![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И Общество Thule
Зеботтендорф присоединился к vцlkisch движению уже на последних этапах войны, но жизнь его до этого тоже весьма важна. В сравнении с выдающимися vцlkisch агита- торами, Зеботтендорф выглядел просто космо- политическим авантюристом. Его вечная тяга к темным делишкам, к шпионажу, к хитрости и уверткам составила ему репутацию опытного ловкача. Сын прусского рабо- чего, Зеботтендорф рано порвал со своим прошлым - сначала ушел в море, потом работал на Среднем Востоке. Если внимательно всмотреться в приключения его мо- лодости, можно лучше понять, какой жизненный опыт определил его будущие взгляды, позволившие ему сыг-
рать немаловажную роль в мюнхенских контррево- люционных событиях 1918 и 1919 годов.(1)
Человек, называвший себя барон Рудольф фон Зе- боттевдорф, был, как это" часто случается с ариософистами, которыми он восхищался, не более чем самозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875 в Hoyerswerda, торговом городе Саксонии, расположенном к северо-востоку от Дрездена. Его отец - Эрнст Рудольф Глауэр был железнодорожником, мать звали Кристиан Генриетта, урожденная Мюллер. При крещении ребенок получил имя Адам Альфред Рудольф Глауэр. В соот- ветствии с его полувымышленной автобиографией, се- мейство Глауэр по мужской линии происходило от фран- цузского солдата-лейтенанта Торра (1789-1821), подобранного после боя при Кацбахе (1813) у деревни Альзенау (Ольшаника) в восемнадцати километрах к северо-востоку от Ловенберга в Прусской Силезии. Этот француз и был прадедушкой Рудольфа Глауэра. Topp женился на дочери местного крестьянина и в 1818 она родила ему сына, который, в свою очередь, женился в 1845 и погиб в уличной перестрелке в Берлине во время революции 1848 года. Как коренные жители Силезии, члены семьи отличались крайне прусскими политическими взглядами: может быть по этой причине имя Topp было сменено ими на Глауэр. Эрнст Рудольф Глауэр родился приблизительной 1846 и участвовал в Австро-прусской кампании 1866 года, и в Франко-прус- ской войне. Оставив армию в 1871, он принял назначение на железную дорогу в Hoyerswerda. Умер он в июне 1893, оставив осиротевшему сыну средства, достаточные для того, чтобы завершить среднее образование и начать учиться на инженера.
-------------------------------------- (1) Прежде чем приступить к исследованию этого периода его жизни, необходимо указать на использованные источники. Помимо официальных документов, свидетельствующих о рождении, вступлении в брак, местожительстве, все сведения о нем появляются только после 1918 года. Имеется краткий биографический очерк в Astrologisches Lexicon Эрнста Тьеде, а кроме того два полуавтобиографических романа: Эрвин Халлер (1918-1919) и Талисман розенкрейцеров (1925). Эти труды содержат преимущественно вымышленный материал, но в них также упоминаются точные даты и события, что оправдывает обращение к ним как к историческим источникам, при соблюдении известных предосторожностей. Что касается раннего периода жизни Зеботтендор- фа, информацией о нем я обязан неопубликованной рукописи Эллика Хау (Ellic Howe). " Рудольф Фрайхерр фон Зеботтендорф", копия которой хранится в Институте Истории, в Мюнхене. ----------------------------------
Биографические подробности у Тьеде указывают на то, что молодой Глауэр поступил- в Техническую Школу Ильменау, тогда как автобиография утверждает, что его жизнь началась с практической работы в инженерной фирме Дж. Е. Кристофа в Niesky. Затем мы встречаем Глауэра, остановившимся в гостинице Кобленца со ста- рыми друзьями недалеко от Hoyerswerda во время рож- дественских каникул второго семестра Политехнического факультета Берлин-Шарлоттенбург. Он упоминает о том, что не видел своих друзей два года. Если взять за точку отсчета 1893 год (год смерти отца), то получается, что речь идет о Рождестве 1896 года, несколько недель спустя после его 21-летия. Близящийся конец века также может служить причиной необходимости посещения Hoyerswerda. Глауэр оставался в Берлине до конца лет- него семестра, а затем 1 октября 1897 подал прошение о поступлении на годичную службу во флот. Но ему было отказано по медицинским соображениям: у Глауэра была склонность к грыже. Тогда Глауэр отправился в Ганновер и занимался там частным преподаванием до марта 1898. Но ему пришлось оставить и этот пост, после того как он позволил себе предосудительное путе- шествие с матерью своих учеников в Ниццу, Монте-Кар- ло, Геную и Люцерну.
Поскольку Глауэр не завершил своей учебы, он не мог надеяться на хорошее место в Германии. Кроме того, подобно многим своим ровесникам на родине он чувст- вовал себя как в клетке и потому решил отправиться в море. Подписав контракт на шесть месяцев, он нанялся кочегаром на судно H. H. Meier водоизмещением 5140 тонн, вышедшее 2 апреля 1898 из Бремерхэвена в Нью- Йорк и вернувшееся в Бремерхэвен 3 мая. В сентябре 1899 он нанялся на судно S. S. Ems (4912 тонн). А когда этот корабль остановился в Неаполе по пути в Нью-Йорк, Глауэр узнал о том, что имеется место электрика на борту судна " С. С. Принц Регент Леопольд" (6288 тонн). Поскольку " Принц Регент" свой первый рейс совершал в Сидней, Глауэр решил воспользоваться случаем и посетить Австралию. Он уволился с Эмса и после не- скольких дней ожидания вышел из Неаполя на " Принце Регенте" 15 февраля 1900 года. Во время путешествия один из моряков уговорил Глауэра покинуть корабль и попытать счастья в поисках золота в Западной Австралии. После остановки во Фримантле 13 марта Глауэр и его друг отправились через Южный Крест и Кулгардье к цели их предприятия - в Северный Кулгардье Годфилд, на восточной окраине Великой Пустыни Виктория. Это приключение было прервано смертью друга в июне. Гла- уэр вернулся во Фримантль для того, чтобы сесть на корабль, идущий в Египет, куда он имел рекомендатель- ное письмо, данное ему Парсеем в Кулгардье. Так за- кончился морской период Глауэра - время, отмеченное чужеземными приключениями, юношескими амбициями и опытом работы на больших современных кораблях.
Прибыв в Александрию в июле 1900, Глауэр на- правился прямо в Каир, для встречи с Гуссейном Пашой, влиятельным турецким землевладельцем, состоявшим на службе в Khedive Abbas Hilmi. Если верить Тьеде, Глауэр проработал в службах Khedive с 1897 по 1900 в качестве инженера; в соответствии же с " талисманом розенкрей- церов" Глауэр менее месяца провел в Каире и отправился в Константинополь, поскольку Гуссейн Паша лето про- водил в своем турецком доме на азиатском побережье Босфора. В отсутствии убедительных доказательств, до- статочным будет утверждение о том, что Глауэр провел в Египте столько времени, сколько нужно было для того, чтобы узнать его людей и культуру. Все еще вы- плачивавший значительные суммы султану Оттоману, Египет к концу 1890-х все же стал преуспевающей стра- ной после удачного англо-египетского кондоминиума, ус- тановленного в 1882 с целью сохранения стабильности в стране и охраны власти Khedive от фракционных раз- доров, использующих экономику ради своей выгоды. Сэр Эвелин Баринг, служивший британским консулом, писал в 1901 году, о " фундаменте, на котором держится бла- госостояние и материальное благополучие цивилизован- ных обществ... институт рабства Corvee (неоплачиваемый труд) практически исчез". Но за этот прогресс тоже надо было платить. Глауэр получил здесь свои первые впе- чатления о развивающихся странах, познакомился с проб- лемами, которые влечет за собой вестернизация, с воз- можными религиозными и националистическими реакциями.
В конце июля 1900 года Глауэр совершает тыся- чемильное путешествие из Александрии в Константино- поль через Пирей и Измир. Прибыв на Золотой Мыс, он находит каик и переплывает Босфор, направляясь во владения Гуссейна Паши в Кувуклу около Бейкоца. До сих пор намеревавшийся вернуться домой, чтобы про- должить обучение, Глауэр оказывается настолько покорен страной, ее обычаями, гостеприимством хозяев, что реша- ет остаться. Он изучает турецкий язык у имама в мечети Бейкоца и знакомится с обычаями во время частых поездок в Стамбул: в октябре 1900 он принимает пред- ложение проработать год надсмотрщиком в анатолийских поместьях Гуссейна около Бандирмы и в Ениклоу около Бурсы. Эта обширная территория располагалась на под- ножиях горы Олимп, здесь жили турки, возвратившиеся из бывших оттоманских провинций Болгарии. Глауэр собирался построить здесь современные дома, на смену жалким хижинам, в которых они там жили. Уже были организованы маленький кирпичный завод и лесопилка. Кроме того, он собирался заняться выращиванием туто- вых деревьев для разведения шелковичных червей и выращиванием ореховых деревьев для европейской шо- коладной промышленности. Контракт с фирмой Nestle был подписан и уже строилась дорога из деревни в Бурсу.
Помимо технического и организаторского освоения Турции, Глауэр здесь серьезно увлекся оккультизмом. Интерес к экзотической религии уже родился в нем, когда он наблюдал безумствующих дервишей из секты Nevlevi и посещал пирамиды Хеопса в Эль-Гизе в июле 1900. Его компаньон Ибрагим рассказывал ему о космо- логическом и нумерологическом значении пирамид и разбудил в Глауэре любопытство по отношению к тай- ному знанию древних теократий. Гуссейн Паша, его богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и обсуждал вопросы веры с Глауэром. В Бурсе он позна- комился с семьей Термуди, греческими евреями из Са- лоники. Старый Термуди ушел от дел и целиком посвятил себя изучению Каббалы и коллекционированию алхимических и розенкрейцеровских текстов, в то время как его старший сын Абрахам управлял банком в Бурсе, а младший - его филиалом в Салонике. Помимо банка, семья Термуди занималась шелковичным делом. Термуди были франкмасонами и принадлежали ложе французский Ритуал Мемфиса (Frinch Rite of Memphis), проникшей в Левант и на Средний Восток. Глауэр был посвящен в ложу старым Термуди и впоследствии унаследовал всю его оккультную библиотеку. В одной из этих книг Глауэр нашел пометки, сделанные рукой Гуссейна Паши, они касались тайных мистических культов традиционных исламских алхимиков, все еще практикуемых Baktashr сектами дервишей. Когда Глауэр вернулся в Турцию в 1908 году, он продолжил занятия исламским мистицизмом, который, по его мнению, имел общие арийские корни с немецкими рунами.
Ход событий в " Талисмане розенкрейцеров" застав- ляют думать, что Глауэр оставался в Ениклоу вплоть до 1908 года, после чего поехал в Константинополь, но официальные документы свидетельствуют об обратном. Существует запись о том, что с сентября 1902 по апрель 1903 он жил в Мюнхене, а затем отправился в Probstrella, маленькую деревню в Тюрингаи. Он утверждал, что был монтером по профессии. Другая запись также подтвер- ждает его пребывание в Германии после 1901. 25 марта 1905 года в Дрездене Глауэр женился на Кларе Восс, дочери саксонского фермера из Bischofswerda.. Но союз оказался непрочным, 5 мая 1907 в Берлине пара была разведена. Несколько лет спустя газеты сообщили о том, что Глауэр предстал перед судом по обвинению в под- делывании денег и других жульничествах. Глауэр кос- венно упоминает об этом инциденте, когда описывает размышления над своим жизненным выбором в Кафед- ральном Соборе Фрайбурга в 1908 году - возможно эти столкновения с властями и послужили причиной его решения оставить Германию.
В конце 1908 Глауэр снова был в Константинополе. В " Эрвине Халлере" (1918-1919) описано железнодо- рожное путешествие в сентябре из Бреслау в Констанцу, тогда как на самом деле он прибыл в столицу на румын- ском судне. Судя по роману, по-видимому Халлер/Глауэр имел экономические виды на июльскую революцию Мо- лодой Турции, установившей конституционную мо- нархию и парламентское право. В Константинополе он установил контакты со швейцарскими и немецкими фирмами по поводу импортной торговли, а также раз- работал проект Багдадской железной дороги с финансированием немецкой стороной, но при этом не смог найти работы для себя. Только случайно он на- ткнулся на временное место учителя в колонии кье- ванских евреев на склонах Алем-дага в 30 километрах от Скутари. На пасху 1909 он вернулся в Константино- поль и стал свидетелем реакционного переворота султана Абдул-Хамида II, низложенного прошлым летом. После нескольких дней кровавой борьбы Молодая Турция вер- нула себе власть и выслала султана. Здесь стоит упомя- нуть о том, что масонская ложа, в которую Глауэр вступил в Бурсе в 1901 послужила остовом для дорево- люционного Тайного Общества Единства и Прогресса, основанного турками Салоники в целях воспитания либе- рального сознания в условиях тиранического режима сул- тана.
Учитывая неизменный интерес Глауэра к вес- тернизации Турции, трудно объяснить его реакционную политическую позицию в эпоху распада старого порядка и революции в Германии. Известно, что Глауэр читал лекции на эзотерические темы в своем доме, в одном из районов Константинополя, а затем в декабре 1910 основал мистическую ложу. В это время он писал иссле- дование о дервишах Baktashf, противоречиво мистическом ордене, широко распространенном и очень влиятельном в Турции: предание связывает его происхождение с яны- чарами - основной силой поддержания турецкого господ- ства на Балканах в Средневековье. Существовала также связь между орденом Baktдshr и европейским франкма- сонством. Религиозная ориентация первоначально опре- деляла собой и политические взгляды Глауэра: антима- териализм паноттоманского мистицизма, алхимия, розен- крейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к большевикам, воплощающих в себе апофеоз ма- териализма, - все это привело его к исключительно антидемократическим идеям. Его политическое мировоз- зрение нашло историческую параллель в фигуре короля Фридриха Вильгельма II, бывшего мистическим иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрей- церов, который сопротивлялся рациональным и осовре- менивающим влияниям Просвещения (Пруссия, 1780-е гг.).
