Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гвидо фон Лист






 

Гвидо фон Лист был первым популярным автором,

соединившим народническую (volkisch) идеологию с

оккультизмом и теософией. Он также оказался выдаю-

щейся фигурой среди volkisch публицистов в Германии

перед 1914 годом. Урожденный житель Вены, столицы

Габсбургской Австрии, которая на рубеже веков оказалась

в стороне от магистралей немецкого национального

развития, принадлежавший к более старшему поколению,

чем большинство его предвоенных идеологических сото-

варищей, Лист стал заметной фигурой на восточной

окраине немецкого мира. Его читатели и последователи

относились к нему как к умудренному патриарху,

мистическому гуру националистов, чьей проницательно-

стью славное арийское и немецкое прошлое Австрии избав-

лено от влияния иностранных культур и христианства.

В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным

германцам отыскивать в ландшафтах Родины, ее фоль-

клоре и археологии сохранившиеся следы великолепного

теократического арийско-германского государства, воз-

главляемого королями-священниками и посвященными

гностиками. Он занимался каббалистикой и астрологией

и претендовал на звание последнего из арманистских

магов, тех, что имели власть в старом арийском мире.

Гвидо Карл Антон Лист родился в Вене 5 октября

1848 года, став старшим сыном в семье преуспевающего

торговца из средних классов. Его мать и отец принад-

лежали к торговым семьям, жившим в столице по мень-

шей мере на протяжении двух поколений. Мария Лист,

мать Гвидо, была дочерью торговца недвижимостью

Франца Антона Киллиана, который в антироялистскую

революцию 1848 командовал Первой Венской Граждан-

ской Обороной. Его отец, Карл Антон Лист, занимался

кожей, продавал седельное снаряжение и другие готовые

товары, тогда как дедушка, Карл Лист, был трактир-

щиком и виноторговцем. Прадедушка тоже содержал

гостиницу.

 

Гвидо Лист воспитывался в районе города, распола-

гавшемся на восточной стороне старого канала Danube,

в центре. Биографы утверждают, что у Листа было

счастливое детство и надежный дом. В 1851 Антон фон

Антейтор написал его портрет акварелью, что свидетель-

ствует о богатстве семьи и о разделяемых ею буржуазных

привычках Вены.

 

Молодой Лист имел очень добрые отношения с

родителями. Листы любили водить своих детей на про-

гулки по окрестностям столицы, и эти экскурсии про-

будили страсть Листа к природе и сельскому пейзажу.

В нем обнаружились и артистические наклонности,

свои чувства он всякий раз пытался выразить пером

и красками. Поощряя его усилия, отец давал ему уроки

живописи и рисунка. Сохранились заметки Листа,

датированные 1863 годом, и рисунки замков, пейзажи

Нижней Австрии и Моравии.

 

Семья Листа, подобно многим австрийским семьям,

была католической, и Лист в должное время принял

крещение в храме Святого Петра в Вене. Но в 1862

произошел случай, выдавший его недостаточную увле-

ченность ортодоксальной религией. Его отец с друзьями,

собираясь посетить катакомбы под собором Св. Стефана,

решили взять Листа с собой. Темнота и низкие своды

произвели на мальчика сильное впечатление. Позже он

рассказывал, что преклонив колена перед разрушенным

алтарем в подземной часовне, он поклялся создать храм

Вотану, когда вырастет. Очевидно, он видел в лабиринте

под собором дохристианскую усыпальницу, посвященную

языческому божеству. Впоследствии Лист утверждал, что

его обращение следует датировать этим юношеским

откровением.

 

Лист хотел стать художником и ученым; ученость

означала для него романтический образ историка, кото-

рый может читать прошлое по фольклору и пейзажам.

Это желание привело к конфликту с отцом, поскольку

тот намеревался использовать старшего сына и на-

следника в семейном бизнесе. Лист подчинился отцовским

ожиданиям и занялся коммерческим образованием, но

это подчинение не было полным. С этого момента он

делил свое время между требованиями коммерции и

частной жизнью в мире искусства, воображения и

почитания природы. В рабочие часы он помогал отцу,

но все свободное время посвящал пешим прогулкам и

верховой езде по окрестностям во всякую погоду, делал

зарисовки, записывал впечатления. Деревенские про-

гулки обострили интерес Листа к альпинизму и гребному

спорту. Хорошо владея тем и другим видами спорта, он

стал основным персонажем Венского гребного клуба и

секретарем Австрийской Альпийской Ассоциации в

1871 году. Знаменательно, что его первая публикация

появилась в ежегоднике Альпийской Ассоциации.

В спорте навсегда соединились для него деятельное брат-

ство с величественными стихиями гор и рек.

 

Любовь Листа к природе вместе с тем была одушев-

лена стремлением к одиночеству и желанием уйти от

суеты дневного мира. Он бывал счастлив, если ему уда-

валось совершать свои прогулки в одиночестве. Он не

чуждался общества друзей, но часто все же воспринимал

их как помеху радостям внутренней жизни. Со-

хранившиеся описания коллективных путешествий рас-

сказывают о его причудах и приватных приключениях.

Такие приключения всегда сопровождал ритуал, что прев-

ращало его внутренний мир во что-то исключительное

и создало ему репутацию одинокого волка и мистика.

Примером таких ритуалов могут служить встречи летнего

солнцестояния. После долгого перехода через Мансфельд

Лист и его друзья добираются до гостиницы. Разыг-

равшийся шторм принуждает группу заночевать там.

Лист же покидает товарищей, чтобы ознаменовать сол-

нцестояние (приветствовать солнце) одинокой ночевкой

на вершине Гейзельберга. В другой раз, 24 июня 1875 го-

да он убеждает четырех друзей отложить послеполуден-

ные дела и сесть за весла. По каналу Danube они достига-

ют развалин римского города Карнунтум, где распола-

гаются лагерем и пируют всю ночь. Для его друзей это

был просто удачный вечер; для Листа, погруженного в

мечты, это была 1500 годовщина победы германцев над

римлянами, которую он праздновал огнем и захоронением

восьми винных бутылок в форме свастики под аркой

Языческих Ворот.

 

В последние годы Лист открыто объяснял свое вле-

чение к природе неприязнью к современному миру улиц,

магазинов и заводов. Ему не нравилась новая Вена: когда

бы ни бросал он город ради деревни, он чувствовал, что

убегает от " мутного савана метрополии" и " отвратитель-

ных сцен дикой погони за прибылью". Современная эко-

номика, по мнению Листа, словечками о поиске

индивидом самого себя, сбила человечество с пути. " Нуж-

но бежать из тех мест, где пульсирует жизнь, искать

уединенные островки, которых не коснулась человеческая

рука, чтобы поднять магический покров природы". Его

уход в мягкий и покойный мир природы был бегством

от современности, но вместе с тем и от отеческого

насилия, принуждавшего его к коммерческой карьере.

 

Пока отец продолжал руководить делом, Лист мог

свободно изощрять свой вкус одиночеством, долгими про-

гулками и спортом. Но после смерти Карла Антона в

1871 году, Листу пришлось самому зарабатывать на

жизнь. Совершенно не приспособленный к коммерции,

он скоро устал от бизнеса и женился на своей первой

жене, Елене Форстер-Петерс, 26 сентября 1878 года.

Следующее десятилетие он вспоминал как время тяжких

испытаний, молодая пара вела весьма скромное сущест-

вование на небольшие собственные средства и скудные

доходы от журналистской деятельности Листа.

 

Теперь, когда его карьера завершилась, Лист все

время мог отдавать литературе и истории. С 1877 по

1887 он опубликовал множество статей об австрийской

деревне и привычках ее обитателей в газетах Heimat,

Deutsche Zeitung, Neue Welt, хорошо известных своими

националистическими чувствами. Его описания местности

сопровождались языческими интерпретациями местных

названий, обычаев и народных легенд. Одно из первых

типичных идиллических описаний группы средневековых

замков близ Мелка было опубликовано в Neue Deutsche

Alpenzeitung в 1877 году. Поскольку Австрийская

Альпийская Ассоциация приобрела транснациональный

статус в 1874 году и для нее не существовали немецко-

автрийские границы 1867 и 1871 годов, Лист находился

в контакте и с немецкими и с австрийскими членами

Ассоциации националистической и пангерманистской

ориентации. Теперь Лист все время говорил о родном

пейзаже. Альпы и Danube почитались им за националь-

ную идентичность: реки, поля и горы имели лицо, здесь

жили духи Тевтонских мифов и фольклора. Эти первые

статьи отличались от юношеских набросков своим

отчетливо volkisch и националистическим духом.

 

Все эти годы Лист работал над первым большим

романом " Карнунтум" (издан в двух томах в 1888),

воодушевленным памятной летней вечеринкой, посвя-

щенной солнцестоянию 1875-го. В 1881 он опубликовал

короткие фрагменты тех переживаний. Очарованный

гением места, Лист всматривался в далекое прошлое

Карнунтума. Улицы и великолепные здания разрушенных

городов вставали вокруг него, призрачные фигуры

прежних обитателей проходили перед его мысленным

взором, он видел роковое сражение германцев и римлян,

приведшее к падению гарнизона в 375 году. В его глазах

нападение племен Квади и Маркоманни положило начало

тем германским продвижениям, которые в результате

повели к разграблению Рима в 410 году и падению

империи. Для Листа само слово Карнунтум несло вол-

нующую ауру старой германской доблести, сигнал, на-

поминающий о событии, выведшем древних германцев

на арену мировой истории. Карнунтум, описанный в

романе, был захватывающей игрой воображения.

 

Эта правдоподобная история была вдвойне привлека-

тельна для немецких националистов Австрии. Во-первых,

Лист поместил австрийские племена в авангард победы

над Римом. Во-вторых, его повествованием предполага-

лось, что родовые племена доримской Австрии и

постримских варварских королевств неизменно населяли

родную землю. Их высокая цивилизация, употребляя

термин Листа, только дважды прерывалась за всю

историю: впервые, Римской колонизацией Паннонии с

100 по 375 и, вторично, с пришествием христианства

или " другого Рима". Такое представление событий отра-

жало неприязнь Листа к современному католическому

состоянию Австрии. Действующее политическое устрой-

ство и общепринятое вероисповедание выглядели с этих

позиций незаконными, следствием иностранного по-

давления немецкой культуры на протяжении многих ве-

ков.

 

Мифологические события направили внимание не-

мецких националистов на поиск оправданий их неудов-

летворенности многонациональным австрийским государ-

ством. Раннее признание романа сослужило Листу боль-

шую службу. В 1888 выходит также исторический труд

Генриха Кирхмайра, озаглавленный " Древнее германское

племя Квади". Опубликовал книгу ферейн " Немецкий

дом" в Брно, чьим президентом был промышленник

Фридрих Ванек, глава Пражской Медной Компании и

Первой Инженерной Компании Брно; обе компании -

наиболее крупные производители Габсбургской империи.

ферейн " Немецкий дом" объединял немецких жителей

Брно, замкнутых в кругу преобладающего чешского на-

селения Южной Моравии. Ванек был поражен паралле-

лями между художественным воображением Листа и ака-

демическим трудом Кирхмайра. Между Ванеком и Листом

завязалась регулярная переписка, которая заложила фун-

дамент последующей дружбы. Ферейн " Немецкий дом"

опубликовал впоследствии три книги Листа в отдельной

серии, посвященной изучению истории и литературы, а

щедрость Ванека привела впоследствии к созданию Обще-

ства Листа 20 лет спустя.

 

Помимо популярности в volkisch кругах Брно, " Кар-

нунтум" помог Листу приобрести известность в

австрийском движении пангерманизма, связанном с име-

нами Риттера Георга фон Шонерера и Карла Вольфа.

Шонерер впервые участвовал в выборах в австрийский

рейхсрат и был первым пламенным поборником анти-

семитизма и национализма среди немецких нацио-

налистов Габсбургской империи. Он произнес свою пер-

вую антисемитскую речь перед собранием в 1878 году

и в выборном обращении потребовал экономического и

политического союза немецкоязычной Австрии с Не-

мецким Рейхом. С 1883 он издавал крайне нацио-

налистическую газету " Подлинное немецкое слово", в

которой настаивал на германской сущности австрийских

немцев и требовал отделения немецких провинций от

многонационального тела империи. В эти десять лет Шо-

нерер ездил по провинциям, отыскивая кружки, куль-

турные сообщества, спортивные клубы с аналогичными

настроениями. Все объединения были заняты пробуж-

дением националистического сознания среди австрийских

немцев. Для этого употреблялось множество способов:

празднование годовщин немецкой королевской династии

и культурных героев - прусского кайзера, Бисмарка,

Мольтке, Вагнера; праздники летнего солнцестояния - в

соответствии с древними обычаями; создание исследова-

тельских кружков по изучению немецкой истории и

литературы. В 1890-х Лист оставил свой след в этой

среде.

 

В 1890-м году Карл Вольф, пангерманист и парла-

ментский депутат, начал издавать еженедельный " Вос-

точно-Германский обзор"; политический тон его был чуть

менее националистичен, чем газета Шонерера. Лист стал

его постоянным сотрудником. В 1891 году газета

публикует выдержки из его последней книги

" Мифологические пейзажи Германии" (1891), которая

представляет собой антологию его фольклорной жур-

налистики за предшествующее десятилетие. Названия

его статей спустя несколько лет свидетельствуют о не-

угасающем интересе к национальному прошлому

Австрии: в 1893 году увидел публикацию

" Gotterdammerung" и " Allerseelen und der vorchristliche

Totenkult des deutschen в газете Вольфа; в 1894 вышла

длинная, публикуемая частями " Die deutsche Mythologie

im Ramen des Kalender-jahres" и в традиционно volkisch

стиле, поэтизирующем крестьян " Der Kohlenbrenner, ein

nieder-Osterreichische volks-type"; юбилей национальных

ремесел был предметом его статьи " Die Blutezeit des

deutschen Handworkers in Mittelalter" в 1895. В статьях

" Der deutsche Zauberglaube im mephistopheles Bauwesen"

он исследовал магический фольклор. В середине де-

сятилетия в систему национальных чувств Листа вошел

антисемитизм, что отразилось в его предупреждающем

эссе " Die Juden als Staat und Nation". Он также писал

для Аурелиуса Польцера в " Bote aus dem Waldvrertel" и

" Kyffhauser", которые подняли флаг пангерманизма в

Хорне и Зальцбурге. Его темами постоянно были ге-

ральдическая символика и народные обычаи, касающиеся

крещения, свадеб, похорон. Ему казалось, что эти

традиционные институты целиком отражают архаические

тевтонские практики. По пути национального освоения

местной истории и- археологии, проложенному Листом,

последовал также Франц Кисслинг, автор нескольких:

книг по топографии, древним памятникам и обычаям

Нижней Австрии. Оба автора были знакомы и несомненно

имели влияние друг на друга.

