость – случайность – возможность.

Истинно – ложно – возможно.

Истинно – ложно – неопределенно.

Истинно – ложно – бессмысленно.

Возможно – неопределенно – бессмысленно.

Элементы – структура – система.

Изменчивость – устойчивость – движение.

Тождество – противоположность – противоречие.

Тезис – антитезис – синтез.

Синкрезис – анализ – синтез.

 

2. Типы субъективного отражения.

Рациональное – эмпирическое – иррациональное.

Реальное – воображаемое – символическое.

Иррациональное – рациональное – эмпириосимволическое.

Бессознательное – самосознательное – надсознательное.

Сциентизм – экзистенциализм – неотомизм.

Рациональное – иррациональное – эзотерическое.

Рациональное – экзотерическое – эзотерическое.

Субъективное всеобщее – субъективное индивидуальное – внесубъективное.

Персональное – личностное – индивидуальное.

Рефлексивное сознание – внерефлексивное сознание – бессознательное.

Миросозерцание – миропонимание – мировоззрение.

Пребывание – восприятие – постижение.

Тождественность форм мысли и языка на уровне рассудка – распадение тождества – новое тождество на уровне расширенного сознания.

 

3. Триада сверхсистем искусства.

Идеациональная (как вверху – так и внизу) – идиалистическая (как внизу – так и вверху) – чувственная (здесь как здесь).

 

4. Триады принципов творчества.

Творец – хранитель – разрушитель.

Творец – хранитель – воссоздатель.

Впечатление – озарение – воплощение.

Ожидаемое – реальное – невозможное.

Познанное – постигнутое – отраженное.

 

5. Триединство принципов бытия художественного произведения.

Создание – сохранение – возрождение.

 

6. Типы художественного триединства.

Событийное – социальное – философское.

Социальное – философское – духовное.

Сиюминутное – временное – вечное.

Стереотип – прототип – архетип.

Знак – знамя – знамение.

Текст – театр – зритель.

Содержание – значение – смысл.

Идея – содержание – форма.

Синтаксис – семантика – прагматика.

 

7. Триада соотношений Абсолютной Идеи и ее внешнего образа в сценическом искусстве.

Символическая художественная форма (Образ лишь намекает на Идею) – классическая художественная форма (Образ и Идея находятся в гармонии) – романтическая художественная форма (над Образом преобладает Идея).

 

8. Типы художественной направленности.

Мировоззренческая идея – творческая идея – художественная идея.

Идея проблемы (история героя / антигероя) – идея героя / антигероя – идея окружения / обстоятельств героя / антигероя.

Идея борьбы – идея обстоятельств – идея атмосферы.

 

9. Триада обусловленности художественной «точки зрения».

(Триада частной поэтики.)

Композиция – «Модель Мира» - «Образ автора».

 

10. Типы триединства архетипов.

 

A. Архетемы.

Добро (отказ от зависимости) – Зло (пребывание в зависимости) – Страх (осознание зависимости).

Искупление – подвижничество – водительство.

Избранник – жертва – подвиг.

Герой – антигерой – победа / поражение.

Эволюция – инволюция – распад.

Восхождение – нисхождение – пребывание.

Сохранение – созидание – разрушение.

Феномен – ноумен – тайна.

Невежество – знание – истина.

Радость – горе – бесчувственность.

 

B. Археформы.

Воля – ощущение – постижение.

Линия – треугольник – квадрат.

Точка – круг – спираль.

Шар – конус – пирамида.

Упорядоченность – хаотичность – становление.

 

C. Архетипы.

Герой – антигерой – скиталец.

Светлый – темный – серый.

Обретший – отпавший – ищущий.

Вестник – пророк – мессия.

София – берегиня – грешница.

Мать – отец – дитя.

Жена – любимая – одинокая.

Муж – любимый – отверженный.

Он – она – третий / ья.

Дети – родители – учителя.

Друзья – враги – сотрудники.

Ведомый – ведущий – независимый.

Персона – личность – индивидуальность.

 

11. Типы художественной целостности.

Initio – motus – terminus (I: M: T).

Образ – экспрессия – развитие.

Жанр – направление – акция.

Инобытие /иная реальность/ - композиция – интериоризация.

Самодостаточность – целостность – гармоничность.

Суть – принцип – возможность.

 

12. Триада Закона соответствия.

Место – время – возможность.

 

13. Типы художественного отражения.

Эпос – драма – мистерия.

Отражение – воплощение – восприятие.

Объект – интерпретант – знак.

Обозначаемое – обозначающее – смысл.

Образ – эмоция / чувство – мысль.

Характер – страсть – мысль.

Впечатление – воображение – форма.

Сиюминутное – следовое – опережающее.

Общественное / социальное – групповое / родовое – личностное / -индивидуальное.

Психическое – этологическое – физиологическое.

Метафора – аллегория – символ.

Иконический знак – индекс – символ / код.

Проблематика сего дня (тема) – проблематика временного (идея) – проблематика вечного (сверхзадача).

 

14. Типы художественного воплощения.

/Триады принципов композиционного построения/.

Начало – середина – конец.

Импульс – движение – завершение.

Контекст – семантика – тектоника.

Функция – синтаксис – композиция.

Экспозиция – разработка – реприза.

Пространство – движение – время.

Импульс – нарушение равновесия – восстановление равновесия.

Созерцание – осмысление – действие.

Действие – противодействие – преодоление.

Поступок – переживание – размышление.

Причина – следствие – поиск.

Монолог – диалог – полилог.

Вертикаль – глубина – горизонталь.

Вхождение – пребывание – выход.

Особенности – различия – дополнения.

Накопление – выявление – отстранение.

Цель – приспособление – акция.

С кем / чем борюсь – для чего борюсь – за что борюсь.

 

15. Триада целеустановки в сценической игре.

A. Через самовыражение, самодемонстрацию.

B. Через отражение, воссоздание.

C. Через постижение, самопознание, самомоделирование.

 

16. Системы триединства триад коммуникации.

A. Прием (Мимесис – имитация – игра).

B. Способ (Ассоциаций – аналогий – подобий).

C. Цель (Отражение – моделирование – постижение).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал