Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Armanenschaft
Политическая мифология Листа о сословии служите- лей Вотана опирается на идею политической власти пос- вященных как в старом, так и новом обществе. Впервые эта идея была сформирована им в лекциях и статьях 1890-х годов, но как принципиальный элемент его во- ображаемого мира определилась в 1908. Термин Annanenschaft, которым Лист определил древнюю иерархию, восходит к его адаптации тевтонского мифа изложенного Тацитом в " Германии". Римский автор со- общает, что история происхождения древних германцев сохранилась в обрядовых песнях. Этими песнями встре- чали рождение земного бога Твиско и его сына Мануса - основателей расы. В них также пелось о том, что Манус имел трех сыновей, по имени которых были названы три главных племени древних германцев: племена, жившие на побережье, получили имя " Ингевонов"; жившие
континенте - " Гермионов"; и прочие - " Истевонов". В пику Тациту и другим классическими историкам, пытавшимся связать эти имена с географией. Лист ут- верждал, что они указывают на социальные сословия внутри ариогерманского племени. Он полагал, что Ин- гевоны, Гермионы и Истевоны представляют сельскохо- зяйственное, интеллектуальное и военное сословие соот- ветственно. Интеллектуальное сословие, клан королей- священников, послужило Листу основанием всех дальнейших политических построений. Он гер- манизировал слово Гермион в " Агшапеп", имея в виду наследников солнечного короля, а их сообщество опре- делил термином " Armanenschaft".
Короли-священники были ответственны за все дела правления и образования древнего общества, эти обязан- ности были возложены на них их глубокой мудростью. Мудрость состояла в знании германской теософии. Обла- дание этим знанием рассматривалось как абсолютное и священное право политической власти для посвященных, тогда как общество расслаивалось в соответствии с тем, насколько каждый класс причастен знанию. Лист под- черкивал то обстоятельство, что указанное знание не было одинаково доступно всем членам общества. Он ука- зывал на двухъярусную систему экзотерического и эзо- терического обучения знанию. Экзотерическая доктрина (Вотанизм) предполагала популярную форму мифов и притч, предназначенных для низших социальных классов, эзотерическая доктрина (арманизм) имела дело с тайнами знания и ограничивалась учениками из высшего круга. Поскольку Armanenschaft было структурой, ответствен- ной за образование, то такое разделение административно было легко достижимым.
Лист описывает Armanenschaft, пользуясь кон- цепциями франкмасонов и розенкрейцеров. Элита свя- щеннослужителей разделялась на три ранга в соот- ветствии с рангами иерархии ложи: вступающие в ученичество, братство и мастера масоны. Каждая ступень означала определенную степень посвящения в знание. Помня о масонских ритуалах, Лист каждый ранг древних священников снабдил собственными особыми знаками, рукопожатиями и паролями. Перед тем как перейти в ранг брата, неофит должен был провести семь лет за изучением Эдды и элементарной теософии. На следую- щей стадии обучения он путешествовал по другим цен- трам арманизма, приобретая необходимый опыт свя- щенника, руководителя и учителя. По прошествии семи лет, подготовленный и умудренный брат мог перейти в ранг мастера, на ступень полного посвящения. Здесь он прикасался к последним тайнам знания, которые не могли быть сообщены при помощи языка: Лист описывал эти таинства знания такими оккультными формулами как " утраченное слово мастера", " непроизносимое имя бога" и " философский камень", изъятых из масонского, каб- балистического и алхимического наследия XVIII века или же собственной формулой, составленной из пяти гласных < f6.gif> Arehisosur < f7.gif>. Франкмасонство, таким образом, по- служило Листу моделью для иерархии священников, осно- вывающей свою власть на механизмах посвящения.
Помимо власти мастера над подчиненными ему брать- ями, гностическая градация поддерживала и кол- лективную власть Annanenschaft над непосвященным большинством. Обладая " высшим и священным статусом" Annanenschaft пользовалась и соответствующими высшими привилегиями. Поскольку и король, и знать происходили из коллегии мастеров, сословие абсолютно доминировало в делах правления. Знание священников сочетало в себе науку, религию и право, что позволяло им пользоваться абсолютной властью как учителям, жре- цам и судьям. Органы правления, школы и суды являлись арманистскими центрами или " высшими зонами" (Halgadome). Всякая власть, таким образом, выступала как средоточие законности и святости.
Рассказывая историю Annanenschaft, Лист продолжая опираться на оккультные материалы розенкрейцеров алхимии, военных религиозных орденов и франкмасон ства. Он утверждал, что Armanenschaft, подвергнувшееся преследованиям в древней Германии, выжило до насто- ящего времени лишь в силу того, что его таинства тща- тельно оберегались в обществах розенкрейцеров и франк- масонов, рыцарскими орденами и учеными магами Ре- нессанса, превзошедшими все герметические каббалистические науки. Связь между этими различными группами скрывается запутанной мифологией теософов и атмосферой тайны, окружающей такие общества XVIII веке. Для того, чтобы понять оценку Листом этих групп как социальных агентов арманизма в темные вре- мена, необходимо подробно рассмотреть эти мифологии.
История указанных мистификаций может быть понята только в связи с ростом иррационализма в середине XVIII столетия. Эта тенденция частично оказалась реакцией на изменение взглядов просвещенных на- следников абсолютизма в Германии, которые отказались считаться с наследием традиционных законных привилегий, неприкосновенности духовенства и народных предрассудков. Реформа просвещения представляла уг- розу для многих людей, поскольку обещала разрушить скрепленные временем привычки и культурные ценности. В иррационализме люди нашли конкретное идеологиче- ское оружие для борьбы с грядущим обновлением. Су- ществовали и более древние источники нового иррационализма: традиционная религиозность, пиетизм, восхищение мистическим способом решения загадок природы, - все это находило выражение в оккультных науках. Новый иррационализм был, таким образом, результатом слишком высокой оценки эмоций и интуиции, соединенной с отвращением ко всякому аналитическому разуму, материализму и эмпиризму. Ду- ховное настроение, широко распространенное в Германии, породило множество сект и обществ во второй половине восемнадцатого века, посвятивших себя всему оккульт- ному и таинственному. Именно они и ответственны за оживление интереса к алхимии, розенкрейцерам и франк- масонам.
Возникновение ордена розенкрейцеров следует датировать началом семнадцатого века, когда в Касселе были опубликованы два анонимных манифеста, приписы- ваемых Chymische Hochzeit Иоанна Валентина Андрее (1586-1654). В манифестах объявлялось о существо- вании тайного братства, имеющего целью " универсальное и всеобщее преобразование мира". Предположительным создателем братства назывался Христиан Розенкрейц, живший приблизительно с 1378 по 1484. Преобразование мира должно было совершиться путем соединения про- тестантизма с магией и алхимией и каббализма с сов- ременными медицинскими и научными знаниями. Фрэнсис Йетс высказывал предположение, что манифесты выражали надежды, возлагаемые на Фридриха II, как на " политико-религиозного лидера, призванного решить проблемы века" в то время как их содержание выглядело своеобразным герметическим возрождением среди проте- стантских интеллектуалов в эпоху, когда угасли перво- начальные импульсы герметизма (Возрождение, XV век). Привлекательность такого проекта во времена жесткого религиозного и идеологического противостояния кануна Тридцатилетней войны очевидна. Из этой смеси мистиче- ского благочестия, утопических надежд и герметико-каб- балистических идей возник миф о розенкрейцерах, ко- торый на протяжении многих лет очаровывал интеллек- туалов, стремящихся к знанию и моральному обнов- лению. Клаус Эпштейн отмечал, что особенно привлекательным он выглядел для консерваторов, пос- кольку подчеркивал ценность древней мудрости для бу- дущего развития.
Если розенкрейцеры начала XVII века лишь частично были связаны с алхимией, то их наследники серьезно сосредоточились на овладении секретами превращений, на " философском камне" и эликсире жизни. В 1710 году в Бреслау вышла работа под загадочным названием Die warhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brьderschaft aus dem Orden des Gulden - und Rosen-Creutzes. Ее автором был Sincerus Renatus, в действительности Зигмунд Рихтер, пастор в Силезии, изучавший Парацельса и Якоба Беме. В свете других документальных находок, касающихся Центральной Ев- ропы, Кристофер Макинтош утверждает, что распрост- раненное алхимическое движение под названием Gold und Rosenkrenz существовало во второй половине XVIII века. То ли в 1747, то ли в 1757 в Берлине возник квазимасонский розенкрейцеровский орден с ана- логичным названием, с иерархией из девяти рангов основанной на каббалистичееком Древе Жизни. Эта организация имела известное политическое влияние, пос- кольку среди ее братьев числились король Фридрих Вильгельм II и его первый министр Иоганн Кристоф фон Вольнер (конец 1780-х). Идеология ордена связывала мистицизм с консервативными и антипросвещенческими позициями.
Лист был знаком с источниками розенкрейцеров, пос- кольку использовал каббалистическую иерархию десяти степеней, особо отличающую некоторые ордена. Возмож- но, он унаследовал эту идею от Франца Гартмана, ко- торый мог быть знаком с розенкрейцеровскими структу- рами Ордена Золотого Дна (Англия), поскольку, в свою очередь, общался с Теодором Рейссом, основавшим в 1902 отдельные масонские и розенкрейцеровские ложи вi Германии совместно с Вильямом Весткоттом, непосред- ственным участником Золотого Дна. В любом случае литература о розенкрейцерах в Германии начала век была очень многообразной. О них писали и Франц Гарт- ман и Рудольф Штайнер, алхимико-розенкрейцеровские тексты конца XVIII века публиковались в журнале Цильмана (1905). Когда Лист сделал далеко идущее утверждение о том, что розенкрейцеры XVII и XVIII ве- ков являлись носителями арманистского знания, он тем самым пополнил штат адептов для своего учения. Кроме отклика, какой это утверждение нашло у теософов, мож- но было рассматривать его и как цель первоначальных розенкрейцеров. В контексте Листа " универсальное и все- общее преобразование" дополнялось национальным воз- рождением, возможным благодаря проникновению в традицию арийско-германской мудрости.
Помимо предположительной связи тамплиеров с ар- манизмом, необходимо отметить и отношения Рыцарей Храма с оккультизмом. Эта сложная история касается двух различных мифологических линий: средневековой легенды о тамплиерах и ее смешении с франкмасонством в XVIII веке. Основанный в 1118 году первый союз Ры- царей Храма был странствующим военно-религиозным орденом; он вынужден был покинуть Святую Землю в 1291 году. Затем орден стал жертвой клеветнической кампании, открытой королем Франции, который не мог терпеть в своих пределах их власти и влияния. Он обвинил тамплиеров в сатанинских культах, извра- щениях, богохульстве, включая поклонение огромному идолу в форме человеческой головы. По причине этих наветов, орден был безжалостно истреблен, а его руко- водители сожжены в 1314 году. Несмотря на возможную ложность обвинений, исторические свидетельства о тамплиерах окружены аурой тайны и ереси. Атмосфера средневекового преследования сказалась и на масонской версии движения.
В начале XVIII века возникли институты современ- ного масонства. Следует отметить, что новая организация молитвенных домов институционально была связана с действующими ложами масонов и мастеров-строителей, датирующихся еще XIV и XV веком. В конце XVII века франкмасоны стали объединять действующие ложи с целью создания организации, где профессиональная и правящая верхушка смогла бы обсуждать вопросы политики и бизнеса в атмосфере духовного единства и солидарности. Новая структура унаследовала ритуалы старой, только традиции братства стали аллегорией и символизировали идеи веры и всеобщей любви. После офицального возникновения в Англии в 1717 году, ма- соны вскоре переместились на континент. В Германии, где масонские обряды интенсивно проникали в мистические и теософские секты, франкмасонство начало смешиваться с наследием тамплиеров.
Хотя идея рыцарского масонства впервые проникла в 1737 во Францию, первый орден тамплиеров возник в Германии под началом барона Готтхельфа фон Хунда (1722-1776). Назвав свой орден Орденом Строгого Повиновения. Хунд объявил, что владеет секретными документами тамплиеров, датированными временем их преследования и доказывающих, что его орден является законным наследником тамплиеров. Хунд был убежден, что тамплиеры были причастны тайнам храма Соломона в Иерусалиме, что и послужило причиной возникновения ордена. Считается, что такая римская мистификация франкмасонства появилась с очевидной целью обеспечить аристократическим происхождением институт, состоящий из среднего класса, и компрометируемый низким прош- лым ремесленников.
Масонский и оккультный интерес к тамплиерам в конце XVIII века повлиял и на ученых, изучающих верования и культы исторических тамплиеров. В попытке связать их ересь с экзотическими культами внимание сосредоточилось на богохульстве и на поклонении голове идола. Одна из версий описания головы, содержащихся в судебных документах, называет ее Бафомет и связывает ее смысл с мусульманской верой. Это имя отсылает также к гностическому культу Офита, процветавшему в первые пять веков нашей эры. Иозеф фон Хаммер-Пургшталь предполагал, что идол заимствован из сектанстких куль- тов, с которыми тамплиеры находились в контакте во время пребывания в восточном Средиземноморье.
Все эти мифологии вошли в оккультный мир в конце XIX века благодаря творчеству выдающегося француз ского оккультиста Элифаса Леви (1810-1875), чьи рабо- ты по магии изучались Блаватской. Тамплиеров вновь наделяли тайным знанием. Оккультный тамплиеризм процветал среди квазимасонских орденов и по меньшей мере два особых ордена тамплиеров возникли на контине- нте около 1900 года. Ordo Templi Orientis (ОТО) стала результатом спонтанной масонской деятельности Теодора Рейсса, Франца Гартмана и Карла Кельнера между 1895 и 1906; расистский Ordo Novi Templi (ONT) был основан Ланцем фон Либенфельсом около 1907.
Возможно, большинство своих идей о таплиерах Лист почерпнул из масонских источников, но его представ ления были окрашены поэзией Грааля, мотивами Парсифаля, которыми его одушевил Ланц. Он широко использовал эти мифы, желая доказать, что средневеко- вые тамплиеры пронесли арманистское знание через всю долгую ночь христианской эпохи. Лист пришел к выводу, что идол " Бафомет" был не головой, а гностическим знаком. Для Листа это был Мальтийский Крест, обра- зованный наложением друг на друга ориентированных по и против часовой стрелки свастик. Лист утверждал, {то тамплиеры пошли на смерть за свою верность одному из самых священных арийско-германских символов и что вдохновение поздних масонских орденов тамплиеров так- же охраняло это значение. Лист утверждал, что тамплиеры и розенкрейцеры " представляли наиболее вы- сокие слои тайного жречества, духовную и аристок- ратическую тенденцию, тогда как франкмасоны являлись более низкой ступенью... демократической тенденцией". Но помимо элитарного смысла рыцарства, тамплиеры были важны и в другом отношении. Поскольку они преследовались за свои убеждения, Лист с большей осно- вательностью мог утверждать о существовании заговора против любых попыток возрождения древней немецкой религии и ее защитников.
В своем коротком эссе " Das Mittelalter im Armanentuin" Лист описывает еще более удаленную груп- пу носителей арманизма. Это гуанисты Ренессанса, чье внимание сосредотачивалось на вторичном открытии гер- метических текстов. Особенно ценимы Листом - Пико делла Мирандола (1463-1494) и Джордано Бруно (1548-1600) в Италии и Иоханн Рейхлин (1455-1522), Иоханн Тритемиус (1462-1516) и Агриппа фон Неттес- схайм (1486-1535) в Германии. Лист утверждал, что их обращение к неоплатоническим и герметико-каб- балистическим идеям стало причиной расцвета древнего национального знания и облегчило католическое удушье средневековой Европы. Из криптографических работ Гритемиуса Лист скопировал " арийские" магические знаки; Агриппа был превознесен им как " старый ар- манист". Но более всего его реконструкции арманистской традиции послужил Рейхлин.
Рейхлин был провозглашен отцом немецкого гу- манизма за его пионерскую работу над греческими и еврейскими текстами. Окончивший несколько университетов, Рейхлин первоначально получил образо- вание судьи и поступил на службу в суд Вюртемберга в 1482 году. За свою службу был пожалован дворянством императором Максимилианом в 1494. Во время визита в Италию Рейхлин встретился с Пико делла Мирандолой, который подтолкнул его к изучению иврита. Впос- ледствии Рейхлии развил идеи, которые сделали, его немецким представителем ренессансного каббализма. Он был убежден, что философия Платона берет начало в еврейских мистических книгах Каббалы. Эти идеи были развиты в его трактатах De verbo mirifico (1494) и De arte cabbalistica (1517). Кроме своих занятий еврейским мистицизмом, Рейхлин написал оригинальную работу об иврите, которая открыла путь библейской учености, осно- ванной на древних текстах, что подтвердило его репу- тацию гуманиста, внесшего серьезный вклад в различные религиозные традиции, за исключением христианской.
Около 1510 года Иоханн Пфефферкорн потребовал, чтобы евреям Германии вернули их священные книги, конфискованные церковью во время кампании по насильственному обращению в христанство. Его требо- вания встретили отпор антисемитской духовной партии Кельна. Рейхлин презирал этот тип религиозной не- терпимости и обрушился на аргументы антисемитов с ядовитыми насмешками, за что и был обвинен в ереси доминиканцами Кельна. Мучительная тяжба продолжа- лась до 1520 года, когда Рейхлин все же был освобожден от обвинение. Но именно эта защита еврейских текстов привела Листа к убеждению, что Рейхлин был посвящен в тайны арманизма. Лист полагал, что первоначальные короли-священники устно передали свое знание рабби Кельна в восьмом веке для того, чтобы уберечь его от новой волны христианских преследований. Рабби скрыли эти тайны в каббалистических книгах, которые ошибочно были использованы как представляющие еврейскую мистическую традицию. Кельнская тяжба, таким обра- зом, представила Рейхлина как человека, пытающегося спасти сокровенные книги от антиарманистской церкви. Лист отдал Рейхлину роль великого арманистского рефор- матора, борющегося против католического заговора. Пок- лонение Листа перед Рейхлиным зашло так далеко, что он и себя считал реинкарнацией этого гуманиста XVI ве- ка.
Тамплиеры, ренессансные гуманисты, каббалисты и розенкрейцеры оказались зачислены в воображаемый ряд, протягивающийся от современных арманистов, подобных Листу и его друзьям, до преследуемых королей-свя- щенников, чье политическое господство потерпело крах во времена христианизации ранней средневековой Гер- мании. Эта тайная традиция закрывала собой зияние, образованное христианской эпохой между благословен- ными древними временами и их будущим возрождением. Утверждая, что Annanenschaft никогда не умирало, но существовало в тайных сектах, Лист мог допустить, что его собственный культ еще живой след иерофантической политической традиции, которая должна быть восстанов- лена в ордене, чтобы слава пангерманизма воцарилась над Европой.
Проекты новой пангерманской империи были разра- ботаны Листом подробно и недвусмысленно. Они пред- полагали безжалостное подчинение неарийцев арийским мастерам в жестко организованном иерархическом госу- дарстве. Определение кандидата на образование или дол- жность в общественных службах, в профессиональной и коммерческой сферах опиралось исключительно на признак расовой чистоты. Героическая ариогерманская раса освобождалась от всякого наемного труда и прочих унизительных занятий для того, чтобы управлять в ка- честве просвещенной элиты рабскими кастами не- арийских народов. Лист сформулировал систему политических принципов нового ордена: должны были строго соблюдаться расовые и брачные законы; культивировалось патриархальное общество; только мужчина, глава дома, обладал правами и только ариогер- манцы пользовались свободой и гражданством; каждая семья должна была иметь генеалогическую запись, под- тверждающую ее расовую чистоту; новый феодализм должен был формироваться через создание крупных сос- ловий, которые были наследственны, но правом насле- дования обладал только перворожденный мальчик. Эти принципы, опубликованные еще в 1911 году, невероятно похожи на Нюрнбергские расовые законы 1930-х и нацистский образ будущего.
Но Лист пошел еще дальше, предвосхитив и мистический элитаризм СС в нацистской Германии. Иерархическая структура ариогерманского общества опиралась на каббалистическое Древо Жизни. Эта оккультная система из десяти последовательных ступеней посвящения в гностические тайны служила основой но- вого ордена. По схеме Листа две самые низкие ступени означали индивида и его семью, целиком подчиняющихся пяти уровням власти. Над ними существовали три высшие ступени, чья абсолютная власть соответствовала ана- логичному расположению трех высших sefiroth (сферы) на Древе Жизни - " за покровом тайны". По Листу, вось- мая ступень включала в себя верховную знать, девятую занимали только король и его ближайшее окружение. Десятая ступень символизировала Бога. Лист подчеркивал мистическое совпадение восходящих и нисходящих сту- пеней и истолковывал традиционную каббалистическую формулу " насколько выше, настолько ниже" в том смыс- ле, что ариец есть богочеловек. Это использование Древа в целях политической иерархии превращало место власти в священную территорию. Поскольку древнее немецкое общество было теократическим государством, то и новый орден предполагал особую элиту, чья власть должна быть священной, абсолютной и таинственной. Идеальное го- сударство Листа выглядело как мужской орден с оккульт- ным собором. Аналогии с гиммлеровским планом орде- на-государства - поразительны.
Документы свидетельствуют о том, что Лист и члены его НАО находили большое удовольствие в том, чтобы быть членами тайной элиты. Лист стилизовал себя под Великого Мастера ордена и к нему так и обращались его последователи, тогда как и он наделял титулами сотоварищей в соответствии с иерархическими ступенями древних посвященных. Вернер Кернер был известен как Arz-Femo-Aithari и Лист тоже использовал титул Arz- Wiho-Aithari. Оба эти титула означали статус советника в девятой ступени каббалистической иерархии. Подчине- нные только Богу и королю, эти советники составляли верховное собрание ордена. На погребальных монументах статус посвященного также отмечался эзотерическими знаками: в 1911 году Генрих Винтер был похоронен в Гамбурге под грубообтесанным камнем, с выразанной на нем свастикой; целый холм с колонной, покрытой орна- ментом из знаков, воздвигли для Фридриха Оскара Ва- нека в 1914; в том же году Георг Хауэрштайн, похоронив свою первую жену, тоже положил в изголовье ее могилы камень со свастикой.
НАО предназначалась для мужчин, входящих в состав верхнего или среднего класса; они должны были быть немецкими патриотами и проживать на исторических землях Германии в Центральной и Восточной Европе. Лист настойчиво заботился о современной аристократии, которая могла бы сопротивляться прославянским инте- ресам и демократическим тенденциям Австрийского го- сударства; он рассматривал современную аристократию как законного наследника старых королей-священников. Лист был горячим сторонником габсбургской монархии и имперской династии, которую он хотел видеть во главе новой арманистской империи. Все эти порывы отчетливо свидетельствуют о его отношении к пробуждению не- мецкого националистического духа среди знати и других групп, чье традиционное положение было поставлено под угрозу ростом негерманских политических влияний в Австрии.
Миф о тайной элите не нов для европейской идео- логии. Он служил вечной темой для эпохи пост-просве- щения, пытавшейся перенести достоинство и власть религиозной ортодоксии в более узкий контекст секты. Барон фон Хунд молился за " неизвестных настоятелей" своего Ордена Строгого Повиновения, Весткотт создал третий орден " Тайных Глав" внутри своего " Золотого Дна", Блаватская говорила о тайных мастерах " Великой Белой Ложи": все эти авторитеты принадлежали одной традиции. Тайная элита обладала непререкаемой властью над видимыми служителями культа. Воображаемое сос- ловие королей-священников прошлого подтверждало и оправдывало претензии Листа на скрытое значение и особую власть. В то же время предполагаемое сущест- вование современного Armanenschaft помогало вере в то, что золотой век еще может наступить и что Германия и Австрия соединятся в теократическом пангерманском государстве, где интересы не-арийцев не будут играть никакой роли. В ближайшие тридцать пять лет такое видение мира приобрело законные формы в качестве иностранной политики Третьего Рейха.
|