 

Журналистика не была единственным средством,

каким Лист поддерживал пангерманизм, он был известен

также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893 он

прочитал лекцию для ферейна " Немецкий дух" о

служителях культа Вотана. Лист утверждал, что эта

вымершая форма веры была национальной религией тев-

тонов. Эта весьма близкая Листу тема послужила пред-

метом и для более ранней лекции, прочитанной для

ферейна Ванека " Немецкий дом" в 1892 году, в Брно.

В будущем воображаемое священство должно было стать

центральной идеей его политической мифологии. Он так-

же сотрудничал с " Союзом немцев", ферейном, учреж-

денным вновь в январе 1894 года Карлом Вольфом и

Карлом Иро, издателем газеты Шонерера. 3 декабря

1894 ферейн проводил вечерний фестиваль, в программу

которого входили выступления музыкантов, хор, а также

премьера мифологической пьесы Листа " Вала пробужда-

ется", которая должна была последовать за его же речью

о немецкой миссии. Фестиваль предназначался

исключительно для националистов и на входных билетах

можно было прочитать: " для евреев недействителен". Как

член крайне националистической Немецкой гимнастиче-

ской лиги, на святочных торжествах 1895, Лист выступил

с воодушевляющей речью, имеющей название " Deutsche

Treue", опубликованной сначала в ежемесячном журнале

Немецкой Националистической Рабочей Лиги, и затем

вышедшей как приложение к " Восточно-Германскому

Обзору".

 

Лист продолжал публиковать свою литературную про-

дукцию на протяжении всех 90-х годов. В 1893 он осно-

вал, вместе с Фанни Вшиянски, беллетристическое обще-

ство в целях воспитания неоромантической и

националистической литературы Вены. Данубианское

Литературное Общество создавалось по образцу litteraria

sodalita Danubiana (Вена, XV век) венского гуманиста

Конрада Цельте (1459-1508), краткую биографию ко-

торого Лист составил в 1893 году. Успех первого романа

" Карнунтум" ожидал и два других исторических романа

о германских племенах. " Возвращение юного Дитриха"

(1894) рассказывало историю молодого тевтонца, в V веке

насильно обращенного в христианство. Роман заканчивал-

ся радостным возвращением отступника к первоначаль-

ной религии огнепоклонников. Столь же мелодра-

матичной была сага " Пипара" (1895), это двухтомное

повествование посвящалось поразительной карьере де-

вушки племени Квади из Эбуродунума (Брно), которая

прошла путь от римской пленницы до императрицы.

Пангерманисты были единодушны в своей восторженной

оценке произведений Листа. Газеты Шонерера и Вольфа

публиковали горячие отклики на " Пипару". 9 апреля

1895 редакция " Восточно-Германского Обзора" устроила

вечер Гвидо Листа в честь автора. Помимо чтений на

нем выступили с лекциями Оттокар Штауф фон дер

Марк, издатель Tiroler Wochenschrift и Карл Птак, другой

издатель газеты Вольфа. Лист также представил

лирические фрагменты на мифологическом и

националистическом жаргоне. После его лПосвящения

валькирий", изданного Ассоциацией Ванека в Брно, хо-

ровое общество Вены дало концерт 6 июня 1896, на

котором исполнялась его поэма лOstara's Einzug". То же

самое общество организовало фестиваль Листа, посвя-

щенный серебряной годовщине его литературных попы-

ток, 7 апреля 1897 года. К этому моменту Лист стал

знаменит среди пангерманистов Австрии.

 

Поиски древней религии страны привели Листа к

языческой вере, что нашло подтверждение в его ка-

техизисе лНепобедимый" (1898). 6 января 1898 его

посетил старый католический епископ Богемии, Ниттель

фон Варнсдорф, и тепло поздравил с введением лновой

эпохи в истории религии". В августе 1899 Лист вторично

женился на Анне Виттек из Стеки в Богемии; венчание

состоялось в евангелической протестантской церкви. Лю-

теранство его жены отражало духовные колебания многих

австрийских пангерманистов, желавших выразить свое

разочарование в империи отказом от общепринятой ка-

толической веры. Аурелиус Польцер формально перешел

в протестантство в 1885; в 1900 за ним последовал

Шонерер. Эта тенденция стала особенно сильной после

1898, в пограничных немецких поселениях; здесь

австрийские пангерманисты, поощряемые проектом Шо-

нерера по разрыву с Римом, стремились отличить себя

от окружавших их чехов и славян особой, прусской

системой ценностей. Подсчитано, что к 1900 число обра-

щенных в Австрии достигало 10 тысяч, более половины

из них временно жили в Богемии. Впрочем, vцlkisch Ч

склонность Листа к язычеству препятствовала любым

формам объединения с альтернативной христианской

религией.

