Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вотанизм и Немецкая теософия
По мнению Листа, древние тевтонцы обладали гностической религией, позволявшей людям проникать в тайны природы. Вотан занимает место главного бога в немецком пантеоне. Основными источниками для древней религии служили руны и Эдда. Старая северная поэзия Исландии рисует красочную мифологию язычников, ко- торых Лист рассматривал как приверженцев Вотана, вы- нужденных бежать из Германии, спасаясь от христианских преследований на заре средневековья. Эдда, таким образом представляет собой запись мифов и ве- рований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он также считался магом и некромантом. " Хавамал" и " Во- люспа" описывают как Вотан предавался ритуальному самоистязанию, чтобы овладеть магическим ведением тайн природы. Если верить ученым XIX века, эти действия являются формой шаманизма. Ценою боли исполнитель ритуалов приобретает магическую и физиче- скую силу. В " Хавамал" Вотан ранен копьем и, без- защитный, привязан к дереву на девять ночей без воды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун. Спустившись с дерева, он со- ставляет восемнадцать рунических заклинаний, заклю- чающих в себе тайну бессмертия, способность к враче- ванию себя, искусство побеждать врага в бою, власть над любовными страстями. В " Волюспе" Вотан предлагает Мимиру собственный глаз в обмен на пророческое ведение будущего. Весьма вероятно, что этот миф напоминал Листу его собственные оккультные откровения в период слепоты 1902 года.
Руны общеизвестны как форма древнего северного письма - выразительные, отделенные друг от друга знаки - написанные или вырезанные в дереве, металле, камне; но они также высоко ценились за их магические свойства, способность служить амулетами заклинаниями. Каждая руна имела имя и собственную символику, выходящую за пределы ее фонетики и бук- вального смысла. Необходимо признать, что Лист вы ступил пионером оккультного чтения рун, поскольку он первым связал рунический алфавит с руническим заклинаниями Вотана в " Хавамал". Лист сопроводил каж- дый стих Вотана особой руной, присовокупив также ее оккультный смысл и окончательную формулу заклинания. Предполагалось, что эти оккультные смыслы и формулы составляют основное содержание вновь откры- той религии вотанизма. Ее классические максимы был таковы: " Познав себя, ты познаешь мир! "; " Заключи в себе мир и ты станешь творцом универсума! "; " Не бойся смерти, она не может убить тебя! "; " Твоя жизнь в руках Бога, доверься ему! "; " Брак - корень арийской расы! " " Человек одно с Богом! ". Ударение в этих максима неизменно падало на внутреннюю силу человеческого духа и его единство с Богом, открывающее гностическую природу вотанизма.
Но вотанизм также подчеркивает мистическое единство человека с миром и его магическую власть над ним. Мир здесь описывается как непрерывная черед превращений, как путь через " рождение", " бытие", " смерть" и " возрождение". Вращение планет, смена вре- мен года, процветание и упадок всего живого подтвер- ждают истинность простой циклической космологи За этой цепью перемен и превращений Лист видел " первичные законы природы". Законы говорили о сокро- венном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе как проявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единого космоса и пото- му был выужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой. Все напряжения и против речия должны были изживаться в таинственном единении человека и космоса. Расовая чистота выглядела естест- венным следствием верности природе.
Двойственные идеи магической самости и мистичес- кого единства в листовской версии гностической религии Вотана отражают духовные противоречия романтизма XIX веке, который, в свою очередь, являлся реакцией на более общие культурные и социальные сдвиги, произо- шедшие в Европе того времени. Георг Л. Мосс, исследуя мотивы романтизма, в связи с этим писал: " Запутавшиеся и прижатые к стенке, люди пытались быть собой. Но по- скольку размах индустриальных преобразований, их причины и следствия ускользали от разума, многие рациональному решению проблем предпочли собственные эмоциональные глубины. Желание найти самого себя сопровождалось противоречивым стремлением принадле- жать чему-то большему, нежели индивидуальная душа... поскольку социальные условия выглядели лишенными ясности и угрожающими, романтики искали такого все- объемлющего единства, которое не имело бы отношения к преобладающим экономическим и политическим обсто- ятельствам".
Вот и Лист сформировал свою религию из архаических материалов в пику современности. Его учение опиралось на мощь и незыблемость индивидуального духа в царстве природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта религия должна была воскреснуть в вере и моральном единении нового движения пангерманистов.
