![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Состав реквизитов организационно-распорядительных документов. Требования к бланкам документов.
Изучение темы вновь следует начать с терминологического стандарта ГОСТ Р 51141-98, зафиксировавшего следующие термины и определения: оформление документов – проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования; реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа; формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определённой последовательности; бланк документа – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.
Как уже отмечалось, основополагающим государственным актом, закрепляющим требования к оформлению документов, является ГОСТ Р 6.30 -2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Несмотря на рекомендательный характер стандарта, реализация его положений при оформлении документов способствует сокращению затрат времени на их создание и обработку, способствует приданию документам юридической силы. (см. раздел 1, тема 2). На основании ГОСТ с учётом своей специфики каждая организация разрабатывает свою инструкцию по делопроизводству (регламенты, правила), которая после её утверждения руководителем приобретает силу нормативного акта для всех сотрудников. В стандарт включено 30 реквизитов (см. ГОСТ, раздел 2). Для изучения их состава можно обратиться и к таблице, предложенной в учебном пособии «Делопроизводство» под редакцией профессора Т.В. Кузнецовой (с.106-108). Таблица построена на основе условного деления реквизитов на три группы:
1 2 3 Государственный герб Автор документа Адресат (15) (01) (наименование органи- зации (08)
Герб субъекта РФ (02) Регистрационный номер документа (12) Эмблема организации Дата документа (11) Ссылка на регистраци- или товарный знак оный номер и дату (знак обслуживания) документа (13) (03) Код организации (04) Гриф утверждения Резолюция (17) документа (16) Основной государст- Текст документа венный регистрацион- (20) ный номер (ОГРН) (05) Идентификационный номер налогоплатель- щика/код причины постановки на учёт (ИНН/КПП) (06) Код формы докумен- Подпись (22) Заголовок к тексту та (07) (ограничительная отметка) (18) Наименование органи- Гриф согласования Отметка о контроле зации (08) документа (23) (ограничительная отметка) (19) Cправочные данные Оттиск печати (25) Отметка о наличии об организации (09) приложения (21) Наименование вида Визы согласования документа (10) документа (24) Место составления Отметка о заверении или издания доку- копии (26) мента (14) Ограничительная Отметка об исполни- отметка для даты теле (27) документа (11) Ограничительная Отметка об исполне- отметка для регист- нии документа и рационного номера направлении его в де- документа (12) ло (28) Ограничительная Отметка о поступле- отметка для ссылки нии документа в орга- на регистрационный низацию (29) номер и дату доку- мента (13) Ограничительная Идентификатор элек- отметка для рекви- тронной копии доку- зита адресат (15) мента (30) Ограничительная отметка для разме- щения заголовка к тексту (18)
Документа, который бы содержал все тридцать реквизитов, не существует. Для каждого организационно-распорядительного документа существует свой набор реквизитов. Требования к их оформлению изложены в третьем разделе стандарта. Для определения места расположения реквизитов в ГОСТ Р 6.30-2003 в приложении А помещено две схемы: -А.1 – Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 углового бланка; -А.2 – Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 продольного бланка.
Подробнее следует остановиться на требованиях, предъявляемых к бланкам организаций, но сначала необходимо уяснить, что каждая организация разрабатывает свои бланки. Они придают документам официальный характер, их применение сокращает время и трудозатраты на создание и обработку документов, повышают культуру управленческого труда. ГОСТ устанавливает два стандартных формата бланков документов – А4 (210+297 мм) и А5 (148+210 мм). Для любого документа (в том числе и изготовленного не на бланке) предусмотрены поля не менее: 20 мм – левое; 10 мм – правое; 20 мм – верхнее; 20 мм – нижнее. Бланки могут быть изготовлены типографским способом, средствами оперативной полиграфии, а также при помощи компьютерной техники. В соответствии с ГОСТ (п. 4.6) для организации, её структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков: -общий бланк; -бланк конкретного вида документа; -бланк письма. На общем бланке изготавливают любые виды документов, кроме писем. От бланка конкретного вида документа общий бланк отличается отсутствием реквизита «вид документа». Общий бланк, бланк конкретного вида документа и бланк письма помещаются в соответствующий раздел инструкции по делопроизводству. Бланки структурного подразделения и должностного лица создаются по усмотрению организации. Состав всех реквизитов и ограничительных отметок, которые могут быть воспроизведены на бланках, показан в первой графе таблицы, расположенной выше. Далее необходимо остановиться на составе реквизитов каждого вида бланка (см. ГОСТ, п. 4.7). После усвоения этого материала можно, наконец, разобраться с вариантами расположения реквизитов на бланках. ГОСТ устанавливает два варианта расположения реквизитов на бланке: угловой и продольный. При угловом расположении реквизитов они помещаются в левом верхнем углу листа (ГОСТ, схема А1), при продольном – вдоль границы верхнего поля (ГОСТ, схема А2). Кроме видов бланков и вариантов расположения реквизитов на них необходимо усвоить способы расположения реквизитов. В соответствии со стандартом наименование организации и др. необходимые данные в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов: - центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов); - флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов). Рассмотрим ряд конкретных примеров.
Образец общего бланка с продольным расположением реквизитов, размещённых центрированным способом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
|