 

Анна Виттек была актрисой, играла Валу на фестива-

ле 1894; также участвовала в драматических чтениях

поэзии Листа. Ее портрет показывает нам молодую милую

женщину, одетую просто и таинственно. Лист нашел в

ней источник вдохновения и страстную истолкователь-

ницу для образов национального прошлого, терзавших

его чувства. После женитьбы, Лист посвятил себя исклю-

чительно драме. Его пьесы лКороль Ванниус" (1899),

ДМагический огонь летнего солнца" (1901) и лЗолотая

монета" (1903) посвящались соответственно королевской

трагедии, обрядам Иванова дня и любовной истории в

незапамятные времена. Любопытным результатом обра-

щения к сцене как способу распространения идей, стал

программный памфлет лРеконструкция Карнунтума"

(1900). Здесь Лист писал о том, что восстановление

римского амфитеатра с ареной под открытым небом поз-

воляет включать в сценарий бои с драконами, парусные

гонки, состязания бардов и Thinge (ежегодные немецкие

ассамблеи), что могло бы облегчить понимание символов

культа Вотана широкой публике. Лист называл проект

лНового Карнунтума" германо-австрийским Байрейтом и

действительно пример Вагнера служил для него образцом.

 

К концу века Лист достиг значительного успеха как

автор, работающий в рамках неоромантического и

националистического жанра. Его творчество целиком сос-

редотачивалось на героическом прошлом и религиозной

мифологии родной страны. В 1902 году произошли су-

щественные изменения в характере его идей: оккультные

понятия проникли в воображаемый мир древних гер-

манских верований. В 1902 году Лист перенес операцию

по удалению катаракты и оставался слеп на протяжении

одиннадцати месяцев. Все это долгое и тревожное время

вынужденного безделья, он находил утешение в размыш-

лениях над происхождением рун и языка. В апреле 1903

он отправил манускрипт об арийском протоязыке в Им-

перскую Академию Наук в Вене. Этот документ содержал

идею грандиозной псевдонауки, объединяющей немецкую

лингвистику и символологию: первая его попытка

проинтерпретировать средствами оккультного откровения

буквы и звуки рун, алфавит, с одной стороны, и эмблемы

и знаки древних надписей, с другой. Хотя Академия

вернула манускрипт без комментариев, этот небольшой

труд разрастался в последующие десятилетия и прев-

ратился в результате в шедевр его оккультно-

националистических изысканий. В сентябре 1903 венский

оккультный журнал лГнозис" опубликовал статью Листа,

отражавшую новый теософский поворот его мысли. Здесь

автор восстанавливает процесс мирового творения и

иллюстрирует его фазы знаками трискелиона и свастики.

Более подробно теософские влияния на творчество Листа

будут рассмотрены в последующих главах.

 

Между 1903 и 1907 годами Лист время от времени

Употребляет аристократический титул лфон" в своем

имени: в 1907 он вносит титул в адресную книгу Вены.

Такая процедура требовала выписки из архива родовой

знати, который устраивал официальное расследование.

2 октября 1907 года Лист отстаивал перед магистратом

принадлежность своей фамилии нижнеавстрийской и

штирийской аристократии. Он утверждал, что его пра-

дедушка отказался от титула, поскольку вступил в сос-

ловие городских торговцев (содержал гостиницу), но он,

Гвидо фон Лист, возвращает себе титул, потому что

оставил коммерцию для занятий литературой в 1878 году.

В доказательство своего происхождения Лист де-

монстрировал кольцо с печатью, которое его дедушка по

праву носил. На гербе изображались две геральдические

лисы в расчетверенном поле (Лист по-немецки -

хитрость); они служили эмблемой рыцарю двенадцатого

века Буркхардту фон Листу, что подтверждается старыми

хрониками.

 

Может быть и в самом деле в признании титула

нуждалась тонкая организация Листа, в любом случае

социальные мотивы его притязаний, будь это 1878 или

1907, гораздо важнее. Почему Лист хотел титула? -

должно быть нашим первым вопросом. По собственному

признанию, Лист решил вернуть титул, потому что отка-

зался от коммерческой карьеры. Как автор, он чувствовал

себя принадлежащим культурной элите, порвавшим глу-

бокие связи со средним классом. Рассмотренное в этом

свете принятие Листом титула выглядит социокультур-

ным подтверждением желаемой идентичности. С другой

стороны, если обращение к титулу датируется 1907 го-

дом, как об этом свидетельствуют документы, самоут-

верждение Листа может быть рассмотрено как законо-

мерное следствие его религиозной фантазии. Как явствует

из его лекций о жрецах Вотана, Лист полагал, что эта

древняя религиозная элита образовала первую аристок-

ратию германских племен. С 1905 по 1907 эта мысль

проходит через его геральдические исследования. Он

трактует геральдику как систему эзотерических семейных

эмблем, передаваемых от старой иерархии современному

дворянству. Настаивая на титуле и гербе, Лист тем самым

утверждал себя как потомок иерархии в той же мере,

как ее историк. Его друг, Ланц фон Либенфельс также

принял титул в 1903, и возможно, тем повлиял на Листа.

Аристократические ловушки генеалогии и геральдики,

эзотерически интерпретируемые, помогали людям вновь

обрести собственное достоинство и смысл жизни.

