Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкий золотой век 1 страница
Фриц Саксль, немецкий исследователь Ренессанса, прежде всех обратил внимание на возрастающий интерес к гаданию и предсказанию судьбы в начале двадцатого века. Он датировал эти перемены 1910 годом, отметив, что количество журналов, посвященных астрологии за последние десять лет в Германии резко возросло, их сопровождали специальные учебники, отдельные gроро- чества и репринты классиков астрологии. Как и следо- вало, наряду с астрологией появились хиромантия, ну- мерология, каббализм и карты таро и определили собой научный фундамент для популярного движения, чу- довищно разросшегося в 1920-г годах. Допуская возмож- ную нелепость этих наук с логической точки зрения, Саксль отмечал, что душевные и религиозные причины такого движения все же чрезвычайно важны. В теоретическом отношении вычисление дат, на основе установленных соответствий между естественными фено- менами и человеческими поступками, могло и не иметь научной ценности, но смысл предсказания отражал же- лания и нужды людей. Предсказание будущих событий могло оказаться жизненно важным для тех, кто испы- тывал тревогу и подавленность. Во время краха всех ожиданий Саксль увидел в пророчествах знак растущего социального недовольства. Он рассматривал эти прояв- ления времени как симптомы Первой Мировой войны.
Пророчества Листа были адресованы немецкой нации в целом, но, оказалось, могли быть пригодны и для определения индивидуальной судьбы. Он предсказывал приближение эпохи благополучия, которая облегчит не- счастья немецких националистов в Центральной Европе. Этот оптимистический взгляд в будущее не противоречил его пафосу по отношению к прошлому. Предсказание счастливого национального будущего оказывалось есте- ственным продолжением ностальгии об утраченном зо- лотом веке, поскольку означало один и тот же вообра- жаемый мир. Прошлое и будущее представляли собой две стороны одного контридеала, возникшего на почве жестокого разочарования в настоящем; тайное наследство арманизма, пронесенное через ночь христианской эпохи, служило мостом между двумя идеальными образами; оно одновременно было реликвией древнего благополучия и предвестником нового порядка. В этой главе мы иссле- дуем характер пророчеств Листа, оценим их социальное значение и попытаемся показать как его циклическая концепция времени поддерживала идею о фундаменталь- ных колебаниях счастья, и как эти настроения позднее были преображены мыслью о спасении и линейной кон- цепцией истории.
Три источника теологического вдохновения повлияли на циклический образ времени, в который верил Лист: непосредственно исповедуемая им святость природы, се- верная мифология и современная теософия. Мы уже показывали как содержание арманистских доктрин опре- делялось " законами природы", эти же в свою очередь зависели от всеобщих планетарных и органических циклов космоса. Лист часто восхищался этими космическими ритмами еще в своих ранних очерках, посвященных национальному пейзажу: их устойчивые законы предполагали неизменный божественный принцип, в его поздних работах превратившийся в циклический образ времени. Влияние северной мифологии также очень велико в этом отношении. Упоминания Листа о Fimbulwinter и Gцtterdдmmerung заставляют предположить, что он был знаком с язы- ческими легендами в соответствии с которыми ожидался приход жестокой зимы, после чего земля должна была быть уничтожена огнем и водой для того, чтобы возникнуть снова " богатой, зеленой и светлой как никогда прежде, свободной от страданий и зла". Согласно этим мифам, периоды разрушения и сотворения повторялись непрерывно. Наконец, на Листа повлияла и теософия с ее космическими кругами и последовательными перевоп- лощениями индивидов в каждом круге; все это заставило его поверить в возвращение вещей.
Такое представление о времени могло уживаться с идеями о спасении и искуплении, но лишало их наиболее напряженного, конечного пункта. Завершение каждого цикла конечно означало духовную эволюцию и космиче- ское обновление, но один цикл сменялся другим: всякий организм предназначался к падению и возвращению в вечность. Этому восточному фатализму времени и судьбы Лист предпочитал иудейско-христианскую версию спа- сения. Используя теософские материалы для своей кос- мологии, он все же неохотно принимал ее эзотерические следствия. Надежда на восстановление традиционного мира и национальное возрождение вели его к западному апокалипсису. Так, в его творчестве непрерывно спорили между собой концепция линейного времени, окончатель- ного искупления и циклические моменты, заимствован- ные из теософии. Помня о листовских поношениях христианства, нельзя не улыбнуться этой ситуации. В результате образ пангерманской империи оказался практически полностью основанным на западном апо- калипсисе.
Еврейский и христианский апокалипсис отличаются от других форм пророчеств утверждением качественного различия между настоящим и будущим. Дуалистическая и линейная схемы времени соединяют пессимистический взгляд на настоящее с фантастическими и светлыми обра- зами будущего. В настоящем люди всегда подвержены лишениям и несчастьям. Апокалиптический писатель ча- сто говорит о том, что мир есть возрастание морального и физического падения. Эти жалобы сопровождаются обвинениями: мир во власти Сатаны и злых сил. В точке совпадения с самим повествованием, исторический обзор превращается в пророчество. Апокалиптический автор предсказывает, что старые болезни усилятся, разнооб- разие их возрастет; он перечисляет несомненные признаки окончательной катастрофы: жестокие климатические сдвиги, засухи, землетрясения и пожары. Появляется дух зла, дракон или другое чудовище, ко- торый терзает человечество. С приближением конца вре- мен " страдания мессии" становятся невыносимы. И тогда внезапно появляется божественный воитель, он освобож- дает избранных, разрушает тиранию зла и устанавливает свое божественное и справедливое царство на земле. Эти действия открывают новый век, когда радуются избран- ные и не знают страданий искупленные: этот новый мир не подчиняется обычным законам природы и физическим ограничениям; счастье и удача царят здесь вечно.
Основные черты западных апокалиптических проро- честв верно угаданы в этом общем очерке. Лежащий во зле, век достигает апогея, а когда приходят новые вре- мена, те, кто страдал, оказываются спасены и возвышены. Разумеется, такие пророчества имели большую власть над несчастными людьми. Норман Кон показывал, на- сколько буквально относятся к таким пророчествам поте- рявшиеся в жизни люди. Когда очередные несчастья обрушиваются на них, они уже слышат " вопли мессии". Тираны обыкновенно отождествляются с апо- калиптическим чудищем последних дней, воплощением Антихриста. Растет ожидание искупителя-мессии, кото- рый исполнит пророчество, установив счастливое тысячелетие, в котором они будут участвовать как избранные. Эти надежды заставляли их думать о себе как о мессианском авангарде и бунтовать против сложившихся структур для того, чтобы завоевать для себя достойное место в новом мире. Степень их воинствен- ности обычно определялась ощущаемой близостью спа- сения.
Воскрешение древних религиозных фантазий в кон- тексте западного революционного воображения свиде- тельствует о глубокой укорененности стремлений к сча- стью и комфорту во времена насилия и раздоров. Ведь нищета, эпидемии и войны всегда существовали в сред- невековой Европе и тем еще не порождали апо- калиптических настроений: идеи золотого века тоже были традиционны. Однако движение Lebenswelt увидело в апокалиптике фундаментальную систему объяснения сов- ременных признаков упадка. Предположительный его источник идентифицировался как абсолютное зло, а уничтожение его означало предвосхищение золотого века. Абсолютные категории добра и зла, права и греха вос- станавливали равновесие в умах дезориентированных лю- дей. Эсхатологические идеи, таким образом, никогда не покидали иудео-христианской орбиты религиозного влияния.
Лист продолжал традицию апокалиптики, выражая крайний пессимизм относительно современного австрийского общества. Его возмущение особенно возра- стало, когда дело касалось национального вопроса. В предшествующее десятилетие статус немецкого языка и немецкой культуры в Австрии постоянно подвергался сомнению славянами империи. Процесс этот зашел очень далеко при правительстве " Железного кольца" которое поддерживало клерикальные, консервативные и сла- вофильские интересы с 1879 по 1893 годы. Триумф сла- вофилии наступил в 1897, когда граф Бадени ввел свои законы о языках, обязав всех гражданских служащих Богемии говорить на чешском и немецком - мера, явно направленная против немецкого населения. Лист вы- ступил против клерикальных и социалистических партий, предпочитавших славянские интересы, под лозунгами Шонерера и движения Los von Rom; он осудил как незаконное назначение чешских священников в немецкие приходы в этнических провинциях и отрицал преобла- дание славян в бюрократической системе гражданской службы.
Его критика современной Австрии затрагивала и более широкие социальные и экономические вопросы. Так, он был недоволен экономическими тенденциями, ведущими к капитализму laisser-faire и крупномасштабным пред- приятиям, поскольку они подрывали существование ху- дожников, ремесленников и владельцев небольших предприятий, принадлежащих среднему классу. Он со- жалел, что торговое дело утратило свой этический кодекс, и говорил о падении гильдий как о разрушенном " оплоте бюргерского мира". Собственный план экономического устройства он ностальгически связывал с докапита- листическими формами производства, давно уничтожен- ными процессом обновления. Рост современного банков- ского дела и других финансовых институтов он оценивал как махинации безнравственного меньшинства, спе- кулирующего бумагами за счет честных людей, которые занимаются производством реального и качественного товара. Все финансовые операции он назвал ростовщиче- ством и сделал это в период антисемитской кампании, развернутой газетами Шонерера и Аурелиуса Польцера. Историю банкротства Венской фондовой биржи в 1873 он, конечно, представил как неизбежный результат сов- ременной деловой практики.
Критика Листом новой экономики действительно отражала настроения многих австрийцев. Поскольку только прекращение индустриализации, на которой сос- редотачивали свое внимание государство и иностранные инвесторы, могло обеспечить капиталовложения местным предпринимателям обычно получающим деньги от банков и кредитных организаций. По этой причине капитализм рассматривался как удел немногих. Этот взгляд еще более укрепился после краха биржи в 1873, когда широкая публика просто отказалась вкладывать деньги в бумаги. Польцер комментировал эту ситуацию следующим обра- зом: поскольку рост капитализма был процессом, с ко- торым большинство населения не связывало себя, пре- обладающими чувствами оказались пессимизм и псевдо- революционный консерватизм. Работа же Листа состояла в том, чтобы выразить эти чувства в форме апокалиптиче- ского протеста.
Не менее пессимистическим было настроение Листа в отношении современных политических и культурных тенденций. Искренний защитник монархического принципа и династии Габсбургов, Лист отрицал все на- родные и демократические органы представительства. Парламентаризм был для него сущей нелепостью, пос- кольку опирался на большинство голосов, худо ли, хорошо ли, но определяющих политику. Современные культурные веяния также не радовали его: к феминизму он относился как к проклятию; к современной живописи - как к насилию над идеей немецкого искус- ства; в театре преобладали иностранцы и евреи. Расхожие мнения этого периода отражали апокалиптическое убеж- дение в том, что мир на грани вырождения и распада.
Следуя штампам vцlkisch писателей, Лист говорил о сельских жителях как о гарантах здоровья нации. Но в результате крупных миграций в города в конце XIX века крестьянство также пришло в упадок. Посещая опу- стевшие усадьбы Нижней Австрии, Лист мог наблюдать печальные следствия этого процесса. Падение крестьян- ского сословия, по его мнению, являлось признаком обще- национального истощения. Кроме того, сокращение числа жителей деревни и резкий рост городского населения также вызывали серьезное беспокойство. Население Вены между 1870 и 1890 утроилось и городские службы уже с трудом поддерживали порядок. Одна треть временных жителей занимала помещения из двух комнат и менее; город занял одно из первых мест по заболеваемости туберкулезом в Европе. Лист заметил, что в основном жертвами перенаселения становились сельские иммигран- ты; трудности адаптации и плохое питание окончательно разрушали здоровье нации. Физический упадок сопро- вождался моральным вырождением. Подобно средневеко- вым моралистам, перечислявшим смертные грехи. Лист сравнивал современную городскую культуру с извра- щениями поздней Римской и Византийской цивилизаций.
Совершенно очевидно, что описание Листом реаль- ностей современной Австрии фундаментально обес- ценивало настоящее. Особенному осуждению подвергался индустриально-урбанистический комплекс и вызванные им к жизни социально-политические институты. Следуя апокалиптическим принципам, Лист зашел очень далеко в утверждениях о том, что настоящей ситуацией мир обязан владычеству злых сил. Разрушение традиционных социальных практик и институтов было вызвано, по мнению Листа, более простыми и более сознательными причинами, нежели игра рыночных сил, социальных обстоятельств и структурных изменений в экономике. Лист искал более точной персонификации социоэко- номических отношений и нашел ее в грандиозном заго- воре Великой Интернациональной Партии. Эта вообра- жаемая сила представляла собой антропоморфную идею социальных влияний; тем самым все исторические со- бытия связывались с наделенными волей посредниками. Происхождение партии датировалось христианским заго- вором против ариогерманской иерархии. В настоящее время злой умысел Великой Интернациональной Партии можно было обнаружить в финансовых институтах, политических партиях, пренебрегающих немецкими национальными интересами, в защите эмансипации, реформ и интернациональном сотрудничестве. Очевидный парадокс единой силы, стоящей за всеми многообразными проявлениями современного общества не мешал апо- калиптической логике Листа: обнаружение низкой и бес- честной силы оправдывало его религиозный и ре- волюционный пафос в деле критики Австрийского обще- ства. Великая Интернациональная Партия явно была воплощением сатаны, неуловимым, но злобным и чу- довищным.
Перед лицом этой опасности Лист занялся поиском признаков, свидетельствующих о национальном спа- сении, как этого требовала традиционная апокалиптиче- ская модель. Он изобрел несколько теорий, доказывая, что такие признаки уже имеют место, заимствуя хроно- логические понятия из индуистской космологии и запад- ной астрологии. В 1910 он вновь занялся космическими циклами и их теософской популярной версией. Размыш- ления о периодическом рождении и разрушении всех организмов позволили Листу связать его апо- калиптические настроения с предположением о близком конце цикла: начало нового соответствовало бы и пришествию нового времени. Он погрузился в сложные вычисления, опиравшиеся на схемы Блаватской, чтобы доказать, что в 1897 закончился весьма существенный цикл. Другим источником для подсчетов послужили тру- ды современных немецких астрологов-теософов. Блават- ская уже писала о солнечном или звездном годе - вре- мени, необходимом планетам, для того, чтобы занять свое место в следующем доме зодиака. Она определяла этот период как 25.868 земных лет. Лист воспользовался этим термином и произвел от него звездный сезон, ко- торый длился 0.467 земных лет. Поскольку перемены сезона играли главную роль в пантеистической мифологии, применение концепции звездных лет к апо- калиптике было вполне последовательным. В серии ста- тей, опубликованных во время войны, Лист писал о " космических влияниях звездных сезонов", которые име- ют такую силу над человеческими делами. Арманистско- каббалистические вычисления убедили его в том, что зимнее солнцестояние 1899 совпало с зимним солнцесто- янием текущего звездного года. Несчастья времени и лишения войны поэтому были рассмотрены им как отра- жение космических бурь равноденствия, предвещающих приход звездной весны. Этот сезон означал и совершенно другой период в истории человечества. В рамках этой астрологической системы " мессианские страдания" вы- глядели космическими предвестниками искупления.
Другим знаком, наполнившим Листа мессианским оптимизмом, стало получение им в ноябре 1911 письма от некоего человека, называвшего себя Тарнхари. Этот человек, чье имя буквально означало " тайный король", называл себя наследником древнего рода Вольсунген. Таинственный эмиссар из далекого прошлого сообщил Листу, что его открытия, касающиеся ариогерманского прошлого совпадают с видениями его родовой памяти. Тарнхари также подтвердил существование Armanenschaft: он утверждал, что сам является реинкар- нацией короля-священника принадлежавшего к древней элите. И хотя появление Тарнхари подтверждало и ка- салось прошлого, Лист рассматривал реинкарнацию древ- него вождя как добрый знак скорого возрождения в будущем. Другие мессианские надежды, связанные с Тар- нхари, можно обнаружить в письме Фридриха Ванека к Листу, написанном в первые месяцы войны. Старый патрон считал, что Тарнхари должен выступить открыто, поскольку для Германии настал час нужды.
Все эти разнообразные знаки говорили о необ- ходимости уничтожить сатанического врага. Лист требо- вал истребления Великой Интернациональной Партии, чтобы ариогерманцы могли спокойно войти в обетованные земли счастья и благополучия. В 1911 году он написал пророчество о тысячелетнем сражении, которое странно предвосхищает военные действия Первой Мировой войны: " Да, арио-германо-австрийские -корабли еще пошлют своих ядовитых пчел, лучами Донара еще ударят огром- ные пушки наших дредноутов, наши армии еще пойдут на юг и на запад, чтобы сокрушить врага и восстановить порядок". Описание этих боев вполне соответствует апо- калиптической схеме. Грандиозный мятеж, напомина- ющий о сумерках богов или потоках варваров, сомнет адского врага, чтобы восстановить справедливый и все- германский порядок. В стремлении Листа к апо- калиптической мести легко угадать планы немецкой во- енной агрессии против негерманского мира. Он сам признавал, что интернациональная война могла бы более зримо удовлетворить его требования, и что антигер- манский враг все же лучше, чем воображаемая Великая Интернациональная Партия. Превращение тысячелетнего сражения в войну наций было выгодно Листу еще и в этом отношении, что отвлекало от бесполезного и неже- лательного протеста против местных структур, традиционные черты которых он все же надеялся сох- ранить. Соединение хилиастической агрессивности и неприязни к внутренней социальной революции подтвер- ждалось также стремлением к национальным войнам со стороны многих консервативных революционеров и фашистов в Европе.
Первая Мировая война поэтому была встречена лико- ванием во всех участвующих в конфликте странах. Не- которые историки предполагали, что такая реакция наро- да свидетельствовала о всеобщей жажде перемен, охва- тившей людей после нескольких десятилетий застоя. Другие думали, что это расцветающий империализм пытается отвлечь внимание от давления наступающих перемен. В любом случае, в Германии были популярны " Идеи 14 года", выразившие то чувство облегчения, ко- торое охватило всех, когда национальное единство прео- долело все социальные различия и проблемы перед лицом общего иностранного врага. Предвоенные пессимисты от культуры связывали все национальные трудности с вред- ными влияниями западных демократий, которые теперь пришло время уничтожить силой, в контексте этой эйфории вполне понятно и отношение Листа к войне.
В апреле 1915 Лист собрал встречу НАО в Вене. Он произнес торжественную речь, в которой приветствовал войну как начало тысячелетнего сражения, предвещавшее приход новой эпохи. Он предупредил, что этот переход- ный период первоначально может быть связан с увеличением трудностей, " ужасными преступлениями и сводящими с ума мучениями". Но все эти испытания должны окончательно послужить окончательному отде- лению добра от зла, поскольку все истинные немцы " вступая в новую эпоху не должны брать с собой ничего, что не принадлежало бы исконной природе арманизма". Война, таким образом, играла важную роль в представ- лениях Листа о золотом веке. Военные действия в отно- шении других государств отражали " страдания мессии" и также понимались как суд справедливости, который должен делить людей на эсхатологические лагеря спа- сенных и осужденных. Он завершил свою речь утверж- дением о дуализме времени, что совершенно соответст- вовало западной апокалиптической традиции.
Сторонники Листа разделяли его отношение к войне. Тарнхари говорил о войне как о " священной необ- ходимости". Эллегаард Эллербек датировал свои письма в соответствии с днями " святой войны". Лист тоже исполь- зовал такую хронологию, поставив под своим апо- калиптическим этюдом, озаглавленным " Es wird einmel..! " следующую подпись " Вена, тысячный день Свя- щенной Войны, 22 апреля 1917", и отметил этот день приглашением фотографа, который запечатлел его пог- руженным в исследования. И прочие, принадлежавшие к кругу Листа также смотрели на войну как на крестовый поход против демонических сил; ее суровые испытания, в траншеях ли, или в голодных городах, люди встречали с гордостью, уверенные в их апокалиптическом смысле.
Эта позиция добровольного принятия страданий под- талкивает к сравнению ее с феноменом, который Михаил Баркун определил как " утопию катастроф". Баркун на- блюдал амбивалентный характер катастроф, которые, с очевидностью приводя людей на край гибели, могут порождать также и неожиданное чувство счастья. Он отметил, что такие события часто создают временное ощущение общей цели и что " унизительные социальные различия растворяются во внезапно теплеющей, демок- ратической атмосфере". Эта оценка точно соответствует эйфории, описанной в " Идеях 1914" и освещает необ- ходимым светом энтузиазм Листа по отношению к действительным лишениям войны. Поскольку вера в зо- лотой век включала в себя убеждение в том, что счастью должны предшествовать ужасные несчастья, то объединение в эпицентре катастрофы только подтверж- дало апокалиптические ожидания. Для Листа страдание являлось залогом спасения.
Но как в действительности Лист представлял себе это коллективное спасение? Свой образ золотого века он строил на материалах средневековой немецкой апо- калиптики, северных легенд и современной теософии. Он рассказывал средневековую легенду об императоре Фридрихе Барбаросса, который долго спал в горе Kyffhдuser. Но однажды проснувшись, волной тевтонско- го гнева прокатился по всему миру, подчинив его не- мецкой гегемонии. В этой истории черпали вдохновение средневековые утописты, надежды которых в XIII веке сосредотачивались вокруг династии Гогенштауфенов. Позже исторические и культурные обстоятельства изменились и в XV веке основные надежды возлагались уже на императоров Фридриха IV и Максимилиана I из династии Габсбургов. Один утопический трактат того времени, озаглавленный Gamaleon, рассказывает о буду- щем немецком императоре, который должен подчинить себе французскую монархию и папство. Римская церковь должна была лишиться имущества, все ее духовенство предназначалось к истреблению. После победы над вра- гами, германцы должны были возвыситься над прочими народами. Вместо папы новый немецкий патриарх в Май- нце должен был возглавить новую церковь, подчиненную императору, новому Фридриху, власть которого обнимала собой всю землю.
Листовский образ золотого века во многом составлен из элементов раннего национализма и популярной эсха- тологии. Первые манифесты националистов содержали в себе ту же веру в немецкий мир, в котором однажды исполнилась божественная воля и который поэтому был источником всякого блага до тех пор, пока не был раз- рушен заговором низших, негерманских народов, церкви, капиталистов, евреев и кого угодно. Для восстановления идеального мира требовалась новая аристократия, руко- водимая божественным посланником, призванным отстоять религиозные и политические ожидания угнетен- ных. Лист развивал традиции исторического хилиазма, утверждая, что правление Фридриха IV и Максими- лиана I означало возрождение арманистского духа, но к несчастью потерпело крах по причине заговора лютеров- ской реформации. Также весьма значительным является то обстоятельство, что Лист с большим вниманием относился к идеям Джордано Бруно, философа и еретика XVI века. Бруно полагал, что иудаизм и христианство разложили древнюю и истинную религию, которой была для него магия египетской " Герметики" и мистицизм; такое мнение было весьма популярно среди неопла- тоников Ренессанса. Бруно также стремился к освобож- дению, которое могло дать вновь открытое знание древних. Соединение милленаристских чаяний и каб- балистической мысли характеризовали и листовский образ новой Германии. С большим одобрением он цитирует Бруно: " О Юпитер, позволь немцам понять свою силу и они станут не людьми, но богами".
Одна из северных эпических легенд предлагает дру- гой образ золотого века, который также весьма важен для нашего анализа. Еще в 1891 году Лист нашел стих " Волюспы", в котором появлялась устрашающая и вместе с тем великодушная мессианская фигура:
Великий человек вернулся в круг правителей Властвующий над всеми, он кладет конец раздорам Его решения мудры и справедливы
|