Для воссоздания древнего знания Лист использовал понятия современной теософии. В этом ему послужили два различных источника. Первым стало творчество Мак- са Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зе- бальдт начал свою литературную карьеру как издатель журнала " Практическое христианство" (1891) при со- трудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося пред- ставителя Lebensreform в Германии. Много писал о путе- шествиях и чужих странах. В 1897 начал публиковать толстые тома по сексологии. Его " Ванидис" (1897) и D. I. S. " Сексуальные религии" (1897) описывают сек- суальные религии арийцев, священные евгенические практики, предназначенные для укрепления чистоты расы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом в Лейпциге, известным своими теософскими изданиями и проилллюстрированы магическими кривыми свастики; рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зе- бальдт опубликовал " Генезис" (1898-1903) в пяти томах, где исследовал эротизм, либидо, манию в контексте сек- сологии и расизма.
Берлинский автор с очевидностью предвосхитил ариософию, соединив расовые доктрины с оккультными идеями и сопроводив это сочетание причудливым истол- кованием тевтонских мифов. Содержание " Ванидиса" указывает на его склонность к выявлению метафизиче- ского смысла символики немецкого пантеона. По Зе- бальдту древняя арийская космология определялась твор- ческим актом бога Мундельфори (Mundelfцri), который создал мир из первоначального огненного хаоса. После чего определилась двойственность полярных начал ма- терии и духа, мужского и женского. Он настаивал на значении евгенических мероприятий для арийского пре- восходства, поскольку только соединение " чистых противоположностей" могло бы освободить первоначаль- ную энергию, заложенную в этой двойственности и тем самым способствовать рождению отличного потомства. Схожие идеи в последующие годы появились и в труда Листа.
Первое указание на то, что Лист знаком с творчество Зебальдта содержится в его анонимной статье " Germanischer Lichtdienst", опубликованной в " Des Scherer", сатирическом тирольском ежемесячном журна- ле, сотрудничавшем с австрийскими пaнгepмaниcтaми. Обсуждая религиозное значение языческих солнечных феерий. Лист высказывал предположение, что этот риту- ал символизирует первоначальное рождение солнца. Он также утверждал, что свастика является священным арийским символом, поскольку происходит Feuerquirl - огненной метелки (венчика), вращением ко- торой Мундельфори приводил космос к бытию. В сен- тябре 1903 венский оккультный журнал " Гнозис" опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е бальдту. В ней исследуется " древнеарийская сексуальная религия" и мистическая космогония, фазы которой иллюстрируются иероглифами < f2.gif>. Здесь Лист также впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении и кармической предопределенности. Он различает мeжду экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм) формами религиозного учения и пишет о неограниченной власти, которую посвященные имели над обычными людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан, Донар и Локи понимаются им как символы эзотерйческих, космологических идей, что является зембальдтианским штампом, очевидным для современников. Этой статьей Листа отмечен первый этап в истолковании германской оккультной религии, главной заботой этого этапа высту- пала расовая чистота.
В последующие несколько лет работы Листа приобрели откровенно теософский характер. Его заметки и ссылки постоянно указывают на " Тайную доктрину Блаватской, опубликованную в немецком переводе Вильгельмом Фридрихом, и на немецкое издание " Ут- раченной Лемурии" Вильяма Скотта Эллиота с описанием сказочного континента и исчезнувших цивилизаций. Лист больше не употребляет привычное " немцы" и " народ", но пользуется словами " ариогерман- цы" и " раса", как будто подчеркивая совпадение с пятой корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жре- цы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в 1890-х годах, теперь превратились в просветленную гностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что соответствовало иерофантам " Тайной доктрины". в " Таинствах ариогерманцев" (1908) основные элементы теософской космогонии в их предполагаемом отношении к арийской вере хлынули потоком. Скрытые и явные божества, рождение мира божественным дыханием, первичный огонь как источник силы, напоминающей Fohat, постепенная эволюция космоса в соответствии с подчинением этой силы " законам природы", - все это получило здесь детальную проработку. Заголовки разде- лов сопровождались теософскими надписями и знаками < f3.gif>. В синтезе теософии и немецкой мифологии за- кладывался фундамент мировидения (weltanschaung) Листа. Тогда как в первых трех " исследовательских отче- тах" слово " теософия" применительно к воображаемому миру тевтонских верований встречалось только случайно.
Лист обнаружил глубокое знание теософических де- талей. Жизнь у него развивалась в соответствии с " раз- мерностью", ее усиление предполагало прогрессивное вос- хождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях и циклопических постройках атлантов. " Религия ариогер- манцев" (1910) содержала долгое обсуждение индуистских космических циклов, воодушевленное гипотезой Блаватской. Лист был глубоко захвачен количественным соответствием между арифметическими загадками " Гримнизмал" в Эдде и числом лет в Калиюге, самой короткой и наиболее упадочной из индуистских эпох. Источником своих размышлений он считал " Тай- ную доктрину" Блаватской. Астрологические анализы в его книгах появились в 1910 году, в том же году Тео- софский Издательский Дом выпустил первый популярный немецкий астрологический журнал.
В " Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) тео- софская космогония описана следующим образом: изу- чение того, как божество обнаруживает себя, ведет к трем формам Логоса и соответствующим кругам огня, воздуха, воды и земли. Лист изображает эти этапы при помощи индуистских знаков Блаватской < f4.gif> и связывает первые четыре круга с мифологическими тев- тонскими царствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и Мидгард, в которых правили соответственно драконы огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В его адаптаци семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается влияние Блаватской. Лист полагал, что ариогерманцы представляли пятую действующую расу в нынешнем кру- ге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывал четырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты были признаны родственными титану Бергельмиру, пережившему потоп в северной мифологии, а треть раса - титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской Лист полагал, что третья раса (ее лемурианцы) первой перешла к половому размножению. Две первые расы родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами соответствовали астральной и гиперборейской расам схеме Блаватской.
Эта германизация теософии представлена трем таблицами в приложении. Первая из них иллюстрируя эволюционные ступени одного полного циклического перехода от единства к множественности и до возвра- щения к единству. Теософские понятия неявного и явного божества, трех форм Логоса, пяти первоначальных сфер (включая эфир) и появление человечества Лист сопро- водил германизованными мифологическими эквивален- тами. Так, божество Аллватер раскрывалось у него трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Серии направленных против часовой стрелки трискелионов свастик, перевернутые треугольники, символизировал этапы космической эволюции нисходящего цикл (движение от единства к множественности), в то время как движение по часовой стрелке и линии, обращенных вверх, свидетельствовали об обратном пути к богу. Взаимное наложение " падающих" и " восходящих" линий образовывало знак сложной структуры, похожий на гек- саграмму и Мальтийский Крест < f5.gif>. Лист утверждал, что эти последние знаки особенно священны, поскольку они соединяют противостоящие силы творения: на вершине цикла они указывают на ариогерманского богочеловека высшую форму, которой только может достичь жизнь в универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистиче- скую схему " соответствий" между растениями, деревьями птицами и божествами классического и немецкого пан- теонов. Франц Гартман комментировал эту работу, сравнивая ее с " Разоблаченной Изидой" Блаватской и хвалил Листа за раскрытую им связь германских и индуистских учений.
В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний из своих " исследовательских отчетов", " Протоязык ариогерманцев", в котором вводились все новые тео- софские понятия применительно к национальному прош- лому. Для корневых рас лемурианцев и атлантов он предназначил земли затонувших континентов, о которых он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту и зоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты и огромные обломки скал Нижней Австрии указывают на сохранившиеся Атлантические " островки" в центре современного европейского континента. На карте, прила- гаемой к работе. Лист пытался соединить геологические периоды Земли, по данным современной палеогеографии с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000 лет или кальпа по индуистской хронологии.
Почему же теософия стала такой важной частью исследований Листа? Один из ответов на этот вопрос может связываться с чрезвычайной модой на теософию и с тем фактом, что многие участники Общества Листа глубоко интересовались оккультизмом. Фридрих Ванек, например, был рьяным спиритуалистом и верным учеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми; полковник Блазиус фон Шемуя (1856-1920) был связан с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте, с 1890, среди последователей которого были также Франц Гартман и Вильгельм Губбе-Шлейден. Шемуя был вы- дающимся теософом и другом Деметера Джоржвитца- Витцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr Okkultismus и писавшим различные оккультные труды под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелинг написал статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и оккультизму; Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона и написал иссле- дование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ве- дущих астрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе оыл участником культа Mazdarnan и вместе со своим оратом Генрихом основал коммуну под названием " Ариана" близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн увлекался хронологическими построениями, касательно циклов и написал эзотерическую историю церкви. На- конец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным направлением расистского оккультизма многим был обя- зан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи у своего
молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о манихейской борьбе между расой господ (ариогерманцы) и расой рабов (не-арийцы); о первоначальной родины арийцев, исчезнувшем полярном континенте под на- званием Arktogдa.
Теософия предлагала этим людям целостный взгляд на мир, возможность видеть настоящее через призму прошлого. Воображаемое прошлое оправдывало множе- ство самых разных социальных, политических и куль- турных идеалов, таких как расизм, магия, иере фантический элитаризм, единодушно отвергавших со ременный мир. Будучи вполне мифологическим, это оправдание все же включало в себя современные научные достижения, представления об обществе и истории ссылки на сверхъестественное. И это было спасением для тех, кого не устраивала современная жизнь. В лучшем случае, оккультные предрассудки могли усилить и на- полнить смыслом сопротивление происходящим социаль- ным процессам. В худшем случае, они позволяли уйти в мир фантазии, где обладатели истинного знания могли чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды мира действительного.
|