Несмотря на резкий отказ Имперской Академии, уда-

ча улыбалась Листу. В декабре 1904 Рудольф Бергер

поднял вопрос в парламенте, потребовав объяснений та-

кого обращения с Листом от министра культуры и обра-

зования. Этот запрос был подписан пятнадцатью видными

венскими сановниками. Никакого удовлетворения от Ака-

демии не последовало, но поднявшийся шум привел сто-

ронников Листа к широкому обсуждению вопроса о воз-

можном основании Общества Листа (Guido-von-List-

besellschaft), которое могло бы финансировать и издавать

серии исследований Листа, посвященных национальному

прошлому. Инцидент и последовавшее предложение де-

монстрируют невероятную привлекательность идей Листа

для пангерманистов и оккультистов одновременно.

 

В 1905 году Фридрих Ванек, его сын Фридрих Оскар

Ванек, Ланц фон Либенфельс и еще примерно пятьдесят

человек подписывают первый адрес в поддержку Обще-

ства Листа. Изучение этих подписей свидетельствует о

широкой и мощной волне сторонников среди обществен-

ных деятелей Австрии и Германии. Здесь имена Карла

Люэгера, антисемита и мэра Вены; Людвига фон Бернута,

главы vцlkisch организации здоровья Фердинанда Кхуля,

члена комитета Клуба Немецкого Языка; Адольфа Гар-

пфа, издателя Marburger Zeitung; Германа Пфистера-

Швагхузена, профессора лингвистики в университете

Дармштадта, и энтузиаста австрийского пангерманизма;

Вильгельма фон Пикль-Шарфенштайна (барон фон

Виткенберг), составителя нескольких антисемитских

справочников; Аманда фон Швейгер-Лерхенфельда, изда-

теля популярного журнала Stein der Weisen и офицера

армии; Аурелиуса Польцера, издателя

националистических газет Хорна и Граца; Эрнста Вах-

лера, vцlkisch автора и организатора немецкого театра

под открытым небом в горах Граца; Вильгельма Рохме-

дера, просветителя-пангерманиста в Мюнхене; Артура

Шульца, издателя берлинского журнала за vцlkisch обра-

зовательную реформу; Фридриха Вигершауза, главы

Эльберфельдской ветви мощной Немецкой Национальной

Ассоциации Коммерческих служащих и Франца Винтер-

штайна, члена комитета антисемитской Немецкой

Социальной Партии (DSP) в Касселе. К этим пред-

ставителям пангерманизма в Австрии и Германии присо-

единились несколько оккультистов: Гуго Геринг, издатель

теософской литературы в Веймаре; Гаральд Аруна Гра-

велл ван Остенооде, теософский автор из Гейдельберга;

Макс Зейлинг, эзотерический памфлетист и популярный

философ из Мюнхена и Пауль Цильман, издатель Ме-

тафизического обзора и мастер оккультной ложи из

Берлина. Все эти люди своей подписью подтвердили

основание Общества Листа.

 

После официальной церемонии открытия 2 марта

1908 года, Общество Листа продолжало привлекая

националистических и оккультистских сторонников

С 1908 по 1912 в состав Общества вошли: депутат Бе-

ранексо - организатор Союза немцев в 1894 году; Ру-

дольф Бергер, член комитета Немецкой Национальной

Рабочей Лиги в Вене; Герман Брасс, глава Лиги Немцев

в Северной Моравии; Данкварт Герлах, пылкий привер-

женец националистического и романтического Молодеж-

ного Движения; Конрад Глазенапп, биограф Вагнера;

полковник Карл Хельвиг, vцlkisch организатор в Касселе

Вернхард Кернер, геральдический эксперт и популяриза-

тор генеалогии; Йозеф Людвиг Реймер, пангерманистский

автор из Вены; Филипп Штауфф, крайне антисемитский

журналист из Берлина; Карл Херцог, глава Филиала

Маннгейме DHV. Этот список националистов можно до

полнить именами ведущего немецкого теософа Франца

Гартмана, теософского издателя Артура Вебера, оккульт-

ного романиста Карла Хильма, теософа генерала Блазиуса

фон Шемуя, всего коллектива членов Венского Теософ-

ского Общества и Карла Хейзе, ведущей фигуры в ве-

гетарианском и мистическом культе Магоагпап из

Цюриха. Этот перечень предполагает, что идеи Листа

были одинаково приемлемы для многих образованных

людей, вышедших из высших и средних классов Австри

и Германии. Привлеченные уникальным соединением

национальной мифологии и эзотеризма, эти люди готовы

были ежегодно жертвовать обществу по десять крон

Основной частью своего имущества Общество было обя-

зано семье Венека, который в день торжественного

открытия передал ему более трех тысяч крон.

