![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология профессионального обучения, воспитания и развития
Гл а в а 11 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Основные понятия Обучение часто рассматривается как процесс взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются знания, умения и навыки. Однако такое определение неполно, поскольку в качестве задач обучения формулируются также требования воспитания личности и развития мышления. В одном из последних учебных пособий по педагогической психологии И.А.Зимняя дала следующее определение: «Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества»1. Наиболее общим понятием представляется научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное. Выполняя различные виды деятельности, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и телепередачи, читая, человек приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный результат — приобретение опыта — не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения. В этих случаях речь идет о попутном, непреднамеренном научении. Его результат — бессистемные знания и умения. Но значение такого научения в условиях тотальной компьютеризации жизнедеятельности людей и доступности ин- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д, 1997. тернета возрастает, в связи с чем следует пересмотреть его роль в образовании. В тех случаях, когда специально организуется деятельность, целью которой — формирование новых знаний, умений и навыков, осуществляется учение. Итак, учение возникает тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определенные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности. Рассмотрим структуру учения. Что же представляет собой учебная деятельность? Как всякая деятельность, она побуждается мотивами, направленными на удовлетворение определенных потребностей: познавательных, в развитии и саморазвитии, в достижениях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т.п. Следующий компонент учебной деятельности — учебная ситуация. Любая учебная ситуация должна иметь проблемный характер. Учение как деятельность складывается из обобщенных способов действий. И наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения. В 1960-х гг. основную цель обучения видели в формировании знаний, умений и навыков. В последующий период цели обучения стали трактовать значительно шире. В.С.Леднев выделил такие цели обучения, как физическое развитие, развитие функциональных механизмов психики, формирование знаний, умений, навыков и обобщенных типологических качеств личности, развитие положительных индивидуальных свойств человека: его способностей, интересов, склонностей1. В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его цель — развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентацион-ной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особенностей. Конечно, центр тяжести любого обучения приходится на формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем — на развитие психических процессов, особенно мышления, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека. Следует подчеркнуть, что для общего образования определяющее значение имеют формирование знаний и развитие психических процессов, для профессионального — развитие всех подструктур личности. Соотношение их значимости зависит от профессии и специальности. Так, для рабочего чрезвычайно важны умения, навыки и психофизиологические свойства; для инженера — психические процессы мышления и воображения; для менеджера — ценностно-ориентационная, эмоционально-волевая сферы и т.п. 1 См.: Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. — М., 1980. — С. 62. Рассмотрим психологические особенности формирования знаний, умений и навыков в профессиональном образовании.
|