Это сплетение политико-религиозных мотивов могут объяснить и фантазии Глауэра об аристократическом происхождении. История принятия имени и титула " Зе- боттендорф фон дер Роз" заслуживает внимательного рассмотрения, как и исследование генеалогии этой семьи: любой факт здесь может помочь пролить свет на крайне темный вопрос. По одной версии, Глауэр утверждал, что он натурализовался как турецкий гражданин в 1911 году, а затем был усыновлен экспатриированным бароном Генрихом фон Зеботтендорф по турецким законам. По- скольку этот акт не был признан в Германии, новоиспе- ченный Рудольф фон Зеботтендорф был вторично усы- новлен Зигмундом фон Зеботтендорф фон дер Роз (1843- 1915) в Висбадене в 1914 году и немного позже в той же мере - его вдовой Марией в Баден-Бадене. По другой версии, Глауэр натурализовался и был усыновлен американцем, носящим такое имя в Константинополе в 1908 году. Хотя усыновление могло приобрести силу только с позволения Кайзера, отношения Глауэра с Зе- боттендорфами подтверждаются этой семьей. В погре- бальном извещении Зигмунда Рудольф Фрайхер фон Зе- боттендорф и его вторая жена, Фрайфрау Анна, записаны как скорбящие кузены.
В начале Средних Веков фамилия Зеботтендорфов владела несколькими деревнями на Балтийском побе- режье. Один из предков семьи служил дипломатом при императоре Отто II (умер в 983), от которого получил звание рыцаря империи и герб с ветвью циннамона. К концу XII века балтийское семейство перебралось на юг Силезии, в район преимущественно славянских посе- лений, тогда колонизированных немецкими рыцарями и крестьянами. С XIII по XVI век семейство процветало, возникли по меньшей мере четыре новых линии, члены его занимали выдающиеся посты в империи. К XVIII веку сохранились еще две линии. Карл Мориц фон Зе- боттендорф (1698-1760), родоначальник линии фон дер Роз перебрался на юг - в Австрию. Почти все его потомки служили в армии Габсбургов, в Вене, Линце и Брно: другая линия - Лорцендорф занимала посты в Прусской армии, поскольку при Фридрихе Великом в 1742 году Силезия перешла от Австрии Прусской администрации.
В деле усыновления Глауэр пытался задействовать обе линии семьи. Члены семьи, носившие имя Генрих или жившие в Америке в настоящее время, происходили от прусской линии. Некто Генрих фон Зеботтендорф (род. в 1825) жил в 1887 в Гёрлице, городе, располо- женном неподалеку от Hoyerswerda. Общее силезское происхождение могло послужить причиной сближения Генриха и Глауэра в Константинополе. Но когда усы- новление было признано недействительным. Глауэр сблизился с австрийским представителем семьи, Зигмун- дом фон Зеботтендорф фон дер Роз. Обе линии были отмечены ветвью циннамона, герб, который впоследствии Глауэр носил как свой собственный. Если бы не связь силезской и австрийской линии и не предполагаемое масонство австрийской линии в конце XVII века, трудно сказать почему Глауэра так привлекло это имя, тем более, что связь эта могла быть целиком вымышленной. Слухи, сопровождавшие историю усыновления, внесли в нее еще больший хаос: единственное можно утверждать с уверенностью - Глауэр несомненно хотел иметь имя и титул барона. Поскольку свою известность он приобрел под этим именем, мы с этого момента будем говорить о нем как о Рудольфе фон Зеботтендорф.
Второй период Зеботтендорфа в Турции длился четыре года. После участия во Второй Балканской войне (октябрь-декабрь 1912) на турецкой стороне и будучи ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в начале 1913 в Берлине. О его деятельности в первой половине Великой Войны известно мало. Он утверждал, что был в Бреслау в 1913 году, где финансировал танк Гебеля. Но машина погибла и его предприятие осталось невоз- награжденным. Помимо частых визитов к Зигмунду фон Зеботтендорф в Висбаден, он имел связи с Дрезденом в это время. Когда Зигмунд умер в октябре 1915, Зебот- тендорф поселился в Kleinzschachwitz, фешенебельном пригороде, расположенном на берегу Эльбы. Здесь за 50 000 золотых марок он выстроил огромную виллу (теперь Meusslitzer Strasse 41). Но вскоре Зеботтендорф вновь стал объектом недоброжелательных слухов и вне- запно уехал. Позже он сообщал, что стал жертвой кле- ветнических нападок, имеющих отношение к его второй жене. 15 июля 1915 в Вене Зеботтендорф женился на разведенной Берте Анне Иффланд. Будучи дочерью Фридриха Вильгельма Мюллера, богатого берлинского торговца, она обладала значительным состоянием. Зебот- тендорф утверждал, что Макс Альсберг, берлинский пове- ренный, ответственный за ее поместья обнаружил свою враждебность, после того как был освобожден от своей доходной должности в связи с вступлением в брак. Альсберг спровоцировал одного из старших офицеров дрезденской полиции, Хендля на то, чтобы ославить Зеботтендорфа как охотника за миллионами. Зеботтен- дорф также имел проблемы с берлинскими властями из-за своего турецкого гражданства, которое освобождало его от службы в немецкой армии.
После ряда поездок во Франкфурт и Берлин Зебот- тендорф с женой поселились в 1916 в Бад Айблинг, элегантном баварском курорте. Отсюда Зеботтендорф консультировался со своим мюнхенским поверенным Ге- оргом Гаубатцем о том, как документально подтвердить его турецкую национальность. Однажды Гаубатц показал ему газетную рекламу Germanennorden, приглашавшую светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин к вступлению в Орден. Под объявлением рас- полагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован и решил добиться членства. В сентябре 1916 он нанес визит главе Germanennorden в Берлине. Этот человек оказался Германом Полем. Зеботтендорф и Поль говорили о рунах, эзотерический смысл которых интересовал последнего и в Ордене. Поль объяснил, что он пришел к изучению рун через Гвидо фон Листа и что он убежден - утрата арийцами знаний о магической их власти связана с нарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания с евреями. Он полагал, что это знание может быть восстановлено только путем очищения расы от иност- ранных влияний.
Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена и ему объяснили, что оно определится после собрания, которое должно привести в порядок дела Ордена. Неза- долго перед Рождеством Зеботтендорф получил известия о том, что Орден создан вновь, во главе с Полем в звании Канцлера. Эта информация доказывает, что Зе- боттендорф был знаком с Полем еще до раскола. Во время встречи с Полем Зеботтендорф попросил у него список возможных кандидатов Ордена в Баварии. По возвращении в Бад Айблинг он получил около сотни адресов и ему была поручена задача воскрешения почти вымершего баварского отделения. Весь 1917 год Зебот- тендорф активно действовал от имени Поля. Его пе- реписка с людьми, чьи адреса он получил, измеряется томами. Он начал посещать их, и эти визиты прев- ратились в регулярные групповые встречи и лекции. В то же время, он поддерживал оживленную переписку с Полем, снимавшим этаж для ложи в одном из домов недалеко от Берлина. 21 декабря 1917 состоялась цере- мония посвящения, на которую Зеботтендорф был пригла- шен. Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный журнал Ордена было тепло встречено братьями: и первый номер " Рун" появился в январе 1918. Он согласился принять на себя финансирование бюллетеня Allgemeine Ordens-Nachrichten, адресованного только членам Орде- на. На этом же собрании Зеботтендорф был официально избран Мастером баварского отделения.
В 1918 Зеботтендорф познакомился с пострадавшим на войне Вальтером Наухаузом, который стал его правой рукой в деле пополнения рядов Ордена. Наухауз был близок ему по духу в двух отношениях: он также был экспатриирован и увлекался оккультными науками. Сын немецкого миссионера, он родился 29 сентября 1892 в Ботсабело, в Трансваале. Во время войны с бурами английский гарнизон стоял под Миддельбургом, где с июля 1901 по июнь 1902 жила его семья. В конце 1906, после смерти отца, семья вернулась в Германию. В Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а свободное время проводил, совершая поездки к родст- венникам в Померанию и Силезию, или же принимал участие в экспедициях юношеских vцlkisch групп по Пруссии и Тюрингии, что указывает на его романтиче- ское влечение к новой родине. Когда началась война, он вступил в Померанский полк, одним из первых брошен- ный на Западный фронт. 10 ноября 1914 года Наухауз был тяжело ранен под Шалоном. Из госпиталя он вышел только осенью 1915. Неспособный больше к военной службе, он посвятил себя vцlkisch движению и в 1916 вступил в Germanennorden, заняв пост хранителя родос- ловных. Диапазон его чтения открывался " исследо- ваниями" Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по астрологии и хиромантии, он также был знаком с твор- чеством Пери Шу (Peryt Shou). В письме к Листу он признавался в своем интересе к Каббале, к индуистским и египетским религиозным верованиям. Как и Зеботтен- дорф, Наухауз был захвачен мистической идеологией древних теократий и тайными культами. В апреле 1917 Наухауз вслед за своим учителем профессором Вакерле приехал в Мюнхен, где вскоре открыл свою студию.
Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу, чтобы Наухауз мог целиком посвятить себя агитации новых членов. Первоначально прогресс был незначитель- ным, но спустя год темпы сильно ускорились. По свиде- тельству Зеботтендорфа весной 1918 вверенное ему отде- ление ордена насчитывало 200 человек; следующей осенью по всей Баварии насчитывалось 1500 человек и 250 человек в самой столице. До июля 1918 Зеботтендорф проводил встречи в своих мюнхенских апартаментах на Цвейпптрассе, а затем они арендовали пять больших клубных комнат в фешенебельном отеле Vierjahreszeiten; здесь могло поместиться до 300 гостей. 18 августа 1918 Зеботтендорф, Гаубатц и Геринг подготовили церемонию посвящения, на которой должны были присутствовать Герман Поль, Г. В. Фрииз и другие братья Germanennorden Walvater из Берлина и Лейпцига. Не- делей позже произошло крупное рукоположение новичков; ему предшествовал доклад Поля о " солнечных замках" Бад Айблинга, имевший эзотерический национальный смысл; также Геринг говорил о германской мифологии. Записи в дневнике Геринга свидетельствуют о том, что начиная с этого времени встречи участились: ложа собиралась по меньшей мере раз в неделю для рукоположений, лекций и осенних прогулок. Церемонии сопровождались фортепиано, фисгармонией и женским хором. Поскольку помимо ритуальных собраний Gernamennorden постоянно устраивала правые митинги, Орден принял название Thule Общество, чтобы избавить себя от нежелательного любопытства со стороны социалистов и прореспубликанских элементов. Комнаты были украшены эмблемой Thule, изображающей длинный кинжал и " солнечное колесо" свастики.
В субботу вечером, 9 ноября 1918 года в залах Thule проходил музыкальный вечер. В предшествующие сорок восемь часов в Баварии произошла бескровная рево- люция. Королевская семья спешно и постыдно бежала, военное правительство ушло в отставку, Советы Рабочих и Солдат взяли власть. Через два дня баварская рево- люция повторилась в Берлине, здесь ее возглавил еврейский журналист из Богемии. Курт Эйснер был изве- стен как пацифист и лидер Независимых (" меньшевики") Социальных Демократов в Мюнхене. Он сыграл важную роль в антивоенных забастовках в январе 1918, за что был посажен в тюрьму и вышел только в октябре. Вос- пользовавшись внутренним кризисом в потерпевшей поражение стране, он провозгласил Социалистическую Республику, объявив себя премьером и министром ино- странных дел, в кабинете, состоящем из " большевиков" и " меньшевиков". Члены Общества Thule, как и другие правые Мюнхена, были ошеломлены этими неожидан- ными и весьма травматическими событиями. Германия потерпела крах, Кайзер и правящие принцы отреклись, еврейские социалисты объявили республику. Vцlkisch родина, за которую они боролись так долго и с таким трудом, исчезла в одну ночь.
В ответ на эту катастрофу Зеботтендорф произнес страстную речь в тот вечер в Thule. Сохранившийся текст демонстрирует поразительную смесь мо- нархических, антисемитских и ариософских чувств:
Вчера мы пережили гибель всего, что было нам дорого, близко и свято. Вместо наших принцев германской крови, у власти - смертельные враги: евреи. Чем грозит нам этот хаос, мы еще не знаем. Но мы догадываемся. Время, которое придет, будет временем борьбы, горьких утрат, временем опас- ности... И пока я держу свой железный молот (речь о молоте Мастера), я клянусь все силы отдать этой борьбе. Наш Орден - германский Орден и пре- данность наша - германская. Наш бог - Вальватер, его руна - Аr. И триединство: Вотан, Вили, Ви - едины в тройственности. Ar - руна означает Ариан, первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы пока- зать волю орла к самопожертвованию, он окрашен в красный. С сегодняшнего дня наш символ - крас- ный орел, пусть он предупреждает нас, что мы должны умереть, чтобы выжить.
Ссылки Зеботтендорфа на Аr - руну и на мистическую фигуру воскресающего орла, ставшую воинствующим символом арийцев, свидетельствуют о несомненном влиянии Листа. Еще в 1908 Лист писал о том, что Ar - руна означает солнце, первоначальный огонь, арийцев и орла, при этом он также имел ввиду смерть и воск- ресение орла как специфически немецкий символ воз- рождения. Триединство Вотана, Вили и Ви он описывал в своей германско-теософской космогонии 1910 года. На- звание Туле тоже восходит к ариософии. Этот термин произошел от имени, данного самой северной земле, открытой Пифеем (Pytheas) около 300 г. до н. э. Зебот- тендорф отождествил эту Ультима Туле с Исландией: как предполагаемый аванпост немецких беженцев, эта страна играла значительную роль в арманистской доктрине. Обратившись к членам Туле с требованием бороться, " пока свастика не воссияет над холодом тем- ноты". Зеботтендорф завершил свою речь декламацией расистско-теософских стихов Филиппа Штауффа. Это напыщенное бахвальство и ариософское мумбо-юмбо рож- дают сильное искушение выкинуть из головы и Зебот- тендорфа и Общество Туле. Однако впоследствии Зебот- тендорф показал себя как выдающийся организатор националистического сопротивления правительству Эйснера и Коммунистической Республике - в жур- налистике, в военной и политической сферах. Ариософия нашла лидера для контрреволюции.
Несколько месяцев спустя, после того как нацисты взяли власть в 1933, Зеботтендорф опубликовал книгу с сенсационным названием " Прежде чем пришел Гитлер: первые годы нацистского движения". Книга рассказывает о подробностях деятельности ее автора в Баварии во время войны и революции и отстаивает предварительный тезис о том, что:
Члены Туле были людьми, к которым в первую очередь обратился Гитлер и они были первыми, кто пошел на союз с Гитлером. Войско будущего Фюрера состояло - кроме самого Общества Туле - из Deutscher Arbeiterverein основанным братом из Туле Карлом Харрером в Мюнхене и Deutsch Sozialistische Partei, возглавляемой Ганном Георгом Грассинге- ром, их печатным органом был Munchener Beobachter, позже Vцlkischer Beobachter. Из этих трех источников Гитлер создал национал- социалистическую рабочую партию.
Реджинальд Фельпс во всех подробностях проверил эти заявления на основе архивных материалов и по не- зависимым источникам и пришел к выводу, что Зебот- тендорф говорит правду.
Например, утверждение о том, что Зеботтендорф обес- печил журналистскую основу для нацистской партии совершенно справедливо. Beobachter был маленьким еже- недельником, издававшимся в восточных окрестностях Мюнхена с 1868. В нем можно было найти местные истории из жизни среднего класса с некоторым антиклерикальным и антисемитским уклоном: собст- венником газеты с 1900 года -был Франц Эхер. Когда Эхер умер в июне 1918, газета прекратила бы сущест- вование, если бы Зеботтендорф не купил ее за 5 000 марок. Он переименовал ее в Munchener Beobachter und Sportblatt и снабдил ее спортивным обозрением для мо- лодой аудитории и резкими антисемитскими пере- довицами. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты находилась в помещениях Туле. После революции Со- ветов в Мюнхене в 1919 Зеботтендорф переместил редакцию в помещения Deutsch-Sozialistische Partei (DSP), другой националистической и антисемитической группы, основанной в 1918. С этого времени Грассингер (лидер DSP) стал основным управляющим газетой и она превратилась в официальный орган его партии в Мюн- хене.
финансовая история газеты после того как Зеботтен- дорф оставил Мюнхен в июле 1919 указывает на ее постепенное присвоение национал-социалистической партией. Летом издатели DSP стали расходиться между собой во взглядах и Зеботтендорф пригласил свою сестру Дору Кунц и свою возлюбленную Кати Бирбаумер, номинального собственника газеты, на встречу в Кон- станцу, чтобы прояснить ситуацию и отказаться от не- подходящих людей. Газета превратилась в компанию с ограниченной ответственностью. Уставной капитал новой компании, Franz Eher Verlag Nachf составлял 120 000 марок, распределенный между двумя вкладчиками: доля Бирбаумер составляла 110 000 марок, Кунц - 10 000 марок. Впрочем, к 20 марта 1920 года вкладчики были уже иные:
Готфрид Федер 10 000 марок Франц Ксавер Эдер 10 000 Франц фон Фрейлиц 20 000 Вильгельм Гутберлет 10 000 Теодор Хейсс 10 000 Карл Альфред Браун 3 500 Дора Кунц 10 000 Кати Бирбаумер 46 500
Готфрид Федер был одним из самых первых сторонников Гитлера; Фрейлиц и Хейсс состояли в Туле. Понятно, что Зеботтендорф и его дамы утратили контроль над газетой к 1920-му году. 17 декабря 1920 все акции были в руках Антона Дрекслера, кандидата в национал- социалистическую партию. В ноябре 1921 они перешли к Гитлеру.
Другой вклад Зеботтендорфа в дело националистиче- ского сопротивления касается военных действий. В ноябре 1918 Туле запасала оружие для вооруженной борьбы против правительства Эйснера. Они выработали два плана нападения. Первый состоял в предполагаемом захвате Эйснера на съезде в Бад Айблинге, но он провалился. Попытка развернуть контрреволюционную борьбу через создание гражданской гвардии, предпринятая Рудольфом Бутманом и Гейнцем Курцем, также оказалась неудач- ной, поскольку левые были очень бдительны. Более эф- фективным стало создание Зеботтендорфом Kampfbund Thyle в период Коммунистической Республики в Мюн- хене; законное правительство скрылось в это время в Бамберге. Учебные бои проводились тайно в Eching, в нескольких километрах к северу от Мюнхена. Ком- мунисты узнали об этом и правительство в Бамберге поручило Зеботтендорфу мобилизовать баварцев в Сво- бодные Корпуса и атаковать защищенную столицу. Это было беспокойное путешествие, с фальшивыми паспор- тами: члены Общества Туле и их сторонники покинули Мюнхен и прибыли на станцию Treuchtlingen. Эти люди вошли в состав основных сил Bund Oberland, успешным Белым натиском сломивших коммунистический город с 30 апреля по 3 мая 1919 года.
21 февраля был убит Эйснер - графом Арко ауф Валлей; молодой еврей, возмущенный своим исклю- чением из Туле, пожелал доказать свое националистиче- ское призвание. С этого времени опять воцарился хаос. Непрочное коалиционное правительство было представ- лено " большевиками" социал-демократами во главе с Иоганном Хоффманом, но кабинет был вынужден бежать в Бамберг, поскольку ситуация в начале апреля резко ухудшилась. 6 апреля группа интеллектуалов- анархистов, воодушевленных примером Бела Кун в Венгрии, провозгласила Баварскую Советскую Рес- публику; волна красных восстаний прокатилась по Дунаю и достигла Австрии и Германии. Донкихотская администрация продержалась неделю, после чего к власти пришли более серьезные коммунисты (13 апреля). Все полномочия приобрели русские эмигранты Левине- Ниссен, Аксельрод и Левин, участвовавшие в крово- пролитии 1905 года в России. Их террор смягчала только их неумелость: жестокий закон следовал за законом; пьяные солдаты " Красной Армии" шли по улицам, грабя и мародерствуя; школы, банки, газеты были закрыты.
После безуспешных попыток создать контррево- люционную армию в Бамбурге, 15 апреля Хоффман был вынужден обратиться за помощью к Von Ерр и другим Свободным Корпусам; ненависть к Республике собрала их под знаменами Баварии. Когда Белке войска плотным кольцом окружили Мюнхен, коммунисты ударили по очагам национализма в городе. 26 апреля они разгромили помещения Туле и арестовали секретаря - графиню Хей- лу фон Вестарп, в тот же день были взяты еще шесть человек. Красный комендант Эгельхофер объявил на сле- дующий день, что схвачена " банда преступников... из так называемых высших классов... лживые реакционеры, агенты и белые шпионы". Заложники были брошены в подвалы гимназии Луитпольд, где с середины апреля располагался штаб Красной Армии. Семерых членов Туле и еще три человека расстреляли 30 апреля в ответ на сообщение о казни красных заключенных в Старнберге. Четверо из семи членов Туле оказались титулованными аристократами, среди них был принц Густав фон Торн- и-Таксис, состоявший в родстве с несколькими евро- пейскими королевскими фамилиями. Мюнхен и весь мир были в ужасе.
Расстрел заложников взбудоражил до этого ко всему безразличных мюнхенских обывателей. Поползли слухи, сопровождающие это событие ужасными подробностями. Белые войска ускорили свое продвижение, 1 мая подошли к городу и нашли его жителей восставшими: Туле сделала свое дело. Борьба была тяжелой и ярость сражающихся поддерживала память о расстрелянных заложниках. Среди сотен убитых многие не имели никакого отношения к Коммунистической Республике. Когда штурм был окон- чен, правительство Хоффмана вернулось к власти. И хотя парламент с участием социалистов и других партий был собран, было ясно, что реальная власть ускользнула от социал-демократов к антиреспубликанским элементам. Повсюду в Германии между январем и маем 1919 набирали силу прежние социальные и политические тен- денции, но нигде успехи контрреволюции не были так велики, как в Баварии. Общество Туле в Germanennorden внесли большой вклад (пропаганда, прямая контррево- люционная деятельность, мученичество заложников) в создание взвинченной и воинствующей атмосферы в Мюнхене - такой, в какой только и могли развиться экстремистские движения, подобные национал- социализму.
Помимо своей журналистской деятельности и военных похождений, Зеботтендорф создал центр политических дискуссий и собраний для многих групп, участвующих в националистическом сопротивлении. Когда в ноябре 1918 разразилась революция, многие Vцlkrisch группы потеряли крышу, поскольку хозяева помещений опа- сались оказаться в оппозиции к новому республиканскому правительству. Зеботтендорф объявил о том, что залы Туле в отеле Vierjahreszeiten примут к себе оставшихся без крова; гостеприимство коснулось национально-либе- ральной партии Ганса Дана, пангерманистов и Deutscher Schulverain Вильгельма Ромедера, а постояльцами Туле стали Готтфрид Федер, Альфред Розенберг, Дитрих Экхарт, и Рудольф Гесс, все они достигли выдающегося положения в нацистской партии. Изучение списка членов делает очевидным, что сторонники Туле были в основном юристами, судьями, университетскими профессорами, аристократами, принадлежавшими королевскому окру- жению династии Wittelsbach, промышленниками, вра- чами, учеными и преуспевающими бизнесменами, как например сам владелец гостиницы Vierjahreszeiten.
Помимо пангерманизма и антисемитской идеологии в Обществе Туле всегда жила страсть к ариософии, выражавшаяся в публичных восхвалениях Зеботтендор- фа, обращенных к Фричу, Листу, Ланцу фон Либен- фельсу и Штауффу. Эта интеллектуальная тенденция также находила себе выражение в деятельности научных кружков Туле. Здесь германское право изучалось под руководством Геринга, нордическая культура - под руко- водством Наухауза, геральдика и генеалогия - под руко- водством Антона Дауменланга; все предметы, близкие гностическому расизму. Осенью 1918 Зеботтендорф попы- тался распространить идеологию Туле на рабочий класс; эта задача была возложена на Карла Харрера (1890- 1926), спортивного репортера из вечерней мюнхенской газеты - он должен был заняться созданием рабочего кружка. Хотя Зеботтендорф и называл этот возникший кружок Deutscher Arbeiterverein, он абсолютно совпадал с Politische Arbeiter Zirkel, созданным в октябре 1918. В него входили Харрер, как руководитель, Антон Дрекс- лер - самый активный член и Микаэль Лоттер, секретарь. Маленькая группа, в которой регулярно присутствовали от трех до семи членов, собиралась еженедельно на протяжении всей зимы. Харрер читал лекции о причинах военного поражения, о борьбе с еврейством, об антианглийских чувствах. В декабре Дрекслер затеял дискуссию: не организовать ли политическую партию; и 5 января 1919 года в закусочной Furstenfelder Hof было формально зафиксировано рождение Deutsche Arbeiterpartei (DAP); ее первыми членами в основном были коллеги Дрекслера по локомотивному парку. Раз- работанные Дрекслером партийные законы приняли двад- цать четыре человека и он был избран ее руководителем.
Точное отношение между этой партией и рабочим кружком, возникшим по указанию Туле, остается невы- ясненным. Франц Даннель, член Туле и спикер DAP утверждал, что он говорил с Харрером о создании партии в отеле Vierjahreszeiten, но в памфлете Дрекслера Mein politisches Frwachen (1919) не упоминается ни о Даннеле, ни о Харрере, ни о создании партии. Хотя протоколы кружка не указывают на обсуждение расистского мировоззрения, за исключением привычных форм антисемитизма, возможно, что Vцlkisch идеи Харрера проникли в кружок и повлияли на Дрекслера и DAP,
когда годом позже в феврале 1920 она превратилась в национал-социалистическую рабочую партию (NSDAP). Впрочем, надо признать, что линия DAP не основывалась на арийско-расистско-оккультной модели Germanen- norden и представляла собой крайнюю форму политиче- ского и социального национализма.
Адольф Гитлер впервые встретился с DAP на митинге 12 сентября 1919. Посланный как военный агент по контролю политических группировок, Гитлер вступил в маленькую партию и, начиная с ноября, читал лекции в закусочных, собирая огромные аудитории. Ему нужна была массовая политическая партия и его крайне разд- ражала конспиративная структура маленьких групп. В декабре он разработал инструкции для комитета, обес- печивавшие ему полномочия и предупреждавшие любые возможные вмешательства со стороны " кружка или ложи". Тем самым он метил в Харрера, и последний покинул пост в январе 1920. Презрительные выпады Гитлера в адрес " vцlkisch странствующих ученых" в " Майн Кампф" - отголосок его вражды с Харрером и конспиративными структурами, подобными Обществу Туле и Germanennorden, поскольку его убеждение состояло в том, что для успеха необходима открытая массовая политическая партия.
Хотя DAP и Туле Общество расходились во взглядах на идеологию, они пользовались общим символом - свастикой. Фридрих Крон, член Туле и Germanennorden с 1913 заработал себе репутацию эксперта DAP, пос- кольку был известен как коллекционер книг на Vцlkisch темы; он собрал их около 2 500. В мае 1919 он составил меморандум под названием " Может ли свастика служить символом национал-социалистической партии? ", в кото- ром предложил левонаправленную свастику (по часовой стрелке, как у теософов и Germanennorden) в качестве символа DAP. Он выбрал это направление, поскольку в буддистской интерпретации оно символизирует удачу и здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой стрелки) означает упадок и смерть. (Большинство свастик Листа и Общества Туле имеют правую ориентацию, это говорит о том, что в Vцlkisch традиции не было принято устойчивое направление). Гитлер предпочитал ориентированную вправо свастику с прямыми линиями и в ходе обсуждений в комитете DAP убедил Крона изменить проект. Крон же придумал распределение цвета: черная свастика в белом кругу на красном фоне. 20 мая 1920 на митинге NSDAP в Старнберге такая свастика, предложенная Кроном и модифицированная Гитлером впервые появилась публично как флаг нового движения. Таким образом, путь нацистского символа непрерывно прослеживается через эмблемы Germanennorden, восходя в итоге к Гвидо фон Листу.
Дальнейшая карьера Зеботтендорфа может служить образцом судьбы " vцlkisch странствующего ученого". Он подвергся обструкции со стороны Туле за утрату списков людей, участвовавших в расстреле заложников; после 22 июня 1919 его перестали приглашать на собрания Туле. Его политические приключения на этом завершились и он вынужден был искать себе новую карьеру. Поскольку с 1913 года он прилежно изучал астрологию, это стало его основной деятельностью. В октябре 1920 он сменил Эрнста Тьеде на посту издателя журнала Astrologische Rundschau. Тьеде в свое время подвинул Ланца фон Либенфельса на профетическое творчество. Он последо- вательно публиковал такой заметный оккультно- расистский текст как Ur-Arische GotteserKenntnis (1917), в котором описывались мистерии и солнечные религии древних арийских теократий; он переписывался с Гвидо фон Листом о теософии и арманистской мудрости в Ветхом Завете. Зеботтендорф пошел по его стопам. Между
1921 и 1923 он написал не менее семи астрологических прогнозов, которые завоевали высокий престиж среди современных немецких астрологов за их ясность и вы- сокую эмпирическую точность. Он также издавал журнал в Bad Sachsa в горах Гарца вплоть до 1923. Он ведь всегда любил маленькие фешенебельные курортные го- родки, где мог спокойно выдавать себя за барона.
Весной 1923 Зеботтендорф уехал в Швейцарию. В Лугано он закончил свой оккультный трактат о дервишах Baktashi и их взаимосвязях с алхимиками и розенкрей- церами. Пробыв в Швейцарии весь 1924 год, он вернулся в Турцию. С 1926 по 1928 год он был почетным мексиканским консулом в Стамбуле, между 1929 и 1931 путешествовал по Соединенным Штатам и Центральной Америке. В какой-то момент стал рыцарем Ордена Им- перии Константина, роялистской, рыцарской организации, чья антибольшевистская идеология и аристократические атрибуты, должно быть, были ему очень дороги. В 1933 он возвращается в Мюнхен, чтобы воскресить Общество Туле в Третьем Рейхе, но скоро впадает в немилость у нацистских властей, поскольку
считает себя предшественником национал-социализма. В начале 1934 года интернирован. Снова путь Зеботтен- дорфа лежит через Швейцарию в Турцию, теперь он находит себе работу у Герберта Риттлингера в немецкой разведывательной службе Стамбула, там он работает всю войну. Его бывший шеф вспоминал о нем как о нищен- ствующем и добродушном старом джентльмене, инфор- мация которого была совершенно бесполезна. Когда в сентябре 1944 немцы оставили Стамбул, Зеботтендорф получил пособие, которое позволило ему продержаться еще год. После войны Риттлингер получил достоверную информацию о том, что 9 мая 1945 года старый барон бросился в Босфор. Риттлингер знал его последним и сказал о нем: " старый и одинокий барон был в конце своего пути; у него не было больше денег и никаких надежд даже на самые скудные источники. В день, когда был подписан мир, мысль о полном поражении должна была совсем уничтожить его". Так закончилась жизнь искателя приключений, соединившего ариософию с нацистской партией.
СВЯЩЕННЫЕ РУНЫ И ОБЩЕСТВО ЭДДЫ
В 1918 году старый вильгельмовский мир Германии был уничтожен окончательно. Война, на которую ушло четыре года, теперь казалась бесполезным жертвованием жизней, близких людей, юношеских надежд и стремлений и просто денег. Шок военного поражения был особенно неожиданен ввиду недавних успехов на Западном фронте и поражения России. Внезапное заключение мира подтверждало ле- генду об " ударе в спину" и о заговоре социалистов и евреев, предавших армии, находящиеся на фронтах. Тя- желые условия Версальского мира тяжелым бременем легли на истощенную и измученную страну: пришлось уступить бывшие территории Третьего Рейха, вы- плачивать значительные репарации деньгами и промыш- ленной продукцией; присутствие иностранных войск в стране довершило унижение нации. Кайзер и правящие принцы отреклись, их место заняли неизвестные политики, приступившие к созданию парламентской де- мократии; все относились к ним как к ставленникам победителей и прочих врагов. Между 1918 и 1923 годами Германию потрясали местные восстания и гражданская война, попытки отдельных переворотов и перестрелки на границах с Польшей, разрушительная внутренняя инфляция. Хаос новой Республики контрастировал с имперским великолепием и пышностью предвоенной эры. Германия страдала от политических и культурных травм, мучительно пытаясь приспособиться к своим новым обстоятельствам.
Эта плачевная ситуация естественным образом спо- собствовала возникновению идеологий, связанных с рес- таврацией безмятежного прошлого или по меньшей мере с устранением условий, ответственных за глубину падения Германии. Незначительное меньшинство мо- нархистов прилагало усилия к возвращению изгнанного Кайзера, но большинство новых правых склонялось к радикальному разрыву со Вторым Рейхом. Апокалиптиче- ская поэзия националистов возлагала надежды на возникающие повсюду Союзы и vцlkisch группы, готовые развязать борьбу против евреев, коммунистов и франк- масонов. Националистические революционеры, объятые романтическим духом флибустьеров вступали в Свобод- ные Корпуса, и независимые армии, сражавшиеся в Балтийских государствах, против поляков и против ком- мунистов в самой Германии. Другие неоконсерваторы размышляли над необходимостью нового феодального порядка, корпоративного государства или Третьего Рейха. Молодежное движение также было затронуто этим про- цессом. Молодые люди собирались в группы, объединявшие их чувством исключительного мужского сообщества, их атлетического совершенства и романтиче- ского национализма.
Новую поддержку на визионерских окраинах после- военного vцlkisch движения получили оккультно- националистические идеи Гвидо фон Листа. В основном это было делом старых его сторонников, нашедших для себя новые аудитории. Эллегаард Эллербек, страстный поклонник Листа, начал резкую антиреспубликанскую кампанию, характеризующуюся поразительным разнооб- разием гностических, теософских и антисемитских идей: он поносил Союзников, осуждал материализм и превоз- носил немцев до божественного статуса. В своих Versailler Visionen (1919) он описывает тонкую ауру, сопутствую- щую каждой из европейских наций и выступающую функцией ее духовного характера; работа завершается страстным " оккультно-арманистским" призывом, обращен- ным к согражданам: " Да знаете ли вы, что вы - боги? " В следующем году он издает роман, озаглавленный Sonne Sonnings Sцhne auf Sonnensee) (1920), в котором символы солнечных религий смешались с vцlkisch утопиями и в приложении к которому были опубликованы четыре письма от Гвидо фон Листа. Эллербек читал лекции по всей Германии, провозглашая немцев наследниками крови древних языческих богов и писал антисемитские статьи с мистическим оттенком для газеты Дитриха Эккарта Auf gut deutsh. В этот революционный период его воображение было одновременно апокалиптично и катастрофично. Однажды он заявил, что фриз дома Валь- тера Ратенау, министра иностранных дел новой Рес- публики, изображает казнь всех ныне правящих властителей, и тем обратил на себя внимание публики, поскольку еврейский политический деятель действитель- но был убит вскоре после этого. Об Эллербеке вспоминал даже Альфред Розенберг в своем тюремном дневнике, когда ждал исполнения приговора в Нюрнберге, в 1946.
Общество Листа продолжало существовать на новых штабквартирах в Берлине, под энергичным руководством Филиппа Штауффа, первого немецкого ученика старого мастера. Из своего дома на Мольткештрассе 46а в Берлин- Лихтерфельде Штауфф выпускал новые издания Арио- Германских исследований Листа (1920-1922). 17 июля 1923 он совершил самоубийство и его вдова Берта Шта- уфф взяла на себя управление издательством; Общество продолжало служить местом встреч и общения вступивших в него перед войной, членов Gennanennorden и новичков, появившихся в 1920-е. Тарнхари бывал в доме Штауффа, как свидетельствует об этом Гюнтер Киршхоф, оккультист, занимающийся генеалогией. Эбер- хардфон Брокхузен, Великий Мастер Germanennorden, работал как Президент Общества вплоть до своей смерти в марте 1939. Политическое влияние Общества Листа было весьма ограниченным, оно служило в основном для общения между кругом Штауффа и их Vцlkisch со- ратниками в Берлине. Тем более очевиден значительный вклад в контрреволюционное движение (послевоенный Мюнхен) со стороны Germanennorden и Общества Туле.
В то время как названные персонажи занимались распространением традиционного арманизма Листа, Ру- дольф Йохан Горслебен (1883-1930) положил начало новому арийскому оккультному движению. На основании рун, оккультных наук и Эдды Горслебен создал оригинальную расистскую религию-мистерию, которая вновь возвращалась к магическому наследству арийцев и оправдывала их духовное и политическое превосход- ство. Родившись 16 марта 1883 в Метце, Горслебен воспитывался в Эльзас-Лоррэне. В 1871 эту французскую провинцию аннексировал Немецкий Рейх, после победы во Франко-Прусской войне. Жители этой области го- ворили на немецком диалекте и колебались в политическом выборе между Берлином и Парижем, что подтверждает рост пангерманизма в 1890-е гг. В этой пограничной полосе Горслебен очень рано познакомился с национализмом; будучи подлинным немецким патриотом, он чрезвычайно гордился своей родословной, восходящей к аристократической фамилии XIV века из Тюрингии. О его юности известно немного, за исключением того, что перед Первой Мировой войной он бывал в Мюнхене. Сначала он готовил себя к театральной карьере, пос- кольку его пьеса, под названием Der Rastaquдr (1913) имела одно время успех в городе. Но затем обратился к журналистике и начал издавать журнал, посвященный пангерманистским и националистическим идеям Allgemeine Flugtlдtter-Deutscher Nation. Когда началась война, Горслебен поступил в Баварский полк и два года сражался на Западном фронте. Затем был переведен в Германский союз и воевал против турецкой армии в Аравии, дрался с племенами бедуинов и их британскими сторонниками в Палестине. Он заслужил звание лейте- нанта и двенадцать военных наград. Во время войны он вел дневник, выдержки из которого, посвященные аравийской кампании, позже были опубликованы. Но и в этом раннем творчестве отразился его сильный интерес к мифологии и роли немецкой расы в историческом развитии.
В конце войны Горслебен вернулся в Мюнхен. Рево- люция еще более политизировала его и он вступил в Общество Туле. В апреле 1919 он был арестован ком- мунистами вместе с Дитрихом Эккартом. Только на- ходчивость Эккарта, проявленная на допросе, избавила обоих от судьбы других заложников Туле. 18 декабря 1920 Горслебен прочел для Туле лекцию под названием " Арийский человек". В своем дневнике, описывающем собрания Общества, Иоханнес Геринг писал об оккуль- тных тенденциях сознания Горслебена и о позднейшем расцвете их в зрелой доктрине арийского мистицизма. Спустя два года Горслебен вновь принимал активное участие в революционной деятельности правых. В июле 1921 он стал гауляйтером южно-баварского отделения радикального антисемитского Deutschvцlkischer Schuts- und Trutzbund, впоследствии конкурировавшего с только что возникшей нацистской партией. В декабре 1921 Гор- слебен решил порвать с центром лиги в Гамбурге и создал новый союз с Юлиусом Штрайхером - впос- ледствии этот человек издавал Des Stьrmer под надзором нацистов - заручившись поддержкой в Регенсбурге и Нюрнберге. Горслебен также тесно сотрудничал с Лорен- цом Мешем, шефом Germanennorden в Регенсбурге, чьи подопечные Шульц и Тилессен осуществили убийство Эрцбергера. Впрочем, после бурного периода внутрипартийной борьбы, Горслебен ушел от vцlkisch политиков и посвятил все свое время литературным за- нятиям. Он приступил к грандиозному переводу Эдды, которую рассматривал как наиболее чистую форму древ- ней арийской религии.
В 1920 Горслебен приобрел обанкротившуюся мюн- хенскую еженедельную газету Die Ripublic, снабдил ее новым названием Deutsche Freiheit и начал издавать в vцlkisch духе. Его помощниками были: Фридрих Виктль, австрийский теоретик мирового заговора масонов и Ганс Ф. К. Гюнтср, расистский антрополог. Между 1920 и 1925 гг. газета приобрела выраженный национали- стический характер, ссылаясь по разным поводам на оккультные свойства арийской расы. С конца 1926 этот наднациональный мистический расизм начал преобладать в журнале - Горслебен приступил к изложению собст- венной версии арийского оккультизма. В нескольких отношениях его доктрина была связана с современным оккультизмом и теософией: метафизическими осно- ваниями для нее также служили астрология, каббализм и магия; конечной целью было создание расово чистого человечества и духовный приоритет арийцев; условием первенства было оживление скрытых сил, присущих каж- дому арийцу, позволяющих ему иметь власть над есте- ственным миром; любая механистическая и ма- териалистическая концепция реальности категорически отвергалась им; и, наконец, она пропагандировала на- ступление нового века, в котором арийцы вернут свое былое великолепие и власть над миром. В поздних рабо- тах Горслебена эта до
|