 

Поощренный такой щедрой поддержкой, Лист написал

серию " Ариогерманских исследовательских отчетов;

(Guido-List-Bьcherei), которые в основном содержал"

оккультные интерпретации национального прошлого

Между 1908 и 1911 шесть отчетов были изданы в виде

буклетов под покровительством Общества Листа. Эти

публикации включали в себя ключ к смыслу и магической

власти рун (GLB1), изучение политической власти и

организации жрецов Вотана (Armanenschaft) (GLB2 и

2а), эзотерические толкования фольклора и местных на-

званий (GLB3 и GLB4), словарь тайных арийских письмен

в иероглифах и гербовых знаках (GLB5). В 1914 Лист

опубликовал свой коронный труд по лингвистике и симво-

логии (GLB6). Эти семь буклетов представляли систе-

матический обзор его творчества, касающегося

религиозных, политических и социальных установлений

национального прошлого. Воображаемый мир прошлого

(и желанного настоящего) служил записью мировоз-

зрения (Weltanschanung), разделяемого Листом и его

ближайшими соратниками. Анализ этого Weltanschanung

будет задачей последующих глав.

 

Репутация Листа среди членов vцlkisch и

националистических объединений еще более укрепилась

на волне его первых трех отчетов 1908 года. Ариогер-

манские институты стали предметом интенсивных обсуж-

дений в vцlkisch прессе и других газетах. С 1909 имя

Листа хорошо известно vцlkisch кружкам Австрии и Гер-

мании; Neues Wiener Tagblatt и Grazer Wochenblatt

восхищаются его открытиями; ежедневная берлинская

газета " День" занимается освещением бесценного наслед-

ства; французский журнал говорит о нем как об " учителе

мистического империализма". Только в феврале 1911 о

нем прочитаны три академические лекции в Берлине и

Вене. За этими рукоплесканиями последовало

восхищение второстепенных авторов, черпающих в его

исследованиях свое вдохновение. В 1907 Джером Бал,

венгерский учитель из Levoca опубликовал оккультный

справочник по венгерской геральдике, который он по-

святил Листу; его примеру последовали Б. Ханфтман,

написавший исследование об отечественной архитектуре

и Эрнст фон Вольцоген, автор обзора современной лите-

ратуры. В июне 1909 Вольцоген поставил свою vцlkisch

драму " Майская невеста" в Висбадене. Со словами глу-

бокого восхищения он посвятил пьесу Листу и просил

его о чести посетить премьеру. Репортер впоследствии

описывал Листа как " воинственную, увенчанную

сединами манифестацию Арманизма". В 1912 Карл Хей-

зе, написав о семи священных рунах, указал, что его

работа опирается на открытия " моего дорогого учителя

Гвидо фон Листа", в это же время Карл Энгельгардт

посвятил мифологическую идиллию " учителю Божест-

венного". Немецкие теософы также согласились с

националистической популяризацией Листом их доктрин.

Франц Гартман сравнил труд Листа о иероглифах с

" Разоблаченной Изидой" Блаватской, а Иоханнес

Бальзли, издатель " Праны", написал биографию Листа

как " заново открывшего древнюю арийскую мудрость",

 

Идеи Листа распространялись тремя основными

путями. Его идеология, укорененная в конфликте не

мецких и славянских национальных интересов, привлекла

vцlkisch кружки Германии, которые также стремились к

шовинистической мистике в целях защиты германизма

от либеральных, социалистических и " еврейских

политических сил в позднюю вильгельмианскую эпоху.

Наиболее важными переносчиками идей Листа за границей

были те члены Общества Листа, которые участвовали в

создании Reichshammerbund и Germanenorden. Филиг

Штауфф, Карл Хельвиг, Георг Хауэрштайн, Вернер Кер-

нер и Эберхард фон Брокхузен действовали в обеих этих

предвоенных антисемитских лигах. В последующих гла

вах мы проследим, как это идеологическое влияние рас-

пространялось через Germanenorden и его мюнхенское

отделение, к еще молодой нацистской партии. Эта линия

влияний конечно имеет особый вес в любых оценка

исторической значимости Листа.

 

Второй путь распространения влияний связан с не-

сколькими теневыми vцlkisch фигурами в Германии, чья

публицистическая деятельность обеспечила широкую

аудиторию идеям Листа во время и после войны. В ноябре

1911 Лист получил письмо, подписанное псевдонимом

Тарнхари; автор утверждал, что является потомком или

воплотившейся душой вождя древнего племени Вользн-

ген. Тарнхари сообщал Листу, что его родовые вос

поминания-видения подтверждают реконсгрукции

ариогерманских традиций и иерархических институтов

выполненную Листом. Во время войны Тарнхари издал

две патриотические брошюры в Дейссене, около Мюнхене

и затем открыл vцlkisch издательство в Лейпциге. В пос-

левоенный период он был связан с Дитрихом Эккартом

наставником Гитлера в первые дни партии нацистов

В том, что Тарнхари занимался популяризацией идей

Листа во время войны, можно убедиться из работ Элле-

гарда Эллербека, vцlkisch-мистического автора, одинаково

благодарного и Тарнхари, и Листу. Его примеру после-

довали другие в 1920-е гг., т. е. кто писал о религии

арманизма и обеспечивал это слово современно

националистической валютой.

 

Третий путь распространения влияний Листа связан

с теми, кто подробно разрабатывал его идеи оккультного

арийско-германского наследства и размышлял над муд-

ростью рун, пророческих наук, Эддой и тевтонской ас-

трологией. Рудольф Джон Горслебен, Вернер фон Бюлов,

Фридрих Бернхард Марби, Герберт Рейхштайн и Фроди

Инголфсон Верманн создали сложный комплекс ар-

м.анистско-ариософских знаний, которыми, хоть и свя-

занные с творчеством Ланца фон Либенфельса в 1920-е,

все же в большей мере обязаны Гвидо фон Листу. Позднее

ариософское движение расцвело в Германии в конце 20-х

и в 30-е годы. Хотя представители движения работали

в эзотерических обществах и не были связаны с

политическим движением, все же маленькие кружки

рунологов-оккультистов пользовались большим доверием

Генриха Гиммлера и принимали участие в разработке

символов и ритуалов СС.

 

Сам Лист оставался мистическим мыслителем с ну-

левым организационным талантом. Все же он создал

небольшой круг посвященных внутри Общества Листа,

обозначенный буквами НАО (Hoher Annanen-Orden).

НАО возникла на празднике летнего солнцестояния 1911,

когда наиболее посвященные члены Общества Листа в

Берлине, Гамбурге и Мюнхене отправились навестить

своих австрийских коллег в Вене. Лист принял решение

совершить паломничество к избранным местам " земли

Остара, где еще жив дух Хари-Вотана". 23 июня 1911

группа посетила катакомбы собора, где юный Лист впер-

вые ощутил присутствие языческого бога, и затем на-

правилась к другим признанным святыням Вотана на

Каленберге, Леопольдсберге и в Клостернебург. Спустя

три дня энтузиасты отправились в Брюль близ Медпинга,

Бург Крейзенштайн и, конечно, в Карнунтум. Этой пос-

ледней экспедицией отмечен апофеоз " странствований

по святым местам, предпринятых нашей конгрегацией".

Памятная фотография апофеоза свидетельствует о том,

что конгрегация насчитывала только десять человек.

Предполагалось, что НАО будет форпостом строительства

" новой духовной Германии", однако ее сектантская

природа и слишком благочестивый характер достаточно

очевидны. В апреле 1915 Лист созывает в Вене собрание

НАО, который теперь составляют в большей мере

австрийские общественные деятели, и они собираются

Для того, чтобы выслушать приветственную речь Листа.

 

НАО была слепым отростком среди прочих

исторически значимых объединений, поскольку Лист всю

войну предавался изучению оккультных и расовых проб-

лем. Его последний " исследовательский отчет", озаглав-

ленный " Арманизм и Каббала" содержал в себе намерение

развить разрабатываемую в юности систему оккультных

соответствий между различными объектами и качествами

физического мира, включая животных, растения, мине-

ралы, цвета, звуки, музыкальные знаки, числа, и

снабдить их эзотерической интерпретацией. " Отчет" так

никогда и не был подготовлен к публикации. В 1916

1917 годах Лист пишет несколько статей о приближении

национального золотого века; предполагалось, что он

должен наступить после поражения союзников; Иоханнес

Бальзли опубликовал два из этих предсказаний в своем

журнале " Прана", в 1917 году.

 

И во время войны идеи Листа по-прежнему привле-

кали тех, кто искал мистических объяснений трудностям

и лишениям войны. Лист получал множество писем

фронта, в которых его благодарили за утешительны

открытия; руны и древние арийские символы находили

на камнях, далеко от домашнего очага, они помогали

верить в окончательную победу ариогерманцев. Книги

Листа передавались из рук в руки в окопах и полевых

госпиталях. В начале 1917 Лист имел видене

убедившее его в скорой победе над союзниками, но его

предсказания не сбылись. 1918 год принес с собой блокаду

Европы, еда и топливо все в меньших количествах пос

тупали в города. Ранней осенью империя Габсбургсов

начала разлагаться и австрийцы были вынуждены просить

о мире 3 окября 1918. Лист оценил катастрофу в тыся-

челетнем контексте: кризис был необходим как время

скорби на пороге спасения ариогерманцев.

 

В конце 1918 семидесятилетний гуру был очень плох.

Вена голодала. Следующей весной Лист и его жена

решили поправить здоровье в поместье Эберхарда фон

Брокхузена, патрона Общества Листа, жившего в Лан-

жене, около Бранденбурга. По прибытии на вокзал

Anhalter в Берлине, Лист почувствовал себя очень утом-

ленным путешествием. Врач диагностировал воспаление

легких; состояние Листа резко ухудшилось. Утром 17 мая

1919 года арманистский маг и пророк национального

возрождения скончался в берлинской гостинице. Его

кремировали в Лейпциге, а урну с прахом захоронил

на Центральном Кладбище Вены. Филипп Штауф

написал некролог, появившийся в Munchener Beobachte

vцlkisch газете, издаваемой Рудольфом фон Зеботтендор-

фом; уже в следующем году эта газета стала официаль

льным нацистским органом и оставалась ведущей газетой

партии вплоть до 1945 года. Так, хотя Листу не довелось

узнать нацистскую партию, ее рождающийся дух почтил

его.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.14 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал